Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Пора, мой друг, пора дизайна

 

Художник Сергей Васильев нашёл арт-рынок не в Кирове, а подальше

 

Сергей Васильев в кировской хрущёвке на Горького с картиной "Старая икона". 15.05.2009. Фото М. К.

 

Сергей Васильев у реставрированного им Львиного мостика в Ленинграде. 1988-89

Из питерского вуза он приехал с намерением "поднимать культуру" на Вятке, возрождать храмы. Удалось изрядно всколыхнуть застойное болото. Но собственные художнические поиски увели его подальше от местечкового культуртрегерства - к европейским ценностям искусства. Сергей выломился из узких рамок вятских традиций, и теперь он здесь - белая ворона. Его суждения категоричны. Когда он говорит о необходимости "новых форм", я вспоминаю чеховского Треплева. Правда, треплевский монолог "Люди, львы, орлы и куропатки" стал классикой, а господин оформитель Васильев - пока на пути к признанию. Кажется, им заинтересовались во Франции.

 

В церкви мрак и полумрак

 

В школьных тетрадках Серёжа любил рисовать войну. В кирово-чепецкой "художке" пристрастился лепить из пластилина солдатиков, танки, пушки. В ленинградской "Мухе" научился делать пластичным металл. Год пореставрировал питерские мосты (Львиный, Кировский, Лейтенанта Шмидта), но потом надоело: не царское это дело - ковать мостовые детали взамен погнутых при столкновении с машиной или заржавевших при наводнении. Захотелось, что называется, "творить".

В Севастополе оформлял зал дегустации вин, но сам город не понравился: замполиты, солдафоны, матросня. Все живописцы там пишут или под Айвазовского, или под Дейнеку. И Сергей, не дожидаясь распада СССР, вернулся в Киров - свободным художником-кузнецом.

Сергей Васильев у кованых ворот Екатерининской церкви в Слободском. 1993-94

В начале 90-х он восстанавливал Троицкий собор в Уржуме, находившийся после десятилетий власти безбожников в запустении. Ковал ворота, двери, копии оконных решёток... Потом присутствовал на службах настоятеля Александра Зверева (который и пригласил его сюда). Тогда Сергей, крещённый бабушкой в детстве, по его словам, немного верил в Бога.

А в 91-м кировский предгорисполкома Сухарев предоставил Васильеву как молодому специалисту земельный участок на улице Пристанской, ниже Вечного огня. Дескать, строй кузницу, мы надеемся, что сможешь украсить наш город кузнечными изделиями. И Сергей надстроил стоявший там кирпичный сарай, завёз оборудование - две наковальни, горн и прочее.

Бра в Александровском костёле. 1995

Но заказов от чиновников-временщиков не дождался. Пришлось искать самому. В Екатерининской церкви города Слободского отковал по договору на 26 тысяч рублей - шестисотметровую ограду, центральные и боковые ворота, калитку (1993-94). Получилось красиво. Мечтал купить на эти деньги две "Волги", но выданного заработка хватило только на китайские кроссовки и свитер. Больше со священниками решил не связываться…

Тогда же Сергей зашёл в фирму "АРСО", взявшуюся за устройство органного зала в Александровском костёле. Предложил сделать внутреннее убранство - люстры, бра, подсвечники, фурнитуру. Его проекты утвердили. "Мне повезло, что я вписался в интерьер католического храма начала ХХ века совершенно грамотно и стильно. До сих пор горжусь этой работой".

Напрягает Сергея лишь одно: "нарушение авторских прав в постсовковом пространстве". Нигде в костёле нет надписи, что это делал он. Просто есть табличка о том, что реставрация сделана фирмой "АРСО". Васильев остался безымянным, как и витражисты Виктор Ковальчук и Валерий Суслов. По мнению кузнеца, фирма пиарит себя, чтобы все потенциальные заказы шли к ней, а не к настоящим авторам. Мастер считает это воровством. И ни церковь, ни костёл - ничего не свято. Всё не так, ребята!

 

Нулевые, беспредметные

 

Сергей Васильев в кузнице на улице Пристанской. 2008. Фото А. Мякишева

Оформил металлом Сергей ещё несколько объектов в Кирове: бизнес-клуб "Хлынов" на Комсомольской, магазины на углу Либкнехта и Халтурина ("Шик", "Меховая радуга", "Салон обоев"), страхагентство на Московской напротив ГТС и пр. Но его стильная штучная работа в духе модерна тонет в море провинциальной безвкусицы. Васильев возмущён: "Идёшь по городу - и смотреть не на что: всё казёнщина. До чего ж нужно не любить наш город, чтобы так гадить? Крылечки магазинов и офисов - сплошные сварные трубы, так называемый "евродизайн". Фасады - грязные по стилистике. Такое впечатление, будто пьяные архитекторы рисовали. За последние 15 лет город потерял своё историческое лицо, традиции, архитектуру".

С. Васильев. Метеорит. 2000. К., м.

А в начале нулевого года (когда пришёл Путин) Сергей обратился к абстрактной живописи: "Это психотерапия. Мне самому интересно открыть в себе белые пятна, найти новые формы. Я обрёл второе дыхание". Впервые показанные вятской публике на совместной выставке с керамикой Марины Селезнёвой (2007), абстракции Васильева у кого-то вызвали восторг, а кому-то (журналисту Алексею Ульянову) показались претенциозными и гламурными.

По мнению Васильева, абстрактная картина способна выразить цветочные запахи, вкус вина, эмоции, подсознание. Намёки на предметность заманивают зрителя в разгадывание загадки. Угадывает - ему картина нравится. Встаёт в тупик - не нравится. Иногда название подсказывает увидеть в линиях и пятнах нечто конкретное: если "Саргассово море", то - стаю морских тварей; если "Старая икона", то - увеличенный фрагмент иконы; если "Метеорит", то - глыбу, рассекающую пространство.

На Вятке это почти не покупают. Иным на полотнах Васильева не хватает церквушек с берёзками, а иным (вроде меня) - смысла, как в декоративном коврике или обоях. Зато западному зрителю - или нашему, считающему себя космополитом, - в самый раз. Особенно сейчас, в период экономического кризиса, когда нужен душевный комфорт. Расслабиться, забыть о проблемах. В США абстракционизм снова в моде.

Поэтому Сергей задружился с интернетом. Выложил на галерейные сайты свои картинки. Писатель-вебмастер Александр Иконников сделал ему отдельный сайт artsergey.com. Теперь, когда по электронке поступает заказ, Сергей едет с картиной подмышкой в Москву и продаёт заказчику за обговорённую сумму. И обратно - домой на Вятку. Можно жить дальше.

С. Васильев. Композиция № 2. 2001. Орг., м.

 

Снова туда, где море чего

 

- Деньги - это инструмент художника, - говорит Васильев. - Продав несколько картин, ты в состоянии поехать за рубеж посмотреть новые веяния искусства, набраться новых эмоций - и снова писать. После поездки во Францию в 94-м я почистил свои мозги: выбросил русофильство, псевдославянские мотивы. Искусство должно быть адекватным времени. Сейчас время дизайна, новых форм, новых техник. Реализм настолько обсосан, что новое сказать в этом стиле уже невозможно. Но в Вятке почти все художники занимаются ретроспективой, воспоминаниями, русофильством. И обыватели это покупают. А я здесь, слава богу, не востребован…

В 2008-м году приезжавшие французы - друзья Иконникова - приобрели у Васильева три картины и предложили сделать выставку в частной галерее города Осер (Auxerre, департамент Йонна в Бургундии). Возможно, скоро Сергей увидит шпиль аббатства Сен-Жермен. В готическом или романском стиле?

 

Михаил Коковихин

 

Васильев Сергей Николаевич род. 7.04.1956 в Донецке в семье фельдшера и завскладом. С трёх лет жил в Кирово-Чепецке. Окончил чепецкую худшколу (1972), Кировское художественное уч-ще (1976) и Ленинградское высшее уч-ще им. Мухиной (обработка металла, 1987). Служил художником в ракетной части в Мурашах (1976-78, ефрейтор). Работал в реставрационном управлении Ленинграда (1988-89), кузнецом в Севастополе (1989-90). С 1990 свободный художник в Кирове. Жена Татьяна. Коккерспаниель Лиза, коты Гриня и Митя. Пристрастия: Ницше, Куприн, Бунин, Лесков, поэты Серебряного века, совр. франц. музыка (Башунг, Сарду, Ривьер, Карла Бруни), Феллини, Бессон, Сокуров, "Андрей Рублёв", Климт, Миро, Пикассо, Тапиеси, Вассер, Глеб Богомолов, Ахмед Валиев, Александр Подшивалов, сухое красное (Чили, Аргентина, Испания), трубочный табак в самокрутке из курительной бумаги.

 

С. Васильев. Саргассово море. 2003. К., м.

 

"Вятская особая газета" 21.05.2009, № 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозаик-вебмастер Александр Иконников (в центре) привёз к Сергею Васильеву в мастерскую гостью из Франции. 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz