Непотопляемый
Титаник
Лидер Кировского драмтеатра Евгений Степанцев выдерживает уровень
ватерлинии
|
Дубинка у Евгения Степанцева в кабинете всегда
под рукой - мало ли что. 9.11.2007. Фото М. К.
|
|
В самодеятельности Евгений играл белогвардейца
с репликой: "Я готов сжечь Рим, чтобы насладиться зрелищем
пламени!". Москва, 1965
|
Под железной
пятой
От театральной
Вятки времён Брежнева, Андропова, Черненки мне хорошо запомнились
спектакли Бородина, Бермана и Клокова. А был ли Степанцев? Был, но
неотчётливо. В моей памяти остались актрисы в телогрейках (дилогия
"Ивушка неплакучая" по деревенщику Алексееву) и Михаил Салес
в гимнастёрке, изображавший пламенного Мироныча (дилогия какого-то
Вериго).
Когда за "Ивушку"
главрежу дали Госпремию и к юбилею Брежнева он поставил "Правду
памяти" Азата Абдуллина, где главный герой в исполнении Рима
Аюпова олицетворял мудрого государственника типа Леонида Ильича, фрондирующая
интеллигенция вынесла приговор: конъюнктурщик.
Сегодня Евгений
Кузьмич оправдывается тем, что он как главный режиссёр вынужден был
"по велению времени" ставить спектакли к датам - юбилеям
Ленина, Победы, Октябрьской революции и пр., но что делал это "очень
достойно с художественной точки зрения". К тому же, дескать,
как у коммуниста у него была надежда, что волевой лидер партии выведет
страну из кризиса к процветанию. Хм…
Он хранит свой
партбилет. Отобрать эту штуковину ему угрожали не раз, в том числе
на парткомиссии Первомайского райкома, где Степанцева прорабатывали
из-за конфликта с директором театра Геннадием Балыбердиным. "Я
партбилет положу на стол только в Москве - на брусчатке у Краснопресненского
райкома, где мне его вручали!" - заявил тогда Кузьмич.
В ту пору ходил
слух, что на репетиции спектакля "Пробуждать спящих" (по
пьесе Олега Сосина) главреж говорил актёрам: ты играешь учёного Джордано
Бруно, представь себе, что ты - инакомыслящий вроде Андрея Сахарова;
а вот ты представь, что ты инквизитор крупного масштаба - ну, к примеру,
Михаил Суслов; а ты - мелкий инквизитор, типа Карачарова…
|
Степанцев репетирует. Киров, 2001. Фото В.
Трапезникова
|
На Степанцева
пришла "телега" в обком. Вызвали. По воспоминаниям режиссёра,
песочили его секретарь-идеолог Юрий Карачаров (которого Кузьмич уважает
до сих пор) и завотделом Зыков ("мозг обкома, сгорел на том,
что его сын шапки снимал с прохожих"). В "телеге" было
ещё обвинение, что Степанцев пропагандировал московские подпольные
театры (кто подписал, ему не показали). Главреж всё отрицал. Удалось
отбрехаться.
Он и сегодня
уверяет: в спектакле о Джордано Бруно раскрывались механизм инквизиции
и тема сожжения на костре за убеждения ("очень современная тема"),
сам Джордано трактовался как жертва режима, а сжигатели выстраивались
в некую иерархию, но: "Если бы на репетициях я ссылался на конкретные
фамилии, я был бы идиотом!"
От той поры у
Кузьмича осталась привычка не говорить лишнего. Может, в его кабинете
установлены "жучки"? Пародируя, он кричит при мне воображаемым
"слухачам": "Слушайте, суки! Вы что со мной хотите
сделать? Убить? Снять с работы? Тогда вам надо будет сформулировать:
зачем и кто, если не я? Я в год по семь спектаклей выпускаю!"
Когда он говорит:
"Категорически поддерживаю фигуру Путина, потому что жизнь повернулась
в ту сторону, в которую он посмотрел", - трудно понять, насколько
это искренне, а насколько - конформизм в оглядке на скрытые микрофоны.
Чего там Оруэлл писал про "двоемыслие"?
Вообрази,
я здесь один, художника обидит каждый
|
"Во всю канаринскую" Владимира Ситникова.
Постановка Степанцева. 2002
|
При Горбачёве
главреж Степанцев покинул Кировский драмтеатр и вернулся сюда уже
худруком - при позднем Ельцине. И грянули ядрёные народные комедии
Кузьмича типа "Выходили бабки замуж" Булякова, в том числе
с обличением "грабительских" демреформ: "Бесприданник"
Разумовской, "Во всю канаринскую" Ситникова и пр. Я, упрощая
их смысл до фразы, озаглавливал тогда рецензии так: "До чего
ж нас довели демократы, суки!" - или: "На козла Чубайса
навешали всех собак".
Один из моих
заголовков гласил: "Ба! Знакомые ужимки и прыжки". Имелись
в виду актёрские кривляния и кавээнщина в некоторых комедиях Степанцева.
"Да, - соглашается он, - бывает, но это не моя режиссёрская программа,
а волюнтаризм актёров, гонящихся порой за аплодисментами любой ценой".
|
"Три сестры"
Антона Чехова. Постановка Степанцева. Ирина (О. Вихарева) и Тузенбах
(А. Панасицкий). 2001 |
По его словам,
он учился у Марии Кнебель (соратницы Станиславского и Немировича-Данченко,
родоначальников психологического театра), у Андрея Гончарова ("великого
приверженца формы"), проходил практику во МХАТе Олега Ефремова,
и эти все школы пытается сочетать в режиссуре. И его главный интерес,
дескать, не народные комедии, а высокая классика - Чехов, Толстой,
Островский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Стриндберг, Моэм…
Однако публика
хохотала на его "низком" и кашляла на "высоком",
а критики кривились от того и другого. Театровед Елена Беляева в статье
"Всё как у людей" определяла эстетику драмтеатра как кич:
"Евгений Степанцев предложил прочитать буддистскую драму Стриндберга
"Соната призраков" - по правилам триллера, т. е. уместить
её в узкие рамки стереотипного восприятия… Зритель явно томился во
время действия, но не чувствовал себя оскорблённым, поскольку как
бы приобщался к "элитарному"… Из чеховского Иванова ("Иванов"
в постановке Е. Степанцева) создан стереотипный образ русского интеллигента,
удел которого - пожизненная глубокая задумчивость… Режиссёр хотел
поставить про русского интеллигента, а получился, как всегда, водевиль"
(журнал "Бинокль"
№ 1, 1999).
Критикесса даже
употребила термин "модель дорежиссёрского театра прошлого века",
на что Кузьмич сильно обиделся. Сетует он и на публику: "Любой
мой ход мимо вкуса "массовки" подвергается остракизму. Тонкий
слой интеллигенции уезжает, а пополняется приезжими с пониженной потребностью
в театре как искусстве".
Всплытие покажет
|
Портреты Евгения
и его жены Галины в квартире Степанцева. 2009 |
Сезон 2006-07
годов дался Степанцеву тяжело: сначала ему поменяли естественный тазобедренный
сустав на фарфоровый (с титановым стержнем в бедре - отчего его и
прозвали Титаником), потом он отметил 60-летие, долго работал над
"Контрольным выстрелом" Говорухина и Полякова (обличительной
комедией про то, как ельциноиды разрушили СССР, а олигархи добили).
И вдруг после премьеры овдовел. Галина Афанасьевна два десятка лет
была его ближайшим помощником и другом…
Теперь он приходит
в себя. "Глушу себя работой". Его визави - чёрная кошка
Низа, которой пятнадцать лет. По быту помогают артистки. Приносят
солёные огурцы и прочее. Выходя из дому, Евгений читает молитвы: "Отче
наш", "Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его",
"Прости меня, Господи!", "Господи, помоги и направь!",
"Господи, дай мне здоровья!", "Господи, дай провести
день достойно Тебя!"
А завершая нашу
беседу, Кузьмич пошутил: "Вот и вся любовь, и сиськи набок! Народная
пословица".
Михаил Коковихин
Степанцев
Евгений Кузьмич
род.22.09.1946 в Москве в рабочей семье. ГИТИС, класс Марии Кнебель
(1973). Дипломный спектакль - "Дом Бернарды Альбы" Ф. Лорки
в Кировском облдрамтеатре. Карьера: главреж Кировского облдрамтеатра
(1974-86), главреж Ярославского академтеатра (1986-89), главспец по
межнацсотрудничеству Минкульта СССР (1989-92), главреж Заполярного театра
драмы г. Воркуты (1993-96), худрук Кировского облдрамтеатра (с 1997).
Лауреат Госпремии РСФСР (1980, 2500 р.). Засл. деятель искусств России
(1985). Член КПСС (1969-91), был комсоргом ГИТИСа. Вдовец. Сын от первой
жены - актрисы Наталии Кислицыной - журналист в Москве. Пристрастия:
"Философия общего дела" Н. Фёдорова, Чехов, Толстой, Тургенев,
Булгаков, Крупин, Распутин, Белов, Бетховен, фильмы С. Герасимова, С.
Бондарчука и Евг. Матвеева, "Лимонадный Джо", "Не промахнись,
Асунта!", "Бей первым, Фреди!", преферанс, коллекционирование
зажигалок, хорошая отечественная водка ("всегда закусываю, и у
меня не бывает похмелья").
"Вятская
особая газета" 15.11.2007, № 45
Постскриптум.
После тяжёлой болезни Евгений Кузьмич Степанцев скончался в областной
клинической больнице 27.08.2014. Светлая память!