Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Он сказал: поехали!

 

Художник Макс Синдерович слил общество потребления в унитаз, нашёл в природе невидимых союзников человека и зовёт Вятку в полёт

 

Макс Синдерович подгоняет ленивых земляков старинным наконечником багра, найденным им на берегу Вятки. 24.05.2012. Фото М. К.

 

Среди молодых (до 40 лет) вятских художников Макс Синдерович - самый интересный. В этом пофигистском поколении он выделяется прежде всего дерзостью своих идейных поисков. Наевшись в Голландии ценностей общества потребления, Макс утвердился в растаманских идеях и, вернувшись на Вятку (как Одиссей на Итаку), обнаружил здесь скрытую под химерой чужеродных культур "магию Средней Полосы". Его последние работы - от стрит-арта до живописи и скульптуры - увлекательная попытка наполнить город Вятку смыслами в духе русского космизма.

Первая публикация о Максиме Синдеровиче. "Товар-Деньги-Товар" № 10 за 1994 год. Полностью здесь

 

Знаменосец Победы

 

В детстве любил он рисовать древнегреческих героев. Особенно спартанцев. Носил пионерский галстук. После "английской" школы учился в Кировском художественном у Евгения Гришина, Николая Жолобова и других известных живописцев. На третьем курсе, по его словам, психанул (был экстремалом), его отправили в военкомат, оттуда - на психиатрическую экспертизу в Ганино. Диагноз: маниакально-депрессивный психоз. При этом цель откосить от армии не ставил: "всё по-честному".

В 1994 году я писал в еженедельнике "Товар-Деньги-Товар" № 10: "Саковцев с Максимом Синдеровичем и Мишей Кулагой учредили группу "Последние художники реального изобразительного искусства" (г. Вятка). "Последние" - в смысле панковатости, ультра-экстремизма и отодвинутости в очереди... Они позорят наше учебное заведение", - говорят их наставники... Ближе к финалу презентация [выставки в клубе художников-любителей] переросла в неформальный концерт. Троица "последних" добралась до дна и разошлась вовсю: Миша, Максим и Женя затанцевали невесть что под неслыханные гитарные песни типа "Настанет день, и с журавлиной стаей я полечусь" или "Люди мэра, на минуту сядьте" или "Люди морга, на минуту встаньте: суд идёт, Страшный суд, суд со всех сторон" и всё такое. "А ведь они талантливые ребята", - признала-таки руководитель клуба Виолетта Работинская".

Начитавшись Гоголя и Достоевского, Синдерович двинул в Питер. С третьего захода поступил в 97-м в Академию художеств имени Репина. На радостях отметил с товарищем это дело - и через чердак взобрался на купол Академии, водрузив там пиратский флаг с черепом и костями. Провисело три дня. Кто из студентов знаменосец Победы, академики не просекли.

Незадолго до выпуска Максим поучаствовал в выставке с голландским художником в Планетарии - в рамках проекта культурного обмена "Роттердам - Санкт-Петербург 2003". Инициатор проекта, галеристка Тея Линсхотен пригласила его выставиться в Голландии. Приглянулся ей стиль картин Синдеровича. Макс называет его "космический реализм". Мне же больше по душе искусствоведческий термин "метафизическая живопись"...

Макс Синдерович. Smiling Spaces. 2007. Холст, масло
Макс Синдерович, Связь. 2008. Аэрозоль, трафарет

 

Вавилон - утопить!

 

И вот она, страна лигалайза (легализации запретного)! Кофешопы, квартал красных фонарей, эмигрантские районы. Увидев работы Макса, буржуа заказывали ему сделать что-то подобное для украшения дома. С выставок он продал мало, больше - по заказам. Делал настенную роспись, писал портреты, картины с метафизикой (типа Smiling Spaces - "Улыбающиеся пространства"). На эти деньги и жил в Голландии с перерывами до 2009 года.

Сдружился с художниками известного коллектива стрит-арта Lastplak. С одним из них развешивал по трамвайным остановкам в Роттердаме серию плакатов, из которых потом возник проект Синдеровича "МегаСлив Бабилона".

Как написано в программе проекта, "МегаСлив Бабилона" - "это растаманская мечта о Земле, свободной от дурных намерений и разобщения. Речь идёт о способности сознания противостоять навязанным ценностям и сохранять свой собственный голос".

 

 

Макс Синдерович показывает, как он транформирует медиа-образы в плакаты проекта "МегаСлив Бабилона". Выставка "Без цензуры" (выставочный зал Вятского художественного музея имени Виктора и Аполлинария Васнецовых). 27.05.2008. Фото М. К. Подробнее - "Зона без Большого Брата"

"МегаСлив Бабилона" (общество отчуждения - в канализацию!) был продолжен Максом и на улицах Питера. Там на Сытном рынке в 2007-м он увидел нищенку в зелёной национальной одежде с младенцем, просившую милостыню. И написал "Узбекскую мадонну Сытного рынка", сопоставив её для контраста с капиталистом, блюющим монетами, - распространённым в Голландии образом бесконечного потребления и переваривания. Возник триптих "Тур Капитала". Типа, бедные побираются, потому что богатые жируют. Маркс отдыхает!

- Не знаю, насколько это протест, - говорит Макс. - Я из поколения тех, кто был пионером, а комсомол уже не влёк. Красные галстуки стали носить на рукавах: всё рухнуло. Россия переродилась. Но прежнее воспитание во мне никуда не денется. Приехал на Запад русский парень и встретил там гостеприимство, живой интерес к России, изобретательность, трудолюбие - и вместе с тем прирождённый индивидуализм, который проявляется и в общении: на определённой стадии - будто стена. У нас свободный полёт, широта души, русский космизм, всемирность, а там - рамки. У них личная, внешняя свобода, а у нас в крови "тайная свобода" (по Пушкину), русская культура…

Макс Синдерович. Узбекская мадонна Сытного рынка в триптихе "Тур Капитала". 2008. Трафарет, аэрозоль. Увеличить

 

Стрела вятского герба, пущенная от сердца, превращается в ракету. Граффити М. Синдеровича. 2011

Вятка, летим!

 

Вернувшись на родину в конце нулевых годов, Макс увлёкся на Вятке творческими экспериментами. С командой стрит-артистов (Евгений Сесюков-Сиб, Димадзо Шабалин, Квадрат-Круг-Треугольник, Антон Калинин, Алексей Семёнов) готовил выставку "Вятка, встань-ка!" в Галерее Прогресса (2011). Много было изрисовано стен, заборов и автобусных остановок весёлыми картинками со слоганами "Хлынов, выходи!", "Вятка, встань-ка!", "Ау, человек!" и пр. Это была отчаянная попытка разбудить спящих горожан, повернуть их к актуальному искусству и осознанию родства с городом Салтыкова-Щедрина, Грина и Циолковского. Подтолкнуть стать гражданами...

Макс изобразил там Вятку в образе взлетающей ракеты. Родина космонавтики, как ни крути! Ракетообразная буква А есть и в скульптурном его проекте "Ребус Вятка", который он хотел бы воплотить на городской набережной. Пять скульптур в человеческий рост - капля Воды, Яйцо, ушкуйник (вариант: три ипостаси одного города) с раздвинутыми руками в виде буквы Т, шишКа (вариант: ЁлКа), ракетА - шифруют имя ВЯТКА. По замыслу автора, этот монумент стал бы нашей благодарностью "невидимым союзникам вятских людей" - воде, животному миру, основателям города Хлынова на Вятке (ныне Кирова), лесу - и вдохновлял бы Вятский край стартовать и взлететь. Осталось создать дизайн-проект и искать поддержки тех, кто принимает решения и финансирует...

Макс Синдерович. Ребус Вятка. 2012. Эскиз
Макс Синдерович. Ребус Вятка. 2012. Эскиз
Арт-объект Синдеровича "Рыба-Птица Уух" у пристани открыт. Июль 2012. Увеличить

Эскизами Синдеровича заинтересовались участники экологического волонтёрского проекта по благоустройству городских набережных "Берег Мечты" во главе с Ириной Максимовой. Летом они откроют на берегу Вятки у старой пристани первую воплощённую с их помощью скульптуру Макса - Рыбу-Птицу из легенд про ушкуйников, символ чудесного основания города Хлынова.

Шатры на набережной - в виде ушкуйничьего шлема и капли воды, Вятский Космогонный Аппарат ("Вятская ракетушка"), уличный фонарь "Стрела Герба - Ракета" у музея Циолковского - проекты у Макса рождаются, как грибы.

Кстати, довелось ему рисовать и гриб на улицах Сыктывкара как бренд республики (проект "Коми - грибное место", 2011) - по приглашению известного журналиста Бориса Суранова и его друзей. Недаром Макс - большой выдумщик! - сотворил оригинальную версию значения имени ВЯТКА: В - Вселенная; Я - я; ТКА - Твори-КА!

Макс Синдерович, Анатолий Никифоров. ДЖАконда. 2005-07. Коллаж. Выставка "Без цензуры" в выставочном зале Вятского художественного музея имени Виктора и Аполлинария Васнецовых (2007)

На мой вопрос: "Можно ли назвать тебя растаманом?", - Макс опять вспоминает "тайную свободу" и говорит: "раста" - это не нейтралитет, это третья сторона, которая отменяет первые две (Запад и Восток). Типа, чума на оба ваши дома. Мол, у Салтыкова-Щедрина в конце "Истории одного города" приходит непонятное Оно, которое всё крушит. Как и в фильме "Оно" Овчарова с музыкой Курёхина (1989). Дескать, если единственная мотивация - личное материальное благополучие, то Оно придёт. Звездец! А если с силами природы подружимся, то выживем и полетим…

 

Михаил Коковихин

 

Синдерович Максим Николаевич род. 9.06.1974 в Кирове в семье историка и продавца. Окончил кир. школу № 29 (1989), Кировское худ. уч-ще (1995), С.-Петербургскую Академию художеств им. Репина (2003). В армию не попал (МДП, 1992). Участник группы "Последние художники реального изобразительного искусства" (с М. Кулагой и Е. Саковцевым, Киров, 1994). Участвовал в выставках в Москве (2002), С.-Петербурге (2003, 2005, 2008), Роттердаме (2003, 2004, 2006, 2007), Зерек-Зее (2003), Делфте (2004); Амстердаме (2004), Домбурге (2006), Гауде (2008). Проекты: Free Robots, Nature Is Calling, Space Roots Company, "МегаСлив Бабилона" (Роттердам, СПб, Киров, 2006-2009), "БезУма" (СПб, 2008). В Кирове участвовал в выставках "Без цензуры" (2007, 2008), "Художники Вятки" (2009), "Мера вещей. Образ человека в искусстве Вятки XVIII-XXI веков" (2011). Участник выставки группы О.Х.А.П.-КА (общественно-художественно-аэрозольного промысла) "Вятка, встань-ка!" (Киров, 2011; Пермь, 2011; Сыктывкар, 2012). Видеопроекты: "Мозгфильм" (СПб, 2010), "Ковш" (Вятка, 2010), "Расколдовка города Вятка и возвращение Кирова в Уржум" (2011), "ЧелоВизор" (2011-12). Сотрудничает с экопроектом "Берег Мечты" (2012). Участник проекта "Коми - грибное место" в Сыктывкаре (2011). Один из героев агитролика "Про людей и солнце" (к выборам в Госдуму, 2011). Базируется в Питере и Кирове. Не женат. Пристрастия: Лев Гумилёв, Амос Тутуола, Эдогаво Рампо, Босх, Гойя, Хокусай, Билибин, де Кирико, Магритт, Сикейрос, Мендес, Кент, Уайет, Эшер, громобой (музинструмент), "Оно" Овчарова, фильмы Кобрина, самокрутки с табаком. Не пьёт лет восемь.

 

Сокр. вариант: "Вятская особая газета" 31.05.2012, № 23

 

Макс Синдерович в Сыктывкаре брендирует гриб Республики Коми. Проект "Коми - грибное место". 2011

 

Мальчик из Уржума вернулся в Уржум. Видеопроект Макса Синдеровича "Расколдовка города Вятка и возвращение Кирова в Уржум". 2011

 

Макс Синдерович. Из ЗаБытия. 2012. Дерево, масло

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz