? Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


22 ноября 2018 года в выставочном зале Вятского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых (Либкнехта, 71) открылась выставка живописи Николая Жолобова "Возвращение к себе", посвящённая 80-летию художника

Что же будет с Родиной и с нами?

 

Николай Жолобов на открытии. Фото Дмитрия Смердова

Один из философских рецептов гласит: чтобы соприкоснуться со своей душой, вспомните всё то, что забыли, и забудьте всё, чему вас учили.

И кажется, будто творчество Николая Жолобова целиком пронизано идеей воспоминаний своей первоосновы. А название выставки метко это отражает. "Восхождение к себе" - пространство, где душа художника раскрывает нам полотно этого мира. Интересно, что именно картина 2018 года "Летние дожди" сосредотачивает в себе идею эволюции - четыре столпа взросления (восхождения) от детства к мудрости. В этой небольшой работе Николай Жолобов лапидарно просматривает весь путь бытия.

Н. Жолобов. Летние дожди. 2018. Холст, темпера
Н. Жолобов. Звёздная люстра. 2008. Х., темпера

Выставка получилась многогранной: с одной стороны, ретроспективной, с другой - предчувствующей. Художник дает нам понять, что же будет с Русью ("Там, где жили люди"), которая теряет привычное для него звучание. На картине 2018 года " В половодье" мы видим знакомую для нас картину разлива реки, отсылающего к библейским мотивам. Главной фигурой картины является красная корова (возможно, даже телёнок) - символ спасённой, возрождённой Руси.

Одна из самых впечатляющих работ выставки - "Звёздная люстра", глядя на которую, мне так и захотелось процитировать Иммануила Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

 

Валентина Крупинина

 

Я тоже хочу

Н. Жолобов. Ностальгия. 2009. Х., темпера

Когда вам говорят "душа России", - что вы видите? Что вы чувствуете? Туманное поле, запах свежескошенной травы или ветер и зимний полумрак из окна панельки? Странную лёгкую тоску и ожидание тёплого счастья или щемящую жалость непонятно к кому и к чему?

Или вспоминаете, что подписаны в инстаграме на #россиябезнас, #нетвояромантика или #россиядлягрустных (#русскаятоска, #беспросвет, #эстетикаебеней, #русскаяпустота) - подчеркнуть нужное. А если вы не "жизнерадостный дебил" и согласны с Алексеем Балабановым, что мы все должны умереть - то выставка Николая Жолобова поможет поймать невидимое и сдвинуть свою точку сборки в режим "Русская Душа".

Тонкие исчезающие люди, вороны-дементоры*, высасывающие остатки того, что когда-то называлось "деревня", "поле", "небо", "покой". У Жолобова Россия - уходящая, ускользающая, улетающая. С тёмными бездонными глазами, растворяющаяся в холодном голубом тумане небытия, уводящая за собой коров, журавлей, крестьян, уносящая на коне бледном детство и распятых ангелов-вестников, посылающая последние лучи солнца в окна последних деревенских домов…

Н. Жолобов. Юность. 1998. Х., м.
Герои фильма "Я тоже хочу" ушли в Зону за счастьем

У Балабанова в фильме "Я тоже хочу" люди попадают в иной мир, откуда нельзя вернуться. Только умереть или быть "принятым" колокольней. В "Ностальгии" Жолобова люди подставляют лестницу, чтобы взойти на эту балабановскую райскую колокольню, тянут руки, прося холодных, равнодушных птиц не оставлять их среди вечной зимы. Но "всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян"…

Жолобов как будто вернулся и описал то мистическое место, куда ходили балабановские герои, и, как сталкер, проводит нас туда, где возможно что-то осмыслить, обрести ясность или уйти/умереть. Только вот возможно ли счастье? Ведь я тоже хочу…

 

Светлана Шабалина
-----------
*Дементоры - выдуманные существа из мира Гарри Поттера. Они слепые, питаются хорошими воспоминаниями людей, оставляя только самые тоскливые и ужасные. Носят капюшоны. Лиц у дементоров нет, но есть рот, через который осуществляется самое худшее - поцелуй дементора, или высасывание души. После этого человек становится "хуже, чем мёртв".

 

Объяли меня воды до дна души

Николай Жолобов: "Моя боль за деревню неизбывна". 2008. Фото М. К.
Н. Жолобов. Одна. 2013. Х., темпера

 

"Я последний поэт деревни", - мог бы вслед за Есениным сказать Николай Жолобов. Или повторить Николая Рубцова: "Тина теперь и болотина / Там, где купаться любил. / Тихая моя родина, / Я ничего не забыл".

Русь уходящая, умирающая деревня, оптимизация и деградация. Отчаяние читается в тревожных картинах, где беснуется вороньё ("Там, где жили люди"), пастушка-зомби гонит коров ("Возвращение стада"), старушка, явно недотыкомка Русь, ковыляет с лыжной клюкой под перекладиной виселицы ("Одна"), гигантские птицы покидают мелких людишек, осеняя их крестами ("Ностальгия")…

Элементы символизма перемешаны и в "Юности", где распятая девочка-кукла со свёрнутой головкой несётся на коне. Раструб её платья напоминает колокол, который, как известно, звонит по каждому из нас. Куда ты скачешь, Бледный конь, и где опустишь ты копыта?

Н. Жолобов. В половодье. 2018. Х., темпера

Картина 2018 года "В половодье" - ощущение всемирного потопа. И вроде бы даже возникает Некто светлоликий, шагающий по воде. Час великого испытания, мистический проблеск надежды…

 

Михаил Коко

 

Н. Жолобов. Там, где жили люди. 2005. Х., м.

 

Н. Жолобов. Возвращение стада. 2017. Х., м.

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2018
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2018