Хронология
событий
вятского
городского киноклуба "Сталкер"
Сорок два
года назад, в годовщину смерти Сталина, 5 марта 1976 года в Кирове (Вятке)
открылся городской киноклуб "Кадр", поменявший потом название
на "Сталкер"
|
Александр Сокуров (в центре) и совет Вятского
киноклуба "Сталкер" (слева направо: Марина Дохматская,
Татьяна Бушмелева, Галина Макарова, Михаил Коковихин). 1991.
Фото Сергея Бушмелева
|
|
Александр Галицких. Рис. М. Коковихина. 1976
|
Осень 1975.
Второкурсник филфака Кировского госпединститута (КГПИ им. Ленина)
Михаил Коковихин подал комсоргу курса Александру Галицких (члену обкома
комсомола) идею создания студенческого киноклуба. Тот одобрил и поручил
это дело самому Михаилу. Переговоры с облкинопрокатом и директором
кинотеатра "Мир" Виктором Горошко завершились успешно.
5 марта 1976.
Открытие городского киноклуба "Кадр" в зале хроники "Мира"
(фильмом "Солярис" Тарковского). Через неделю - "Андрей
Рублёв" того же Тарковского. Билеты продавались в кассе и через
"министров финансов" на факультетах пединститута. Президент
"Кадра" - Михаил Коковихин. Куратор от парткома - преподаватель
философии Михаил Иванович Ненашев. Он и вёл диспут по обоим фильмам
Тарковского на философском кружке в институте.
Март-май 1976.
Остальной репертуар киноклуба до конца первого сезона: "Печки-лавочки"
Шукшина, "Дворянское гнездо" Михалкова-Кончаловского, мюзикл
"Оливер!" Рида, "Джейн Эйр" Манна, "О, счастливчик!"
Линдсея Андерсона, "Свой среди чужих, чужой среди своих"
Михалкова, "Великолепный" Де Брока, "Пир хищников"
Кристиан-Жака (по просьбе Михаила Ненашева), "Под стук трамвайных
колёс" Куросавы (по просьбе историка Валентина Сергеева), "Сто
дней после детства" Соловьёва.
|
Запрещённая шапка афиши Кировского киноклуба
"Кадр" (ККК). 1976
|
Май 1976.
Попытка Кировского киноклуба "Кадр" (ККК) назваться именем
Тарковского пресечена секретарём парткома Воскобойниковой, которая
сняла со стенда на первом этаже института афишу фильма "Сто дней
после детства" с шапкой "ККК имени Андрея Тарковского"
и нарисованным портретом режиссёра и пожаловалась ректору. В результате
из афиши вырезали имя, фамилию, портрет и повесили обратно.
Октябрь 1976
- май 1977. Второй сезон "Кадра". Репертуар (составлен
при участии киноведа Юрия Андреевича Корзоватых): "Броненосец
"Потёмкин"" Эйзенштейна (ведущий - Ю. Корзоватых),
"Земля" Довженко (ведущая - преподаватель худучилища Галина
Новокрещёнова), "Александр Невский" Эйзенштейна (ведущий
- преподаватель эстетики КГПИ Олег Новосёлов), "Иван Грозный"
Эйзенштейна (ведущий - преподаватель истории КГПИ Валентин Сергеев),
"Девять дней одного года" Ромма, "Берегись автомобиля"
Рязанова, "Андрей Рублёв" Тарковского (ведущий - Ю. Корзоватых),
"Солярис" Тарковского (ведущий - О. Новосёлов), "Три
дня Виктора Чернышёва" Осепьяна (ведущий - М. Ненашев). "Начало"
Панфилова (ведущий - О. Новосёлов), "Жил певчий дрозд" Иоселиани,
"Ваш сын и брат" и "Печки-лавочки" Шукшина, "Премия"
Осепьяна, "Афоня" Данелии (ведущий - М. Ненашев), "Под
стук трамвайных колёс" Куросавы, "Загнанных лошадей пристреливают,
не правда ли?" Поллака, "Жить, чтобы жить" Лелуша,
"Коррупция во Дворце правосудия" Алипранди, "Кромвель"
Хьюза, "Свой среди чужих, чужой среди своих" Михалкова,
"Зануда" Молинаро, "На край света" Нахапетова,
"Похищение в Париже" Буассе. Обсуждения вёл Михаил Ненашев.
В декабре 1976-го проведён конкурс рецензий на фильм "Андрей
Рублёв" (1-2 места разделили студенты М. Коковихин и Е. Останин).
|
Абонемент "Кадра" 1976-77: обложка
с билетами
|
|
Абонемент "Кадра" 1976-77: репертуар
|
|
Абонемент "Кадра" 1977-78. Лицевая
сторона
|
|
Абонемент "Кадра" 1977-78: репертуар
|
|
Один из основателей киноклуба "Кадр"
Михаил Ненашев, преп. философии КГПИ, уехавший в 1978 году в
аспирантуру в Москве. nenashev.kirov.ru
|
Октябрь 1977
- май 1978. Третий сезон "Кадра". Репертуар: "Звенигора"
Довженко, "Андрей Рублёв" и "Солярис" Тарковского,
"Гамлет" и "Король Лир" Козинцева, "Маяковский
смеётся" Юткевича, "Конформист" Бертолуччи (ведущий
- М. Ненашев), "Блокада" Ершова, "Бег" Алова и
Наумова, "Земля обетованная" Вайды, "Дневные звёзды"
Таланкина (ведущий - Ю. Корзоватых), "Егор Булычёв и другие"
Соловьёва, "Они сражались за Родину" Бондарчука, "Пейзаж
после битвы" Вайды (ведущий - М. Ненашев), "Неоконченная
пьеса для механического пианино" Михалкова, "Восхождение"
Шепитько (М. Ненашев), "Иваново детство" Тарковского (М.
Ненашев), "Профессия: репортёр" Антониони (М. Ненашев).
Совет киноклуба
"Кадр": Михаил Коковихин, Виталий Ситников и Марина
Фоминых (студенты филфака КГПИ), Михаил Ненашев (преподаватель КГПИ),
Юрий Корзоватых (киновед, Кировская студия ТВ), Михаил Акимов (второй
секретарь горкома ВЛКСМ), Борис Филимонов (методист облуправления
кинофикации), Виктор Горошко (директор кинотеатра "Мир").
|
"Комсомольское племя" за 30 марта
1978 года
|
Ноябрь 1978
- февраль 1979. Четвёртый сезон "Кадра". Репертуар:
"Позови меня в даль светлую" Лаврова и Любшина по сценарию
Шукшина, "Андрей Рублёв", "Солярис", "Раба
любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино",
"Мулен Руж" Хьюстона, "Пятая печать" Фабри.
|
"Комсомольское племя" за 17 ноября
1979 года
|
Ноябрь 1979
- май 1980. Ребрендинг киноклуба под новым названием "Сталкер"
(по ассоциации со свежим фильмом Тарковского) в ДК имени 1 Мая.
Совет киноклуба
"Сталкер": Михаил Коковихин (репортёр газеты "Комсомольское
племя"), Татьяна Бушмелева (редактор облкинопроката), Галина
Макарова (методист облкинопроката), Валерий Корендюк (методист облуправления
кинофикации), Юрий Корзоватых (Кировская студия ТВ).
Репертуар
сезона: "Пять вечеров" Михалкова, "Цену смерти
спроси у мёртвых" Кийска (ведущий - В. Юлов, преподаватель философии
КГПИ), "В четверг и больше никогда" Эфроса, "Враги"
Нахапетова, "Древо желания" Абуладзе, "Под стук трамвайных
колёс" Куросавы, "Конформист" Бертолуччи, "Профессия:
репортёр" Антониони, "Раба любви", "Неоконченная
пьеса для механического пианино" и "Несколько дней из жизни
И.И. Обломова" Михалкова, "Сталкер" Тарковского. Обсуждения
вёл В. Корендюк.
Октябрь 1980
- май 1981. В совет клуба влились Владимир Урин (завлит Кировского
ТЮЗа), Сергей Краснов (редактор Кировской студии ТВ, выпускник ГИТИСа),
Ольга Симоненко (архивариус завода им. Лепсе, выпускница Московского
историко-архивного института, псевдоним в прессе: А. Долинина).
Репертуар
сезона: "Наапет" Маляна, "Кваркваре" Абашидзе
(ведущий - С. Краснов), "Вид на жительство" Стефановича
и Гвасалии (ведущие - О. Симоненко и С. Краснов), "Моя дорогая
Клементина" Форда (ведущая - О. Симоненко), "Белая стена"
Бьёркмана (Т. Бушмелева), "Иван Грозный" Эйзенштейна (2
серии, ведущий - В. Урин), "Два Фёдора" Хуциева (Т. Бушмелева),
"Сталкер" Тарковского (О. Симоненко), "Муравейник"
Фабри (Т. Бушмелева), "Вавилон ХХ" Миколайчука (ведущая
- Т. Бушмелева), "Дикая охота короля Стаха" Рубинчика (Т.
Бушмелева), "Семейный портрет в интерьере" Висконти (С.
Краснов), "Пятая печать" Фабри и мультфильм "Цветок
папоротника" по Гоголю (С. Краснов), "Осенний марафон"
Данелии (Т. Бушмелева), "Барьер" Христова (Т. Бушмелева),
"Лариса" Климова и "Восхождение" Шепитько (Ю.
Корзоватых).
В марте 1981-го
киноклуб вернулся в кинотеатр "Мир".
|
Афиша 1980 года
|
|
Киновед Юрий Корзоватых (23.05.1924 - 3.04.1982). Фотоархив Татьяны Бушмелевой
|
12 сентября
1981, пятница. Киноклуб "Сталкер" выписал из Москвы
фильм Тарковского "Зеркало" 1974 года выпуска (дня одноразового
показа). Вятская премьера "Зеркала" в кинотеатре "Мир"
вызвала ажиотаж. На обсуждении под руководством Юрия Корзоватых в
числе прочих выступили поэт Слава Фахрудинов, концертмейстер ДК "Космос"
Владимир Тарасов и философ Михаил Ненашев. По просьбам зрителей сеансы
"Зеркала" продлили до субботы следующей недели. А через
пару дней идеологические работники горкома партии и комсомола решали,
не закрыть ли киноклуб за «демонстрацию антисоветского шизоидного
фильма "Зеркало"». Ограничились пока предупреждением
совету "Сталкера" и требованием представлять план обсуждений,
не пускать на обсуждения посторонних людей и составить характеристики
на каждого члена киноклуба.
Октябрь 1981
- июнь 1982. Со следующего фильма - "Чёрная курица, или Подземные
жители" Виктора Греся - совет киноклуба решил отказаться от обсуждений,
устраивая только "информационный показ".
Остальной
репертуар сезона: "Тегеран-43" и "Мир входящему"
Алова и Наумова (ведущий - Александр Гурдюмов, методист облуправления
кинофикации), "Вестсайдская история" Уайза (А. Кагарлицкая,
Москва), "Гнездо на ветру" Неуланда, "Калина красная"
Шукшина (ведущий - киновед Александр Мальцев, Кирово-Чепецк), "Звездопад"
Таланкина (Ю. Корзоватых), "Золотая лихорадка" Чаплина (О.
Симоненко), "Нужно убить эту любовь" Моргенштерна (Евгений
Останин, преподаватель истории КГПИ), "Оружие" Скуитьери
(Валерий Турицын, Москва), "Солярис" Тарковского (О. Симоненко),
"Земля" Довженко (О. Симоненко), "Гараж" Рязанова
(Т. Бушмелева), "Воспоминания о курорте" Шандора (О. Симоненко),
"Осенняя соната" Бергмана (Т. Бушмелева), "Спасатель"
Соловьёва (Е. Останин).
Декабрь 1981.
После введения в Польше военного положения (13 декабря) на обсуждении
в киноклубе польского фильма "Нужно убить эту любовь" сидел
гебист, и ведущий Евг. Останин благоразумно не протянул нити от фильма
к польским событиям - свёл всё на мораль, заткнув рот пытавшемуся
говорить о пророческом характере ленты, которая кончается взрывом
склада.
10 мая 1982.
После показа "Гаража" инструктор горкома КПСС Валерина Миронова
возмущалась: я своими руками вычёркивала "Гараж" из репертуара,
кто позволил?!
|
Абонемент "Сталкера" 1982-1983: лицевая
сторона. Автор логотипа - художник Александр Зверев, впоследствии
священник
|
|
Абонемент "Сталкера" 1982-83: разворот
|
|
Александр Гурдюмов, методист облуправления кинофикации
(1953-1998). Фотоархив Татьяны Бушмелевой
|
Октябрь 1982
- март 1983. Зал хроники "Мира". Ретроспектива Никиты
Михалкова: "Родня", "Раба любви", "Неоконченная
пьеса для механического пианино", "Пять вечеров", "Несколько
дней из жизни И.И. Обломова". Цикл итальянского кино:
"Репетиция оркестра" Феллини, "Профессия: репортёр"
Антониони, "Конформист" Бертолуччи, "Об убийстве -
на первую полосу" Беллоккьо. Цикл историко-революционных фильмов:
"Рождество в Вигала" Соосаара, "Первый учитель"
Михалкова-Кончаловского, "Кто заплатит за удачу" Худякова,
"Звенигора" и "Щорс" Довженко, "Бег"
Алова и Наумова. Цикл прогрессивного американского кино: "Правосудие
для всех" Джуисона (ведущий - журналист Феликс Фридман), "Вестсайдская
история" Уайза, "Конрак" Ритта, "Алиса здесь больше
не живёт" Скорсезе. Фестиваль фильмов союзных республик:
"Перед закрытой дверью" Оджагова Азербайджан), "Городок
Анара" и "Пловец" Квирикадзе (Грузия), "Скорпион"
Мююра (Эстония), "Лесная песня. Мавка" Ильенко (Украина),
"Ночь коротка" Беликова (Украина), "Две строчки мелким
шрифтом" Мельникова (РСФСР, Ленфильм, ГДР), "Ореховый хлеб"
Жебрюнаса (Литва), "Мачеха Саманишвили" Эльдара Шенгелая
(Грузия), "Пощёчина" Маляна (Армения). Остальные фильмы:
"Остановился поезд" Абдрашитова, "Мефисто" Сабо
(ведущий - А. Гурдюмов), "Голос" Авербаха, "Полёты
во сне и наяву" Балаяна, "Слёзы капали" Данелии, вечер
мультфильмов Хржановского, "Тень воина" Куросавы, "Прощание"
Климова (А. Гурдюмов).
|
Абонемент "Сталкера" 1983-84: лицевая
сторона
|
|
Абонемент "Сталкера" 1983-84: разворот
|
|
Абонемент "Сталкера" 1983-84: вклейка
|
Ноябрь 1983
- май 1984. Председателем киноклуба избрана Татьяна Бушмелева,
почётным президентом - Марина Дохматская.
Репертуар
в кинотеатре "Победа": "Васса" Панфилова (ведущая
- Т. Бушмелева), "Сезон мира в Париже" Голубовича (Т. Бушмелева),
"Путь домой" Рехвиашвили (А. Мальцев), "Мой американский
дядюшка" Рене (А. Гурдюмов), "Оглянись" Манасаровой
(Валентина Мочалова, методист горкиносети), "Сталкер" Тарковского
(О. Симоненко), "Христос остановился в Эболи" Рози, "Судьба
Балинта Фабиана" Фабри (Т. Бушмелева), "Сказка странствий"
Митты (А. Гурдюмов), "Послесловие" Хуциева (Т. Бушмелева),
"Репетиция оркестра" и "Амаркорд" Феллини (Марина
Сурова, библиотекарь Герценки), "Парашурам" Сена (М. Сурова,
М. Дохматская), "Дом с тяжёлыми воротами" Райша и Рюккера
(ГДР), "Извините, пожалуйста" Жалакявичуса.
|
Ольга Симоненко. Журнал"Авангард"
№ 2
|
Июль 1984.
Самоубийство члена совета киноклуба Ольги Симоненко. Один из мотивов
- тоска по не вернувшемуся с Запада Андрею Тарковскому и по его зарубежным
фильмам, запрещённым в СССР.
1984 -1985.
Репертуар: "Чучело" Быкова (ведущая - М. Дохматская).
"Детский сад" Евтушенко (Г. Шершнёва, преподаватель литературы
КГПИ), "На Западном фронте без перемен" Манна (А. Семаков),
"Жестокий романс" Рязанова (Т. Бушмелева), "И жизнь,
и слёзы, и любовь" Губенко (Т. Бушмелева), "Восхождение"
Шепитько (М. Дохматская), "Парад планет" Абдрашитова (М.
Дохматская), "Успех" Худякова (М. Дохматская), "Мой
друг Иван Лапшин" Германа (Т. Бушмелева), "Голубые горы,
или Неправдоподобная история" Эльдара Шенгелая, программа мультфильмов
(В. Мочалова), "Иван Грозный" Эйзенштейна, "Женщина
и четверо её мужчин" Пуйпы (Литва).
1985.
В связи с невозвращением Андрея Тарковского из Италии горком КПСС
запретил название "Сталкер", разрешив называться просто
"Клуб друзей кино".
Октябрь 1985
- март 1986. В совет киноклуба вошла Елена Беляева, студентка
факультета театроведения ЛГИТМиКа, выступавшая перед некоторыми фильмами.
Репертуар
сезона: "Кинолюбитель" Кесьлёвского, "Остановился
поезд" Абдрашитова (памяти Анатолия Солоницына), "На венгерской
равнине" Ковача, вечер памяти Олега Даля, "Кармен"
Сауры, "Путешествие молодого композитора" Георгия Шенгелая,
"Чужая вотчина" Рыбарёва, "Пацаны" (вечер памяти
Динары Асановой), "Иди и смотри" Климова, вечер документального
кино, "Полёты во сне и наяву" Балаяна, "Жил-был доктор"
Сорокина.
Ноябрь 1986
- июнь 1987. В связи с Перестройкой горком КПСС разрешил киноклубу
возвратить название "Сталкер". В мае перед фильмом Подниекса
"Легко ли быть молодым?" полный зал ДК "Космос"
слушал выступление поэтов Вятского литклуба "Верлибр" Сергея
Ухова, Светланы Сырневой, Николая Голикова, Игоря Носкова. Когда Носков
начал читать "Кончай, папаша!", его прервали хлопками солидные
преподавательницы культпросветучилища. Феликс Фридман из "Кировской
правды" потом негодовал по поводу предоставления трибуны "Верлибру"
с его "антисоветчиной". Валерина Миронова из горкома спрашивала:
"Кто разрешил им выступить? Они смакуют и чернят... Почему не
дали утвердить репертуар?"
1987 - 1995.
Членство киноклуба "Сталкер" в Обществе друзей кино и в
Федерации киноклубов СССР, а затем России, показ фильмов из посольств
зарубежных стран по киноклубным "кольцам", участие членов
совета "Сталкера" в ежегодных конференциях ФКК в Москве,
Пущине, Львове, а также в работе кинофестивалей: Московского международного,
Международного кинофестиваля "Арсенал" в Риге, Международного
фестиваля мультфильмов в Рязани и международного кинорынка в Сочи.
Июль 1987.
Шестеро членов совета киноклуба (председатель Т. Бушмелева, почётный
президент М. Дохматская, зампред Г. Макарова, М. Коковихин, В. Корендюк,
А. Мальцев) участвовали в работе XV Московского международного кинофестиваля
в кинотеатре "Горизонт".
|
Активисты киноклуба "Сталкер" (Михаил
Коковихин, Александр Мальцев, Галина Макарова, Марина Дохматская)
у кинотеатра "Горизонт". 1987
|
1987 - 1988.
Репертуар сезона: документальные фильмы Сокурова "Мария",
"Соната для Гитлера", "Альтовая соната. Дмитрий Шостакович",
"И ничего больше", "Жертва вечерняя", "Элегия".
Программа венгерского кино. Программа шведского кино.
1988 - 1989.
"Маленькая Вера" Пичула (ведущий - Юрий Авдеев, сценарист
и редактор "Кировтелефильма" Кировской студии ТВ). Программы
фильмов Швеции, Венгрии, Польши.
1989 - 1990.
Репертуар в ДК "Родина": "Трудно первые сто лет"
Аристова, "Спаси и сохрани" Сокурова, "Страсти по Андрею"
Тарковского, "Защитник Седов" Цымбала, "Любовные похождения
блондинки" Формана, "Лакированные ботинки неизвестного солдата"
Вылчанова, "День ангела" Сельянова, "Соло Санни"
Вольфа, "Ханна и её сёстры" Аллена, "Человек из железа"
и "Без наркоза" Вайды, "400 ударов" Трюффо, "Последний
экспресс" Верхувена, "Сердце ангела" Паркера, "Ночь
Варенны" Сколы, "Хареба и Гоги" Георгия Шенгелая, "Шут
и королева" Хитиловой, "Последнее танго в Париже" Бертолуччи,
"Жизнь - изобилие", программа параллельного кино, "Охотник
на оленей" Чимино, "Одинокая женщина" Холланд, "Кармен"
Сауры, "Больвизер" и "Боги чумы" Фассбиндера,
"Электра - любовь моя" Янчо, "Жена керосинщика"
Кайдановского, "До свидания, дети" Маля, "Оно"
Овчарова, "Ашик-Кериб" Параджанова, "Время останавливается"
Клюге, "Ночи Кабирии" Феллини, "Кома" Крайтона,
"Посетитель музея" Лопушанского, фильмы из посольства
Австрии ("Титания, Титания", "Лаура" Премиджера,
"Невидимка" Верхувена, "Ангел с дьяволом во плоти"
Белоккьо, "Сказки венского леса" Дювивьера, "Бокерер"
Антеля). Остальное: "Прямая трансляция" Сафаралиева, "Муж
и дочь Тамары Александровны" Наруцкой, "Эффи Брист"
Фассбиндера, "Молодой Франкенштейн" Брукса (ведущий - Юрий
Шуйский, питерский киновед), "Советская элегия" Сокурова,
"Астенический синдром" Муратовой, "Ханнусен" Сабо,
"Миссисипи в огне" Паркера, "Короткий фильм об убийстве"
Кесьлёвского, "Поезд в Голливуд" Пивоварского. Некоторые
фильмы демонстрировались на видео.
|
Афиша фильма Киры Муратовой. 1990
|
|
Членский билет "Сталкера"
|
1990 - 1991.
Репертуар "Сталкера в ДК "Родина": "Империя чувств"
Осимы (ведущая - Елена Разлогова, филолог и переводчица из МГУ, сестра
киноведа и культуролога Кирилла Разлогова), "Короткий фильм о
любви" Кесьлёвского, "Мужчина в поисках любви", программа
фильмов Сокурова ("К событиям в Закавказье", "Петербургская
элегия", "Советская элегия"), "Защитные цвета"
Занусси, "Святая кровь" Ходоровски, "Копытом туда,
копытом сюда" Хитиловой, "Глядя друг на друга" Макка,
"Фантастическая симфония" Кристиан-Жака, "Перекрёсток
Миллера" Коэнов, "Чернов/Chernoff" Юрского, "Поезда
под особым наблюдением" Менцеля, программа фильмов Австрии, "Казанова
Феллини", "Ночь Варенны" Сколы, "Регина"
Кийска, "Грань" Репиной, "Герой года" и "Распорядитель
бала" Фалька, "Астенический синдром" Муратовой, "Замри,
умри, воскресни" Каневского, "Главное - любить" Жулавски,
"Лучший способ маршировки" Блие, "Жаворонки на нитях"
Менцеля, "Семья" Сколы, "Петербургская элегия"
Сокурова, "Четыре приключения Ренет и Мирабель" Ромера,
"Духов день" Сельянова, "Твербуль" Паперного и
Аршанского, "Брак по-итальянски" Витторио Де Сика, "Восьмая
жена Синей Бороды" Любича, "Ностальгия" Тарковского,
"Любовный фильм" Сабо, "Похитители мыла" Никетти,
"Древо Васнецовых" Дохматской, "Жестяной барабан"
Шлёндорфа, "Нефтяные амазонки" Кристиан-Жака, "Огни
большого города" Чаплина, программа параллельного кино.
|
Кинорежиссёры Марина Дохматская и Александр
Сокуров на открытии ретроспективы Сокурова в "Сталкере".
1991
|
Июль 1991.
Участие шести членов совета Вятского киноклуба "Сталкер"
в работе XVII Московского
международного кинофестиваля во Дворце молодёжи.
1991 - 1992.
Киноклуб "Сталкер" в ДК "Родина". Программа
фильмов Феррери из посольства Италии: "Женщина-обезьяна",
"Семя человеческое", "Не прикасайся к белой женщине",
"Прощай, самец", "Любовная страсть". Ретроспектива
Сокурова, встречи с режиссёром и его помощником Еленой Перминовой:
"Мария", "Жертва вечерняя", "Одинокий голос
человека", "Скорбное бесчувствие", "И ничего больше",
"Московская элегия", "Разжалованный", "Соната
для Гитлера", "Советская элегия", "Дни затмения",
"Элегия", "Петербургская элегия", "Альтовая
соната. Дмитрий Шостакович", "Спаси и сохрани", "Простая
элегия", "Круг второй", "Пример интонации",
"Ампир".
|
Абонемент на ретроспективу Александра Сокурова.
1991
|
|
Абонемент на ретроспективу Александра Сокурова.
Репертуар. 1991
|
|
Александр Сокуров в гостях у совета Вятского
киноклуба "Сталкер". 1991. Фото Сергея Бушмелева
|
|
Газета Кировского горсовета "Выбор"
№ 45 за 1991 год
|
Март-апрель
1992. Ретроспектива Тарковского (c участием директора Фонда общества
Андрея Тарковского Паолы Волковой и директора фильма "Андрей
Рублёв" Тамары Огородниковой, игравшей роли в трёх лентах Тарковского,
а также сестры Андрея Марины Тарковской и актёра Юрия Назарова): "Иваново
детство", "Каток и скрипка", "Андрей Рублёв",
"Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия",
"Жертвоприношение".
|
Абонемент на ретроспективу Андрея Тарковского.
1992
|
|
Абонемент на ретроспективу Андрея Тарковского:
разворот с автографом искусствоведа Паолы Волковой. 1992
|
|
Слева направо: Паола Волкова, Тамара Огородникова
и Татьяна Бушмелева на открытии ретроспективы Андрея Тарковского.
1992. Фотоархив Т. Бушмелевой
|
|
"Выбор" № 12, 3-9 апреля 1992
|
|
Члены совета киноклуба "Сталкер" Сергей
Бушмелев и Галина Макарова, актёр Юрий Назаров ("Андрей
Рублёв", "Зеркало"). 1992. Фотоархив Татьяны
Бушмелевой
|
|
Ученица киноведа Сергея Добротворского (по ЛГИТМиКу),
Елена Беляева представляла в киноклубе в том числе фильм Бунюэля
"Этот смутный объект желаний" в 1992-м и ретроспективу
Трюффо в 1995-м
|
1992.
Остальной репертуар сезона: "Сто тысяч песен" Кавани,
"Страх съедает душу" Фассбиндера, "Самая красивая женщина
на свете" Леонарда, "Жить, чтобы жить" Лелуша, "Песни
Леля" (док.), "Подъём", "Ребро Адама" Криштофовича,
"Мои ночи прекраснее ваших дней" Жулавски, "Мать Иисуса"
Худякова, "Она танцует одна" Дорнхелма, "Холодные закуски"
Блие, "Дорогая незнакомка" Мизрахи, "Австрийское поле"
Черных, "Кабаре" Фосса, "Империя чувств" Осимы,
"Легенда о Нараяме" Имамуры, "Любофф" Торохова,
"Весь этот джаз" Фосса, "Фицкарральдо" Херцога,
"Голубая китаянка" Рассела, "Грандизон" Курца,
"Кристина" Карпентера, "Галантные дамы" Таккеллы,
"Дневная красавица" Бунюэля, "Шлюха" Рассела,
"Облако-рай" Досталя, "Ленни" Фосса, "Профессия:
репортёр" Антониони, программа фильмов с Бастером Китоном, "Этот
смутный объект желаний" Бунюэля (ведущая - искусствовед Елена
Беляева), "Женщина моей жизни" Варнье.
1992 - 1993.
Киноклуб "Сталкер" в ДК "Родина". Ретроспектива
Фассбиндера: "Катцельмахер", "Почему рехнулся господин
Р.?", "Горькие слезы Петры фон Кант", "Кулачное
право свободы", Матушка Кюстерс отправляется на небо", "Я
хочу только, чтобы меня любили", "Лили Марлен", "Тоска
Вероники Фосс". Ретроспектива Бунюэля: "Этот смутный
объект желаний", "Млечный путь", "Призрак свободы",
"Скромное обаяние буржуазии". Остальное: "Циники"
Месхиева, "Обман" Харриса, "Алиса в городах" Вендерса,
"Выстрел из милосердия" Шлёндорфа, "Асса", "Чёрная
роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" Соловьёва
(ведущий - Сергей Бушмелев), "Дом под звёздным небом" Соловьёва,
"Амадей" Формана, "Чувствительный милиционер"
Муратовой, "Волшебство Queen в Будапеште" (док.), "Травиата"
Дзефирелли, "Восемь с половиной" Феллини, "Молодой
Тёрлесс" Шлёндорфа, "Земляничная поляна" Бергмана,
"Место преступления" Тешине, "Ничьи женщины" Франка,
"Ангельская пыль" Ньермана, "Смерть в этом саду"
Бунюэля, "1984" Майкла Андерсона, "Лакомб Люсьен"
Маля, "Сам я вятский уроженец" (с выступлением писателя
Крупина, режиссёра Кольцова и актрисы Виноградовой), "Под предварительным
следствием" Миллера, "Огни Сретенья" Корбера, "Зази
в метро" Маля, "Полёт над гнездом кукушки" Формана,
"Модернисты" Рудольфа, программа фильмов с Бастером Китоном
(С. Бушмелев).
|
На премьере фильма "Сам я вятский уроженец"
(по повести Крупина "Живая вода") в киноклубе "Сталкер"
(ДК "Родина"). Слева направо: актриса Мария Виноградова,
режиссёр Виталий Кольцов, замначальника облдепартамента культуры
Валерина Миронова, писатель Владимир Крупин, председатель киноклуба
Татьяна Бушмелева. 1993. Фотоархив Татьяны Бушмелевой
|
|
ТДТ № 40, 1993
|
1993 - 1994.
Киноклуб "Сталкер" в ДК "Родина". Ретроспектива
Иоселиани: "И стал свет", "Фавориты луны",
"Семь пьес для черно-белого кино", "Пастораль",
"Жил певчий дрозд", "Листопад", "Охота на
бабочек", "Акварель". Ретроспектива Годара:
"На последнем дыхании", "Китаянка", "Безумный
Пьеро", "Карабинеры", "Детектив" и "Новая
волна".
Остальное:
"Камень", "Элегия из России" и "Тихие страницы"
Сокурова, "Время цыган" Кустурицы, "Альфавиль"
Годара, "Деньги" Брессона, "Дурная кровь" Каракса,
"Агирре, гнев божий" Херцога, "Женщина в красных сапогах"
Хуана Бунюэля (сына классика), "Сады скорпиона" и "Остров
мёртвых" Олега Ковалова (с выступлением режиссёра), "Милашки"
Шаброля, "Солнце неспящих" Баблуани, "Два капитана
2" Дебижева, "Небо над Берлином" Вендерса, "Отчим"
Блие, "Комедия строгого режима" Григорьева и Студенникова,
"Сталкер" Тарковского, "Трактористы 2" Алейниковых,
"Прорва" Дыховичного, "Патриотическая комедия"
Хотиненко.
1994 - 1995.
Председателем "Сталкера" избрана Галина Макарова. Репертуар
в ДК "Родина": "С Новым годом, Москва!" Пьянковой,
"Катафалк" Тодоровского, "Только для сумасшедших"
Ихо, "Вива, Кастро!" Фрумина, "Макаров" Хотиненко,
"Лимита" Евстигнеева.
Февраль -
март 1995. Ретроспектива фильмов Трюффо в зале облкинопроката
(ведущая - Елена Беляева): "Жюль и Джим, "Две англичанки
и Континент", "Зелёная комната", "Стреляйте в
пианиста", "Украденные поцелуи", "Мужчина, который
любил женщин", "Последнее метро". "Джеки Браун"
Тарантино (Е. Беляева).
Март 2004
- май 2004. Репертуар "Сталкера" в Кировском художественном
музее им. В.М. и А.М. Васнецовых: "Куклы" Китано, "Коктебель"
Хлебникова и Попогребского, "Влюбленная Куини" Коллека,
"Сука-любовь" Иньярриту, "Прогулка" Учителя, "Андрей
Рублёв" Тарковского, "Русский ковчег" Сокурова, "Караваджо"
Джармена, "Сергей Параджанов, каким мы его знали. Хачкар"
(док.), "Ашик-Кериб" Параджанова, "Робер. Счастливая
жизнь" Сокурова (док.); «Фильм одним дублем. В поисках
"Русского ковчега"» (док.), "Контракт рисовальщика"
Гринуэя, "Ускользающая красота" Бертолуччи.
Октябрь 2004
- май 2005. Репертуар "Сталкера" в КХМ им. Васнецовых:
"Аталанта" Виго, "Охота на бабочек" Иоселиани,
"Скорбное бесчувствие" Сокурова, "Зеркало" Тарковского,
"Догвиль" фон Триера, "Амаркорд" Феллини, "Отец
и сын" Сокурова, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"
Стоппарда, "Мертвец" Джармуша, "Чёрная кошка и белый
кот" Кустурицы, "Этот смутный объект желаний" Бунюэля,
"Бедный, бедный Павел" Мельникова, "Агония" Климова,
"Табу" Осимы, "Восхождение" Шепитько, "Девушка
с жемчужной серёжкой" Уэббера, "Еда и женщины на скорую
руку" Коллека.
Май 2005.
Новое руководство Кировского художественного музея во главе с Ириной
Любимовой закрыло киноклуб "Сталкер" в музейном видеозале.
|
"Наш вариант" № 20 за 2005 год зафиксировал
финал киноклуба "Сталкер"
|
Составил М. Коковихин
(по информации Т. Бушмелевой, Г. Макаровой и собственной)
2018