Он
сказал: поехали!
Художник Макс Синдерович слил общество потребления в унитаз, нашёл в природе невидимых союзников человека и зовёт Вятку в полёт
|
Макс Синдерович подгоняет ленивых земляков
старинным наконечником багра, найденным им на берегу Вятки.
24.05.2012. Фото М. К.
|
Среди молодых
(до 40 лет) вятских художников Макс Синдерович - самый интересный.
В этом пофигистском поколении он выделяется прежде всего дерзостью
своих идейных поисков. Наевшись в Голландии ценностей общества потребления,
Макс утвердился в растаманских идеях и, вернувшись на Вятку (как Одиссей
на Итаку), обнаружил здесь скрытую под химерой чужеродных культур
"магию Средней Полосы". Его последние работы - от стрит-арта
до живописи и скульптуры - увлекательная попытка наполнить город Вятку
смыслами в духе русского космизма.
|
Первая публикация о Максиме Синдеровиче. "Товар-Деньги-Товар"
№ 10 за 1994 год. Полностью
здесь
|
Знаменосец Победы
В детстве любил
он рисовать древнегреческих героев. Особенно спартанцев. Носил пионерский
галстук. После "английской" школы учился в Кировском художественном
у Евгения Гришина, Николая
Жолобова и других известных живописцев. На третьем курсе, по его
словам, психанул (был экстремалом), его отправили в военкомат, оттуда
- на психиатрическую экспертизу в Ганино. Диагноз: маниакально-депрессивный
психоз. При этом цель откосить от армии не ставил: "всё по-честному".
В 1994 году я
писал в еженедельнике "Товар-Деньги-Товар" № 10: "Саковцев
с Максимом Синдеровичем и Мишей Кулагой учредили группу "Последние
художники реального изобразительного искусства" (г. Вятка). "Последние"
- в смысле панковатости, ультра-экстремизма и отодвинутости в очереди...
Они позорят наше учебное заведение", - говорят их наставники...
Ближе к финалу презентация [выставки в клубе художников-любителей]
переросла в неформальный концерт. Троица "последних" добралась
до дна и разошлась вовсю: Миша, Максим и Женя затанцевали невесть
что под неслыханные гитарные песни типа "Настанет день, и с журавлиной
стаей я полечусь" или "Люди мэра, на минуту сядьте"
или "Люди морга, на минуту встаньте: суд идёт, Страшный суд,
суд со всех сторон" и всё такое. "А ведь они талантливые
ребята", - признала-таки руководитель клуба Виолетта Работинская".
Начитавшись Гоголя
и Достоевского, Синдерович двинул в Питер. С третьего захода поступил
в 97-м в Академию художеств имени Репина. На радостях отметил с товарищем
это дело - и через чердак взобрался на купол Академии, водрузив там
пиратский флаг с черепом и костями. Провисело три дня. Кто из студентов
знаменосец Победы, академики не просекли.
Незадолго до
выпуска Максим поучаствовал в выставке с голландским художником в
Планетарии - в рамках проекта культурного обмена "Роттердам -
Санкт-Петербург 2003". Инициатор проекта, галеристка Тея Линсхотен
пригласила его выставиться в Голландии. Приглянулся ей стиль картин
Синдеровича. Макс называет его "космический реализм". Мне
же больше по душе искусствоведческий термин "метафизическая
живопись"...
|
Макс Синдерович. Smiling Spaces. 2007. Холст,
масло
|
|
Макс Синдерович,
Связь. 2008. Аэрозоль, трафарет |
Вавилон - утопить!
И вот она, страна
лигалайза (легализации запретного)! Кофешопы, квартал красных фонарей,
эмигрантские районы. Увидев работы Макса, буржуа заказывали ему сделать
что-то подобное для украшения дома. С выставок он продал мало, больше
- по заказам. Делал настенную роспись, писал портреты, картины с метафизикой
(типа Smiling Spaces - "Улыбающиеся пространства"). На эти
деньги и жил в Голландии с перерывами до 2009 года.
Сдружился с художниками
известного коллектива стрит-арта Lastplak. С одним из них развешивал
по трамвайным остановкам в Роттердаме серию плакатов, из которых потом
возник проект Синдеровича "МегаСлив Бабилона".
Как написано
в программе проекта, "МегаСлив
Бабилона" - "это растаманская мечта о Земле, свободной от
дурных намерений и разобщения. Речь идёт о способности сознания противостоять
навязанным ценностям и сохранять свой собственный голос".
|
Макс Синдерович
показывает, как он транформирует медиа-образы в плакаты проекта
"МегаСлив Бабилона". Выставка "Без цензуры"
(выставочный зал Вятского художественного музея имени Виктора
и Аполлинария Васнецовых). 27.05.2008. Фото М. К. Подробнее -
"Зона без Большого Брата" |
"МегаСлив
Бабилона" (общество отчуждения - в канализацию!) был продолжен
Максом и на улицах Питера. Там на Сытном
рынке в 2007-м он увидел нищенку в зелёной национальной одежде с младенцем,
просившую милостыню. И написал "Узбекскую мадонну Сытного рынка",
сопоставив её для контраста с капиталистом, блюющим монетами, - распространённым
в Голландии образом бесконечного потребления и переваривания. Возник
триптих "Тур Капитала". Типа, бедные побираются, потому
что богатые жируют. Маркс отдыхает!
- Не знаю, насколько
это протест, - говорит Макс. - Я из поколения тех, кто был пионером,
а комсомол уже не влёк. Красные галстуки стали носить на рукавах:
всё рухнуло. Россия переродилась. Но прежнее воспитание во мне никуда
не денется. Приехал на Запад русский парень и встретил там гостеприимство,
живой интерес к России, изобретательность, трудолюбие - и вместе с
тем прирождённый индивидуализм, который проявляется и в общении: на
определённой стадии - будто стена. У нас свободный полёт, широта души,
русский космизм, всемирность, а там - рамки. У них личная, внешняя
свобода, а у нас в крови "тайная свобода" (по Пушкину),
русская культура…
|
Макс Синдерович.
Узбекская мадонна Сытного рынка в триптихе "Тур Капитала".
2008. Трафарет, аэрозоль. Увеличить |
|
Стрела вятского
герба, пущенная от сердца, превращается в ракету. Граффити М.
Синдеровича. 2011 |
Вятка, летим!
Вернувшись на
родину в конце нулевых годов, Макс увлёкся на Вятке творческими экспериментами.
С командой стрит-артистов
(Евгений Сесюков-Сиб,
Димадзо Шабалин, Квадрат-Круг-Треугольник, Антон Калинин, Алексей
Семёнов) готовил выставку "Вятка, встань-ка!" в Галерее
Прогресса (2011). Много было изрисовано стен, заборов и автобусных
остановок весёлыми картинками со слоганами "Хлынов, выходи!",
"Вятка, встань-ка!", "Ау, человек!" и пр. Это
была отчаянная попытка разбудить спящих горожан, повернуть их к актуальному
искусству и осознанию родства с городом Салтыкова-Щедрина, Грина и
Циолковского. Подтолкнуть стать гражданами...
Макс изобразил
там Вятку в образе взлетающей ракеты. Родина космонавтики, как ни
крути! Ракетообразная буква А есть и в скульптурном его проекте "Ребус
Вятка", который он хотел бы воплотить на городской набережной.
Пять скульптур в человеческий рост - капля Воды, Яйцо, ушкуйник (вариант:
три ипостаси одного города) с раздвинутыми руками в виде буквы Т,
шишКа (вариант: ЁлКа), ракетА - шифруют имя ВЯТКА. По замыслу автора,
этот монумент стал бы нашей благодарностью "невидимым союзникам
вятских людей" - воде, животному миру, основателям города Хлынова
на Вятке (ныне Кирова), лесу - и вдохновлял бы Вятский край стартовать
и взлететь. Осталось создать дизайн-проект и искать поддержки тех,
кто принимает решения и финансирует...
|
Макс Синдерович.
Ребус Вятка. 2012. Эскиз |
|
Макс Синдерович.
Ребус Вятка. 2012. Эскиз |
|
Арт-объект
Синдеровича "Рыба-Птица Уух" у пристани открыт. Июль
2012. Увеличить |
Эскизами Синдеровича
заинтересовались участники экологического волонтёрского проекта по
благоустройству городских набережных "Берег
Мечты" во главе с Ириной Максимовой. Летом они откроют на
берегу Вятки у старой пристани первую воплощённую с их помощью скульптуру
Макса - Рыбу-Птицу из легенд про ушкуйников, символ чудесного основания
города Хлынова.
Шатры на набережной
- в виде ушкуйничьего шлема и капли воды, Вятский Космогонный Аппарат
("Вятская ракетушка"), уличный фонарь "Стрела
Герба - Ракета" у музея Циолковского - проекты
у Макса рождаются, как грибы.
Кстати, довелось
ему рисовать и гриб на улицах
Сыктывкара как бренд республики (проект "Коми - грибное место",
2011) - по приглашению известного журналиста Бориса Суранова и его
друзей. Недаром Макс - большой выдумщик! - сотворил оригинальную версию
значения имени ВЯТКА: В - Вселенная; Я - я; ТКА - Твори-КА!
|
Макс Синдерович,
Анатолий Никифоров. ДЖАконда. 2005-07. Коллаж. Выставка "Без
цензуры" в выставочном зале Вятского художественного музея
имени Виктора и Аполлинария Васнецовых (2007) |
На мой вопрос:
"Можно ли назвать тебя растаманом?", - Макс опять вспоминает
"тайную свободу" и говорит: "раста" - это не нейтралитет,
это третья сторона, которая отменяет первые две (Запад и Восток).
Типа, чума на оба ваши дома. Мол, у Салтыкова-Щедрина в конце "Истории
одного города" приходит непонятное Оно, которое всё крушит. Как
и в фильме "Оно" Овчарова с музыкой Курёхина (1989). Дескать,
если единственная мотивация - личное материальное благополучие, то
Оно придёт. Звездец! А если с силами природы подружимся, то выживем
и полетим…
Михаил Коковихин
Синдерович
Максим Николаевич
род. 9.06.1974 в Кирове в семье историка и продавца. Окончил кир. школу
№ 29 (1989), Кировское худ. уч-ще (1995), С.-Петербургскую Академию
художеств им. Репина (2003). В армию не попал (МДП, 1992). Участник
группы "Последние художники реального изобразительного искусства"
(с М. Кулагой и Е. Саковцевым, Киров, 1994). Участвовал в выставках
в Москве (2002), С.-Петербурге (2003, 2005, 2008), Роттердаме (2003,
2004, 2006, 2007), Зерек-Зее (2003), Делфте (2004); Амстердаме (2004),
Домбурге (2006), Гауде (2008). Проекты: Free Robots, Nature Is Calling,
Space Roots Company, "МегаСлив Бабилона" (Роттердам, СПб,
Киров, 2006-2009), "БезУма" (СПб, 2008). В Кирове участвовал
в выставках "Без цензуры" (2007, 2008), "Художники Вятки"
(2009), "Мера вещей. Образ человека в искусстве Вятки XVIII-XXI
веков" (2011). Участник выставки группы О.Х.А.П.-КА (общественно-художественно-аэрозольного
промысла) "Вятка, встань-ка!" (Киров, 2011; Пермь, 2011; Сыктывкар,
2012). Видеопроекты: "Мозгфильм" (СПб, 2010), "Ковш"
(Вятка, 2010), "Расколдовка
города Вятка и возвращение Кирова в Уржум" (2011), "ЧелоВизор"
(2011-12). Сотрудничает с экопроектом "Берег Мечты" (2012).
Участник проекта "Коми - грибное место" в Сыктывкаре (2011).
Один из героев агитролика "Про
людей и солнце" (к выборам в Госдуму, 2011). Базируется в Питере
и Кирове. Не женат. Пристрастия: Лев Гумилёв, Амос
Тутуола, Эдогаво
Рампо, Босх, Гойя, Хокусай, Билибин, де Кирико, Магритт, Сикейрос,
Мендес, Кент, Уайет, Эшер, громобой (музинструмент), "Оно"
Овчарова, фильмы Кобрина, самокрутки с табаком. Не пьёт лет восемь.
Сокр. вариант:
"Вятская особая газета" 31.05.2012, № 23
|
Макс Синдерович в Сыктывкаре
брендирует гриб Республики Коми. Проект "Коми - грибное место".
2011 |
|
Макс Синдерович. Из ЗаБытия.
2012. Дерево, масло |