Что
же будет с Родиной и с нами?
Один из философских
рецептов гласит: чтобы соприкоснуться со своей душой, вспомните всё
то, что забыли, и забудьте всё, чему вас учили.
И кажется, будто
творчество Николая Жолобова целиком пронизано идеей воспоминаний своей
первоосновы. А название выставки метко это отражает. "Восхождение
к себе" - пространство, где душа художника раскрывает нам полотно
этого мира. Интересно, что именно картина 2018 года "Летние дожди"
сосредотачивает в себе идею эволюции - четыре столпа взросления (восхождения)
от детства к мудрости. В этой небольшой работе Николай Жолобов лапидарно
просматривает весь путь бытия.
|
Н.
Жолобов. Летние дожди. 2018. Холст, темпера |
|
Н. Жолобов. Звёздная люстра.
2008. Х., темпера
|
Выставка
получилась многогранной: с одной стороны,
ретроспективной, с другой - предчувствующей.
Художник дает нам понять, что же будет
с Русью ("Там, где жили люди"), которая
теряет привычное для него звучание.
На картине 2018 года " В половодье"
мы видим знакомую для нас картину разлива
реки, отсылающего к библейским мотивам.
Главной фигурой картины является красная
корова (возможно, даже телёнок) - символ
спасённой, возрождённой Руси.
Одна из самых
впечатляющих работ выставки - "Звёздная люстра", глядя на
которую, мне так и захотелось процитировать Иммануила Канта: "Две
вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это
звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".
Валентина
Крупинина
Я
тоже хочу
|
Н.
Жолобов. Ностальгия. 2009. Х., темпера |
Когда вам говорят
"душа России", - что вы видите? Что вы чувствуете? Туманное
поле, запах свежескошенной травы или ветер и зимний полумрак из окна
панельки? Странную лёгкую тоску и ожидание тёплого счастья или щемящую
жалость непонятно к кому и к чему?
Или вспоминаете,
что подписаны в инстаграме на #россиябезнас, #нетвояромантика или
#россиядлягрустных (#русскаятоска, #беспросвет, #эстетикаебеней, #русскаяпустота)
- подчеркнуть нужное. А если вы не "жизнерадостный дебил"
и согласны с Алексеем Балабановым, что мы все должны умереть - то
выставка Николая Жолобова поможет поймать невидимое и сдвинуть свою
точку сборки в режим "Русская Душа".
Тонкие исчезающие
люди, вороны-дементоры*, высасывающие остатки того, что когда-то
называлось "деревня", "поле", "небо",
"покой". У Жолобова Россия - уходящая, ускользающая, улетающая.
С тёмными бездонными глазами, растворяющаяся в холодном голубом тумане
небытия, уводящая за собой коров, журавлей, крестьян, уносящая на
коне бледном детство и распятых ангелов-вестников, посылающая последние
лучи солнца в окна последних деревенских домов…
|
Н.
Жолобов. Юность. 1998. Х., м. |
|
Герои фильма "Я тоже
хочу" ушли в Зону за счастьем
|
У Балабанова
в фильме "Я тоже хочу" люди попадают в иной мир, откуда
нельзя вернуться. Только умереть или быть "принятым" колокольней.
В "Ностальгии" Жолобова люди подставляют лестницу, чтобы
взойти на эту балабановскую райскую колокольню, тянут руки, прося
холодных, равнодушных птиц не оставлять их среди вечной зимы. Но "всё
на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел
загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян"…
Жолобов как будто
вернулся и описал то мистическое место, куда ходили балабановские
герои, и, как сталкер, проводит нас туда, где возможно что-то осмыслить,
обрести ясность или уйти/умереть. Только вот возможно ли счастье?
Ведь я тоже хочу…
Светлана Шабалина
-----------
*Дементоры
- выдуманные существа из мира Гарри Поттера. Они слепые, питаются
хорошими воспоминаниями людей, оставляя только самые тоскливые и ужасные.
Носят капюшоны. Лиц у дементоров нет, но есть рот, через который осуществляется
самое худшее - поцелуй дементора, или высасывание души. После этого
человек становится "хуже, чем мёртв".
Объяли
меня воды до дна души
|
Николай
Жолобов: "Моя боль за деревню неизбывна". 2008. Фото
М. К. |
|
Н. Жолобов. Одна. 2013.
Х., темпера
|
"Я последний
поэт деревни", - мог бы вслед за Есениным сказать Николай Жолобов.
Или повторить Николая Рубцова: "Тина теперь и болотина / Там,
где купаться любил. / Тихая моя родина, / Я ничего не забыл".
Русь уходящая,
умирающая деревня, оптимизация и деградация. Отчаяние читается в тревожных
картинах, где беснуется вороньё ("Там, где жили люди"),
пастушка-зомби гонит коров ("Возвращение стада"), старушка,
явно недотыкомка Русь, ковыляет с лыжной клюкой под перекладиной виселицы
("Одна"), гигантские птицы покидают мелких людишек, осеняя
их крестами ("Ностальгия")…
Элементы символизма
перемешаны и в "Юности", где распятая девочка-кукла со свёрнутой
головкой несётся на коне. Раструб её платья напоминает колокол, который,
как известно, звонит по каждому из нас. Куда ты скачешь, Бледный конь,
и где опустишь ты копыта?
|
Н.
Жолобов. В половодье. 2018. Х., темпера |
Картина 2018
года "В половодье" - ощущение всемирного потопа. И вроде
бы даже возникает Некто светлоликий, шагающий по воде. Час великого
испытания, мистический проблеск надежды…
Михаил Коко
|
Н.
Жолобов. Там, где жили люди. 2005. Х., м. |
|
Н.
Жолобов. Возвращение стада. 2017. Х., м. |