Сюрреалист
в сюрплясе
Главрежу театра кукол Владимиру Злобину не везёт в последнее время на
начальников
|
Владимир Злобин как член партии играет и курит
по правилам. 20.09.2008. Фото М. К.
|
Его карьера двигалась
зигзагами. Ученик Марии Кнебель (наследницы идей Станиславского),
Злобин много лет работал с театрами драмы на периферии. Считался "крепким"
профессиональным режиссёром, но слава не гналась за ним по пятам.
Понадобилась четырёхлетняя пауза, чтобы переключиться на кукольный
театр, где Владимир смог синтезировать и игру артистов, и "игру"
кукол. И тут-то и произошло: успех у знатоков, фестивали, лавры и
литавры. И, как всегда, палки в колёса со стороны профанов. Но сейчас,
как в песне, "всё позади - и КПЗ, и суд", и главный режиссёр,
полный сил, выходит на большую - свободную - дорогу.
|
"Эти свободные бабочки". Дон (А.
Филиппов) и Джил (Е. Жукова). 1998
|
Вот новый
поворот.
Взлёт или
дефолт?
Режиссёром он
стал случайно: не поступил в училище на художника - и пошёл в "культпросвет"
к театральному педагогу Геннадию Зайцеву. Первые лавры (Всесоюзных
смотров худсамодеятельности) снискал за постановку спектаклей "Ночь
после выпуска" по Тендрякову, "А зори здесь тихие"
по Васильеву, "С думой о России" по Тургеневу - в народном
театре ДК Шинников…
Параллельно дважды
в год ездил в Питер - в режиссёрскую лабораторию Зиновия Корогодского,
лидера Ленинградского ТЮЗа. А потом решил набраться премудрости из
первых рук, то есть у той, которая учила и Корогодского, и Товстоногова,
и московско-вятских Степанцева с Клоковым, - у Марии Иосифовны Кнебель,
профессора ГИТИСа. Её "метод действенного анализа" привёл
потом Злобина в лоно "поэтического игрового театра".
|
"Эти свободные бабочки". Мать Дона
(М. Карпичева) и Джил. 1998
|
В этом духе Владимир
удачно поставил в Кировском ТЮЗе "Журавлиные перья" (1987),
пьесу Дзюнзи Киноситы по мотивам японской сказки про девушку-журавля,
преданную любимым человеком, погнавшимся за наживой. Потом, после
странствований по театрам России, у Злобина опять же в нашем ТЮЗе
(на Спасской) сложился спектакль "Эти свободные бабочки"
(по Леонарду Гершу, 1998) о процессе инициации слепого юноши. Критики
тогда иронизировали, что режиссёру не удалось вырваться из клише бродвейской
мелодрамы и добраться до высот "Слепого музыканта" Короленко
или "Как закалялась сталь"…
И грянул кризис.
Дефолт. Злобин по инерции ещё чего-то ставил (в Рязани и Тольятти),
но душа потребовала творческой паузы. Когда пришёл Путин, у Владимира
родился сын Семён. Пришлось делать деньги - года четыре перегонять
в Россию иномарки из Голландии, навещая поселившуюся там бывшую актрису
Кировского ТЮЗа Ольгу Булычёву.
Заработал на
Nissan - жена Лариса колесит на нём в своём Котельниче, а Злобин наезжает
туда электричками по выходным. Собрался было покупать квартиру в Кирове,
но и тут облом: человек, которому дал в долг шесть штук баксов, умер.
Так и завис теперь наш герой в общаге колледжа культуры - в отрыве
от семьи.
Гулливер в
стране лилипутиной
|
"Ты кто? Я знаю тебя!". Дед (А. Татауров),
мать (Н. Стрижак) и сын (В. Хлопов). 2004
|
Хорошо, что ко
второму сроку Путина директор кукольного Геннадий Зайцев пригласил
Владимира Васильевича главным режиссёром. Да и сам Злобин понял, что
без театра - ну никак. Замахнуться в первой постановке на самого Андрея
Платонова - это был риск, но риск оправдался. Четыре рассказа и повесть
"Река Потудань" Злобин скомпоновал в спектакль "Ты
кто? Я знаю тебя!". Артисты играли "вживую", без ширмы,
манипулируя вырезанными из дерева уменьшенными копиями своих героев,
а в глубине сцены глюками проплывали гигантские петух, рыба и металлический
"рыбий" скелет смерти (художник Любовь Борисовская).
|
Юрий Евдокимов в роли юродивого Тристана. "Тристан
и Изольда". 2006
|
Пронзительный
язык Платонова, его фантастичная философия в духе "воскрешения
отцов" Фёдорова соединились здесь с сюрреальными образами сновидений.
Явь и грёзы, текст и подтексты, люди и куклы - эта фирменная гремучая
смесь Владимира Злобина рванула и в "Тристане и Изольде"
(2006).
На сцене было
устроено что-то вроде средневекового театра марионеток, среди которых
живой артист в роли Тристана, как Гулливер в стране лилипутов, казался
великаном - "настоящим человеком". В древней кельтской легенде
о рыцарской любви до гроба и за гробом обнаружилась - под взглядом
постановщика - масса мыслей: о подлинном и неподлинном, о "полной
гибели всерьёз", о зарождении искусства из мифов (типа "жизнь
после смерти")…
Спектакль по
Платонову удостоился "Бронзового Витязя" на Международном
форуме "Золотой Витязь" (руководимом Николаем Бурляевым),
а "Тристан и Изольда" - премии местного СТД "Удача
года". Всё складывалось, но неожиданно Владимир Васильевич поссорился
с Геннадием Григорьевичем (Зайцевым). Причина: директор поставил три
не самых удачных спектакля, а главреж запретил ему дальнейшие постановки.
Возник конфликт. На мой вопрос: "Правда ли, что вы подрались?",
- Злобин ответил: "Нет. Слухи о том, что я дебошир и пьяница,
распускают те, кому это выгодно".
Изыдьте, профаны!
Тем не менее,
Зайцев ушёл на пенсию, а на его место глава депкульта Владимир Микрюков
(специалист по телеконцертам самодеятельности) назначил Елену Павлову
(социального работника). И та, не посмотрев ни одного спектакля Злобина,
уволила его - такого-сякого, "конфликтного, некассового".
|
Светлана Дербенёва. 2007
|
|
Елена Павлова. 2007
|
Уволила и замдиректора
Светлану Дербенёву, единомышленницу главрежа. Понадобились полтора
года судов с угрозой дисквалификации Павловой за грубейшие нарушения
трудового законодательства, чтобы восстановить Злобина в должности.
Затянув последний суд с помощью трёхмесячного больничного, в сентябре
2008-го Елена предпочла уйти по-тихому - по собственному желанию…
Мастер временно
победил, но система всевластия чиновников над культурой (то есть волюнтаризма
дилетантов) осталась. Я мечтаю: вот если бы ввести в театре единоначалие,
как у Марка Захарова в Ленкоме! Назначить Злобина директором, тогда
он обновит устав, переписанный Павловой под себя, и прочее. А пока
что главреж по-прежнему в мандраже: кого-то над ним назначат? Кто
будет навязывать ему свои вкусы?
Сейчас, в начале
театрального сезона (2008/09 годов), Владимир Васильевич выбирает:
что поставить в первую очередь - "Слон в темноте" (по суфийским
притчам) или "Журавлиные перья"? Советую первое - про то,
как по улицам слона водили, и каждый слепой на ощупь определял, каков
он, этот слон: длинный и шершавый, как хобот, или тонкий, как ухо,
или толстый, как слоновья нога. "Да, сегодня это актуально, -
говорит Злобин. - Все хватаются за частности, а целиком картина быстро
меняющегося мира не даётся: люди зашорены. И моя задача - убрать шоры,
помочь увидеть, как всё на самом деле".
- А кто на самом
деле Вы?
- Я очень сомневающийся,
робкий человек, и моя бравада - это прикрытие, я всегда тяжело работаю,
чтобы докопаться до истины, до правды, до серьмяги, до какого-то "живья"…
Михаил Коковихин
|
Владимир Злобин в кабинете главрежа Кировского
театра кукол. 2005
|
Злобин
Владимир Васильевич
род.13.06.1953 в Котельниче в семье медсестры и служащего банка. Окончил
Кировское культпросветучилище (1972), театральное уч-ще им. Щукина (1980,
заочно, реж. драмы) и ГИТИС (1985, дневное, курс М. Кнебель). Преподавал
в Кир. культпросветуч-ще (1978-80), руководил народным театром ДК Шинников
(лауреат пяти Всесоюзных смотров). Главреж драмтеатров в Кемерове (1988-91)
и Дзержинске Нижегородской обл. (1994-95). Ставил в Кирове: "Журавлиные
перья" (1987) и "Эти свободные бабочки" (1998) в ТЮЗе,
"Мужчина для женщины" (1997) в облдрамтеатре. Главреж Кировского
театра кукол с 2004. Руководит режиссёрским курсом в филиале Пермского
ин-та культуры с 2005. Православный. Член ЕР с 2005. Живёт в Котельниче,
ночует в общаге Кир. колледжа культуры. Жена Лариса - воспитатель детсада,
сын Илья - механик на Ямале, Семён - школьник. Пристрастия: Достоевский,
Чехов, Хайдеггер, Кьеркегор, Шестов, Николай Фёдоров, Анатолий Васильев,
Эфрос, Вебер, минималист Владимир Мартынов, маньеристы, старые голландцы,
Попков, водка, Camel, Saint George lightes.
"Вятская
особая газета" 25.09.2008, № 38
P.S. Злобин
выбрал тогда для постановки "Журавлиные перья", но при новом
директоре Василии Пырегове спектакль до премьеры не дошёл - и творческий
простой главрежа продолжился ещё два сезона. А в июле 2010-го Пырегов
уведомил Злобина о сокращении его должности. Перипетии см. в "Вятской
особой газете": "И щуку
бросили в реку", "Перебор
на стационаре", "Ощупью
в закулисье", "Мчатся
куклы рой за роем".
Приложение.
Фотографии Владимира Трапезникова со спектакля Владимира Злобина "Тристан
и Изольда" (2006)