Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Из архива: Рашит Сафиуллин об Андрее Тарковском


В 1980 году в Киров приезжал художник РАШИТ САФИУЛЛИН - для постановки спектакля "Любовь, джаз и чёрт" в местном тюзе (пьеса Юозаса Грушаса, режиссёр Александр Клоков). В гостинице "Центральная" он рассказал корреспонденту газеты "Комсомольское племя" Михаилу Коковихину о работе с Андреем Тарковским. Текст тогда не был напечатан по внутриредакционным причинам. Публикуется впервые - к 40-летию фильма "Сталкер"

 

Андрей Тарковский и Рашит Сафиуллин в гостинице Молодёжного центра в Казани, во время приезда режиссёра с выступлениями и показами фильмов (по приглашению местного киноклуба). Конец 1979 года. Фото Фарита Губаева. Фотоархив Р. Сафиуллина. kazan-journal.ru/news/chelovek-v-iskusstve/rashit-safiullin-rabotat-s-tarkovskim-byit-stalker

 

Рашит Сафиуллин: - Однажды на творческой даче я познакомился с художником Тенгизом Мирзашвили, который предложил поработать вместе с ним над спектаклем "Гамлет" в московском театре имени Ленинского комсомола. Но долго скрывал фамилию режиссёра, а когда сказал: Тарковский, я чуть не умер от неожиданности и страха. Ну, думаю, увидит он мои эскизы к спектаклю - откажется. Но ничего, дело пошло.

Странная это была работа. Рассматривали мы с Тарковским альбомы по живописи эпохи Возрождения, и он сказал: "Как красиво написаны складки платья. Хорошо бы что-то от этого внести в декорации и костюмы". И всё - больше не обговаривали. Оформление сцены я искал непонятно каким путём, интуитивно.

Андрей Арсеньевич верит художнику и обычно принимает то, что сделаешь. Каждую секунду в нём происходит оценка того, что найдено, и переоценка. Только что говорил: "Как красиво", - и вдруг чувствуешь: что-то ему всё же не нравится. Идёт постоянный поиск, и поэтому с ним очень интересно работать. И если в Центральной экспериментальной студии художественного проектирования меня научили азам, то Андрей Арсеньевич учил "высшему пилотажу".

Сафиуллин и Тарковский: съёмка эпизода "Сталкера" с телепортацией стакана Мартышкой (Наташа Абрамова). Фотоархив Р. Сафиуллина. zerkalo.space/rashitsafiullin

Особенно большой школой была для меня работа над фильмом "Сталкер". Чем только не приходилось заниматься! Обсуждал с Андреем Арсеньевичем, что должно быть сделано, сооружал декорации, таскал брёвна, что-то приколачивал, красил, искал натуру.

Съёмки велись в Таллине и его окрестностях, и вот однажды произошёл забавный эпизод. Нужно было найти заброшенные кварталы, среди которых Сталкер и его спутники скрывались от полиции перед поездкой в Зону. Мы нашли старые дома без удобств, начали съёмку, а жители решили, что это для "Фитиля", и приглашали нас в дом: "Посмотрите, что у нас внутри делается, - и продёрните, кого следует".

По ходу работы каждый член группы чувствует колоссальную требовательность Андрея Арсеньевича, какой не приходилось испытывать ни на одном фильме. Порой дело доходит до странных требований, до мелочей, которые на экране будут не видны. Помню, снимали монолог Сталкера на подходах к дому с заветной комнатой. Несколько дублей - трава вытаптывается. Андрей Арсеньевич требует: трава должна быть нетронутой. И вот раз за разом приносили дёрн - целые склоны перетаскали. А Андрей Арсеньевич просит сорвать жёлтые цветы: не любит он этот цвет внутри кадра. Рвали по цветочку, а на следующий день распустились другие. Кто-то смеётся, кто-то уже устал. Отдыхающие водители осуждают: зачем это он делает?! В результате этот эпизод снимали с весны до конца лета. Но такая тщательная забота о каждой детали приносит отличные художественные результаты.

Летом работали без выходных, с семи-восьми часов утра до полуночи, а затем до трёх утра обсуждали, что делать завтра. До кровати добирались в изнеможении, а после четырёх часов сна - снова работа. Не все, конечно, выдерживали, многие уезжали со съёмки. Тяжело достался "Сталкер" и Андрею Арсеньевичу: он пережил инфаркт.

Дело осложнилось тем, что материал за целый год съёмки из-за технического и проявочного брака был выброшен в корзину. Полгода решался вопрос: запустят ли фильм снова в производство? Но "Сталкер" заранее был продан за границу, поэтому средства на него выделили второй раз. За время простоя из группы ушли оператор Георгий Рерберг, художник Александр Бойм и другие. Осталось человек шесть-семь, в том числе и я. Нашли нового оператора Александра Княжинского. А Андрей Арсеньевич стал главным художником, ему помогали мы с Володей Фабриковым. С новой группой снимали ещё год.

 

1980


Рашит Талгатович Сафиуллин. Живописец, график, декоратор, художник книги, театра, кино и анимации, эмальер, дизайнер интерьеров, экстерьеров и выставок. Родился 23.02.1949 в Бугульме. Казанское художественное училище (1968). Член Союза художников с 1977. Художник-декоратор спектакля "Гамлет" (1977, реж. А. Тарковский). Художник фильмов: "Сталкер" (1979, реж. А. Тарковский); "13-й Апостол" (1987, реж. С. Бабаян). Художник-постановщик фильма "Время жатвы" (2004, реж. М. Разбежкина), м/ф "Гармонист" и др. Художник спектаклей "Сон в летнюю ночь", "С любимыми не расставайтесь" (1982, реж. Л. Верзуб, Казань), "Любовь, джаз и чёрт" (1980, реж. А. Клоков, Киров) и др. Дизайнер юбилейных выставок, посвящённых творчеству А. Тарковского в Москве, дизайнер концертного зала "Базарай", выставки "Женщины Кавказа", автор постоянной экспозиции историко-культурного музея в Завражье, художник музея археологии в Свияжске, автор анимированного панно "Град Свияжск" и т. д. Персональные выставки: Центральный Дом Художника, Литературный музей, Дом Кино, "Свияжская эмаль" (Свияжск), "Полёт над чёрным озером" (Казань). Работы - в Государственном музее изобразительных искусств РТ (Казань), Государственном литературном музее (Москва), Музее кино (Москва), а также в частных коллекциях в Японии, Германии, Швеции, Швейцарии, Великобритании и России. Живёт и работает в Свияжске. zerkalo.space/rashitsafiullin

Страница в Википедии: Сафиуллин, Рашит Талгатович

 

Р. Сафиуллин. Андрей Тарковский. Постер. 750х750. www.tarkovskiy.su/kniga/Safiullin.html

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2019
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008