И
мой сурок со мною
Людмила Суворова - одна из лучших вятских поэтесс
- ушла с преподавательской работы и принялась за мемуары
|
Мила Суворова обожает Хьюбертину. 31.10.2008.
Фото М. К.
|
В её вятской
родне - художник Николай Хохряков и большевик Вячеслав Молотов, а
дядя был репрессирован (его жена Ася - дочь председателя Петроградской
ЧК Ивана Бакаева, расстрелянного в 1936-м по делу "троцкистско-зиновьевского
центра"). Учившаяся в первом наборе музучилища мама Милы - тоже
Людмила - позировала в 20-х годах художнику Михаилу Демидову в его
доме у сада "Аполло".
Неразрывная связь
с исторической "рекой времён" осознаётся Суворовой так:
"Привязанной за колышек эпохи, / вокруг да около ходить - верёвка,
/ однако, далеко тебя не пустит. / В руке незасыпающий хронометр,
/ а в сердце - неподкупный метроном". Задолго до перестройки
поэтесса сожалела, что "Красный выбор распался на пламя со льдом
- / И немыслимо вместе - Гайдар и Булгаков". И всё-таки сама
она сумела совместить в стихах лёд и пламень, то есть, если угодно,
белых и красных или, условно говоря, мудрость традиции и - в меньшей
дозе - горячность новации. И вошла в анналы…
|
Мила в 25 лет. 1972
|
Родина-мать!
Для тебя я Золушка
Я познакомился
с Суворовой в середине 1970-х в литклубе "Молодость", руководимом
Тамарой Николаевой. Там Милу поругивали за то, что она отстраняется
от советской действительности: не пишет о Родине и партии, о достойных
земляках, но и хвалили - в том числе мэтры Леонид Дьяконов, Овидий
Любовиков, Маргарита Чебышева - за философичность лирики и мастерство.
И хотя её стихи
изредка публиковались в "Комсомольском племени" и вошли
в 81-м в книжицу "Мелодия виолончели" (в составе "кассеты"
молодых поэтов под редакцией Владислава Заболотского), лучшие стихотворения
Милы оставались под спудом. Их я взял - с её согласия (правда, потом
отозванного) - да напечатал в самиздатовском альманахе "Ноев
ковчег" (1981, четыре экземпляра на пишмашинке). Подборка Суворовой
называлась "Карантин для иноверцев" (по её строкам "Карантин!
Отсиживайтесь дома, / А встречаясь, не снимайте масок" и "Мы
каста чёрных иноверцев"). Кто-то понял название политически -
как "Психушка для инакомыслящих"…
Здесь у Милы
подобрались стихи, которые навряд ли бы пропустили партийные редакторы:
посвящения Борису Корнилову ("Поэт / в горниле, в крови, в бреду,
/ с металлом предательским в голове. / Ты слышишь? / В вырубленном
саду / поёт убитый соловей") и Осипу Мандельштаму ("В потоке
лучших устремлений, / Не замечая ничего - / Зачем нам нужен нежный
гений / И мысль туманная его?.."). По сути, это близко ужасу
Достоевского, вложившего в уста одного из "бесов" большевистскую
программу: "Мы гения потушим в младенчестве!"…
|
А. Мочалов. Мила. 1975. К., м.
|
"Посвящения
О. Мандельштаму" нигде, кроме "Ноева ковчега", не напечатаны.
А ведь там есть чеканная формула пути Суворовой: "Сама не заметила,
как вырастала / Из глупой лирической детской рубашки. / Родина-мать!
Для тебя я осталась / Золушкой, падчерицей, замарашкой". Вот
вам искомая гражданская поэзия - "стих, облитый горечью"…
И Родина - в
лице лучших умов кировского КГБ - решила, что "альманах инспирирован
западными спецслужбами". И Людмилу, как она вспоминает, вызвали
телефонным звонком замначупркультуры Евгения Деришева в Серый дом,
где её профилактировал комитетчик - "худенький высокий молодой
человек" (по описанию - ну вылитый Юрий Исупов, куратор интеллигенции
тех лет!). "Я говорю ему: как странно, мою маму в 30-е годы тоже
вызывали в Серый дом, допрашивали. Он говорит: да-да, такое время…
А мне тогда, при разговоре, было даже смешно. И он попросил дать ему
альманах. Я отдала - и ещё одно "крамольное" стихотворение
туда вклеила, для полноты картины. Он забрал и не вернул. Ну да Бог
с ним".
Дети и звери
ни в чём не повинны
А между тем Мила,
как и её мама, преподавала фортепьяно в музшколе № 1. Помогала в творчестве
мужу - художнику Александру Мочалову, позировала для его картин. Воспитывала
погодков - сына Петра, рождённого в 76-м, и дочь Сашу (ради которых
бросила Литинститут).
|
С дочерью Сашей. 1986
|
Учила их всему
хорошему. Например, простейшим правилам поведения: "Будь нечаянной
опорой / Гонщику на повороте, / Балерине в пируэте. / А когда вожак
матёрый / Промахнётся на охоте - / Сделай вид, что не заметил. / Не
задумываясь, стая / Ослабевшего съедает. / Мы за прошлое в ответе.
/ И за прочерки в анкете, / В той графе, в которой совесть, / Тоже
чем-то отвечаем. / Навсегда обеспокоясь, / Будь нечаян…".
Когда-то в стихах
она признавалась: "Я человек без кожи". Потом как идеал
поведения поэтессы возник образ Ахматовой: "В анналах прямых
аналогий / Цепляюсь за Анну Андревну: / Умом - образец благородный,
/ Любовь, преступившая ревность". Семья увиделась как высшая
ценность: "Дети и звери ни в чём не повинны. / Мы под укрытием
снежной лавины. / Не достучаться. / Никто не придёт. / Тихо, уютно,
запасов на год. / Тёплая печка и серая кошка. / Наглухо ставни - зачем
нам окошко?".
Какое, милые,
у нас тысячелетье на дворе? Неважно! А тут и перестройка подоспела.
У Суворовой вышел первый солидный сборник стихов "Весы"
(1988, редактор В. Фокин, послесловие М. Чебышевой). Поэтессу приняли
- без всяких усилий с её стороны - в местный Союз писателей. Мила
не привыкла суетиться, заводить знакомства в столичной литсреде ради
"пробиться в Москву, в Москву". Главное - не результат,
а процесс. Процесс постижения мира ("До слёз понятен каждый шаг,
/ И музыка любых наречий, / И каждой вещи тайный знак, / И светлый
разум человечий"), процесс сотворения поэзии ("Так сладко
остаться / в летучем плену вариаций").
Я ухожу. Мой
путь далёк
|
А. Мочалов. Мать и дочь. Из цикла "Русское".
2005. Х., м.
|
"Потоп.
Я слышу водопадов шум. / Спасаю. Уношу / стеклянный шар, / что заключает
Мир и Божий Дар, / и всё, что есть, что было, / и что впредь. / Зачем
мне знать, как жить / и умереть?", - в последнем на сегодня сборнике
"Стеклянный шар" (2000) Суворова формулирует своё кредо,
переходя на высокий стиль и библейские образы. У неё нет надежд ни
на государство: "И лживых гимнов торжество / не обещает ничего",
- ни на превратившееся в толпу народонаселение, а есть - только на
себя как поэта: "Толпа скорбит - убит Пророк / Скорбящею толпою.
/ Я ухожу. Мой путь далёк. / И мой сурок со мною". Последние
пять слов - из песни шарманщика, бродившего с дрессированным сурком
(музыка Бетховена, стихи Гёте).
Давно, усталый
раб, замыслил я побег… "Удел поэта - быть одному, а не в толпе.
Хочется покоя, созерцания", - говорит Мила. Недавно, в октябре
2008-го, она ушла из музыкальной школы, села за книгу воспоминаний
"На дворе трава", в том числе о детстве, проведённом в деревянном
доме на улице Свободы, 97 (позже там жила семья писателей Панченко
- Юрия и Натальи). Готовит и новый сборник стихов.
На недавнем юбилейном
вечере литклуба "Молодость" Мила, выйдя на сцену с дочерью
Сашей, выпускницей Литинститута, читала свой свежий "Голландский
пейзаж", где что ни строка, то "тайный знак": "Возвращение
стад. / В тополях позолотой - закат… / Чуть слышны голоса. / На жилище
легла полоса, / Слабый отблеск последних лучей. / И сгущается тень,
/ И слипаются веки, и лень / Вспоминать, что ушло, что века, и река,
и ручей…".
|
С мужем Сашей под портретом его работы. 2002
|
Михаил Коковихин
Суворова
Людмила Николаевна
род. 30.01.1947 в Кирове в семье инженера-строителя и преподавательницы
музыки. Окончила Кировское училище искусств по классу фортепьяно (1970).
Полтора курса училась заочно в Литинституте, семинар В. Гусева (1974-76).
Преподавала в детской музшколе № 1 (1968-2008). Член Союза писателей
с 1990. Беспартийная. Православная. Живёт в 3-комнатной на Дерендяева
с мужем-художником А. Мочаловым, дочерью-поэтессой Сашей, кошкой Хьюбертиной
и котом Малышом. Сын Пётр - компьютерный дизайнер в Москве. Внучка Варя.
Внук Женя. Изданные в Кирове книги: "Мелодия виолончели" (1981),
"Весы" (1988), "Стеклянный шар" ("Народная
библиотека", 2000). Пристрастия: "Доктор Живаго", "Мастер
и Маргарита", Библия, Мандельштам, Пастернак, Заболоцкий, Арсений
Тарковский, Бах, Григ, Брамс, Сибелиус, Модильяни, Шагал, Врубель, Левитан,
Ван Гог, "люблю всё, что талантливо, от чего мурашки по коже",
фильмы Тарковского и Норштейна, камушки, домашние цветы, красное сухое,
"ем всё, всеядна". Никогда не курила.
"Вятская особая газета" 6.11.2008, № 44
|
Людмила Суворова берёт автограф у поэта Евгения
Изместьева на презентации его сборника "Запятая" в
Арт-центре Герценки. 9.04.2010. Фото М. К.
|