Воистину
диссидент!
Сын бывшего председателя Уржумского райисполкома
и секретаря райкома КПСС Сергей Шуклин ищет veritas не в вине, а в
Русской Истинно-Православной Церкви
|
Отец Сергий (Шуклин) с матушкой Галиной в уржумском
домовом храме. 2005
|
Человек
с блестящими умственными способностями, он всего добивался легко,
но всегда сворачивал с магистрали на обочину. Сначала лавры поэта
и историка променял на рясу священника, потом ушёл из официальной
церкви в зарубежную (РПЦЗ), а после раскола в 2001-м - в её наиболее
радикальное крыло.
Сейчас Сергей
Шуклин служит настоятелем Уржумского домового храма во имя священномученика
Виктора Островидова - под омофором (покровительством) архиепископа
Омского и Сибирского Тихона (Пасечника), главы Синода Русской Истинно-Православной
(катакомбной) Церкви. Сергей, как и Тихон, отверг недавнее присоединение
РПЦЗ к "советской церкви - сергианско-экуменической Московской
Патриархии" как "Акт великого предательства" (www.catacomb.org.ua).
|
Шарж Галины Шуклиной. Журнал "Авангард"
№ 7-8, 1988
|
Всеведенье
пророка
Впервые о Сергее
я услышал в январе 1983-го: он, студент МГУ, прислал отцу в Уржум
открытку со стихотворением "Свеча горела на столе, свеча горела…",
отец (второй секретарь райкома) отнёс открытку в местную партийную
газету "Кировская искра", а редактор Василий Помещиков,
не догадываясь, что это известный стих Пастернака, напечатал его в
новогоднем номере под псевдонимом Сергеев. При этом Помещиков отбросил
последнюю (по его мнению, старомодную) строфу и поправил нобелевскому
лауреату несколько строк. Смеялись все.
А знаком я с
Сергеем со времени его пришествия в литклуб "Верлибр" (1986).
Его замысловато язвительные стихи с фрейдистским подтекстом пользовались
успехом у местных интеллектуалов и особенно у интеллектуалок (библиотекарш,
художниц, поэтесс), а антикоммунистические выпады на занятиях в пединституте,
где он преподавал историю, попали в поле зрения КГБ. Шуклин был уволен.
По воспоминаниям
Сергея, в 88-м замначальника УКГБ, генерал Геннадий Личутин предлагал
ему стать "агентом влияния", а за это обещал восстановить
в "педе" и направить в аспирантуру МГУ. Но Шуклин отказался.
Профилактировал его и местный гебист Юрий Исупов, сам в прошлом -
историк. На Исупова Сергей сочинил эпиграмму:
солнечно
ждут холодов
нарядные люди на пляже
разве в чёрных очках
разглядишь сторублёвку на свет
|
Сборник стихов Шуклина
в серии "Страна родная". Вятка, Самсебеиздат, 1988.
134 стр., иллюстрации Ивана Глухова |
Удивительно,
но эпиграмма 1987 года оказалась пророческой: её герой дождался и
холодов, и дивидендов, став сегодня важной персоной в местном отделении
"Единой России". Вывод: Шуклин видит человека насквозь -
и в силах предсказывать будущее.
В точку попала
и тогдашняя эпиграмма на себя: "Прёт провинциальность из столичности
- / модный сплав страдания и лени… / Пресвятое становленье личности,
/ только почему-то на колени". Вскоре - на волне ухода вятских
неформалов в православные священники (Андрей Логвинов, Александр Зверев,
Альберт "Мор" Меркушев [о. Тихон]) - туда же двинулся и
Шуклин. Отдал друзьям все светские книги, свои сборники и рукописи,
забросил сочинительство и погрузился в церковный мир.
Свободный
радикал
И шатало его,
и кидало его, он менял адреса, мысли тоже менял. Будучи настоятелем
Афанасьевской церкви, внушал прихожанам, что Патриарх - еретик, вероотступник,
ставленник власти. И ни один прихожанин не донёс на отца Сергия: есть
у него, многоречивого, дар убеждения паствы.
"Московская
Патриархия - последний реликт советского общества, где всё основано
на лжи, - уверяет Шуклин. - Все священники Вятской епархии видят,
как здесь на словах проповедуют Евангелие, а живут совсем не по-евангельски.
Один мудрый епископ сказал: "Они Евангелие целуют, но не читают".
Вот и я не смог лгать и терпеть ложь".
|
Сергей Шуклин в 1990-е
|
В 1997-м вместе
с дьяконом Никодимом Каменских (учеником религиозного диссидента Бориса
Талантова, репрессированного в 69-м Кировским КГБ) Шуклин перешёл
в Церковь Зарубежную под омофор митрополита Виталия (Устинова). После
11 сентября 2001-го Виталий отказался "служить с иудеями"
(на траурной церемонии всех религиозных конфессий в Нью-Йорке), и
РПЦЗ раскололась. Большинство пошло за митрополитом Лавром (Шкурлой),
который и присоединил зарубежников к Московской Патриархии (2007).
Шуклин же выбрал сторону радикального меньшинства, а после смерти
Виталия (2006) очутился в Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ)
- одной из частей раздробленной "зарубежки" (с приходами
в России).
Кажется, что
эти разброд и шатания носят виртуальный характер. Как был у отца Сергия
молитвенный дом в Уржуме (частная собственность, зарегистрированная
городской властью), так есть и сейчас. Как служил там Шуклин (с дьяконом
Никодимом) по выходным и православным праздникам, так служит и теперь.
Правда, уже без дьякона: 7 августа 2007-го Никодим Каменских (видный
правозащитник 60-х) скончался, и Шуклин отпевал его в своём храме.
И всё же глубокий
раскол в православном движении сказывается: за пару лет число прихожан
у о. Сергия сократилось с трёх до двух десятков, уменьшаются и пожертвования
из-за рубежа. Не факт, что Шуклин бедствует, но материальные затруднения
начал испытывать. Недавно он даже пытался получить в Кирове третью
группу инвалидности по зрению (и пенсию), но ему сказали: раз в очках
вы видите, значит, работать можете. Выручают заработки жены (художника
музея и руководителя изокружка гимназии) и пенсии родителей, с которыми
он живёт в уржумской квартире.
Изгоняющий
дьявола
Богословских
трактатов Шуклин не пишет: нет желания подставляться под духовную
цензуру. Исторических трудов - тоже: в Уржуме нет архивов. Зато балуется
неподцензурными эпиграммами. Вот на известного вятского священника,
автора книги о духовном смысле дымковской игрушки:
Поэт Андрюша Конопушкин
Познал духовный смысл игрушки,
Хотя давно он служит сам
Игрушкой злобнейшим бесам.
Зато эпиграмм
на секретаря Вятской епархии у Шуклина нет: по его мнению, Александр
Балыбердин выправляет многое из того, что было запущено до него, "авгиевы
конюшни чистит". Уважает Сергей и митрополита Вятского: дескать,
Хрисанф (Чепиль) - антикоммунист, сторонник церковной независимости
от власти, "он очень тепло отзывался о Борисе Талантове".
|
Отец Сергий (Шуклин) служил в Леснинском монастыре
РИПЦ (Франция) осенью 2007 года. Подробнее см. блог
монастыря в ЖЖ
|
Шуклин мне пообещал,
что вернётся в Вятскую епархию, если в Московской Патриархии начнётся
"новый курс". Он согласен с епископом Анадырским и Чукотским
Диомидом (Дзюбаном), обвинившим руководство Патриархии в "отступлениях
от чистоты православного вероучения", "духовном соглашательстве
(неосергианстве), подчиняющем церковную власть мирской", в ереси
экуменизма, "трансформирующего все религии в единую - такую,
которую должен возглавить антихрист".
Идею Диомида
о созыве Поместного Собора, на котором и миряне, и священники должны
решить вопросы обновления церкви и преодоления раскола, поддерживают
многие, в том числе Шуклин. Но, по его мнению, Собор не реален, пока
у власти такие, как Алексий II (Ридигер) и Кирилл Смоленский и Калининградский
(Гундяев).
По сути, это
бунт фундаменталистов (Диомид Чукотский, Тихон Сибирский, Сергий Уржумский
и др.) против прагматиков (Ридигер, Гундяев, Кураев и пр.). Я рад
за духовную эволюцию Сергея Леонидовича: из диссидентов политических
- в диссиденты в первоначальном смысле этого слова (религиозном).
Думал ли поэт Шуклин двадцать лет назад, что будет уличать Патриарха
и присных его в конформизме, торговле табаком и нефтяными акциями,
контактах с мусульманами-многожёнцами и иудеями (чей "отец -
диавол")?!
Михаил Коковихин
Шуклин
Сергей Леонидович
род. 4.10.1961 в Вахрушах в семье служащих. Золотая медаль школы в Слободском.
Истфак МГУ (1984). Уволен из КГПИ (1987). Член Вятского литклуба "Верлибр"
(1986-91), лауреат облконкурса поэзии (1988). Автор нескольких сборников
в Самиздате. Участник неформального движения Вятки. С 1992 - в Вятской
епархии. Был настоятелем храмов в Каринке Кирово-Чепецкого р-на и в
Афанасьеве. В 1996 вышел за штат Московской Патриархии. В 1997 перешёл
в РПЦЗ. С 2001 - в отколовшейся от РПЦЗ ветви Виталия. Затем - в РИПЦ.
Живёт в Уржуме. Жена Галина. Дети: Мария - 10-классница, Тимофей - 6-классник.
"Вятская
особая газета" 30.08.2007, № 34
P.S. Возвращение
блудного отца
"5 февраля
[2008 года] в Уржумское благочиние указом митрополита Вятского и Слободского
Хрисанфа был назначен ещё один священник - отец Сергий Шуклин. О.
Сергий будет служить в сёлах Рождественском, Русский Турек и Шевнине.
Он закончил исторический факультет МГУ, затем духовное Вятское училище.
Ранее служил в селах Кирово-Чепецкого и Омутнинского благочиний, а
теперь прикреплён к Уржумскому району, где живут его родители".
(Уржумская газета "Кировская искра" № 25 (11786), 26 февраля
2008 года)
|
В храме уржумского села Рождественского 15 августа
2008-го: митрополит Хрисанф и настоятель храма иерей Сергий
Шуклин (в очках). Подробнее см. сайт Вятской епархии:
eparhia-vtk.ru
|