Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Взыскующий града Солнца

 

Александр Подшивалов с третьего раза принят в члены Союза художников России

 

Гоша, Саша Подшивалов и его "Полёт фруктовой коровы на ковре-самолете над селом Русское". 31.05.2007. Фото М. К.

 

А. Подшивалов. Знакомство - лямур. 2005. Х., м., акрил

 

Подшивалов, как Иванушка в "Коньке-Горбунке", пытается поймать жар-птицу за хвост. В 1996-м после первой поездки во Францию, где он обновил палитру и стал членом Французской международной ассоциации художников, Сашу заценили искусствоведы: Ольга Сверчкова назвала его "вятским Ван Гогом" (как раньше Татьяна Малышева - Леонида Тучкова) и "символистом". Про него сняли фильм.

Но местный Союз художников, где по традиции правят реалисты, долго не хотел принимать Подшивалова в свои ряды: сначала в 96-м там потеряли его заявление, потом повторную бумагу вообще не взяли (мол, опоздал) и вот только недавно на третий раз приняли, а правление в Москве утвердило. Говорят, при столичном голосовании в его пользу перевесил голос главы вятского СХ Владимира Муллина.

 

 

В гостях у Гоши

 

На вопрос, зачем пошёл в Союз, Подшивалов отвечает: "Все пошли, и я пошёл. Если я член, то имею право участвовать в выставках Союза по России. Попрошу, конечно, мастерскую, но мне больше нравится работать дома".

Одна из комнат его квартиры в панельном доме на улице Кочкиной превращена в мастерскую. В гостиной, устав от наблюдений за аквариумными рыбками, спит хозяин - жирный чёрный кот Гоша. Он у Саши вместо Конька-Горбунка: помогает ловить птицу удачи. С него списаны очеловеченные коты в подшиваловских картинах "Братва", "Стрекокот", "Гоша хочет погулять". Гоша там гнёт пальцы, летает стрекозой, перешагивает через дома.

В гостиной висят картины: "В гостях у попугая" (цена 1500 у. е.), "Старое зеркало" (1800 у. е.), "Дорога в детство" (1000 у. е.) и пр. Цены, конечно, европейские, но Саша не хочет расставаться с любимыми творениями задёшево. Он говорит: "Некоторые в Вятке продают свои авторские работы по цене репродукции! Это же беда! А ведь краски, кисти, лаки и особенно холсты уже приблизились у нас по ценам к европейскому уровню".

А. Подшивалов. Братва. 1999. Х., м., темпера

Когда несколько лет назад он торговал своими картинами у скверика на Московской, один приехавший на лендровере заинтересовался, напросился в мастерскую и, чтобы сбить цены, хотел купить оптом. Саша ответил: "Оптом не продаю. Это ведь не арбузы, не картошка. Это другое измерение". Покупатель обиделся, развернулся и уехал.

Как редкий счастливый случай Подшивалов вспоминает приезд на Московскую одного мужика из Москвы: тот без лишних разговоров отдал 500 баксов за картины "Ветер-шалун" и "За рюмочкой чая". "Побольше бы таких людей!", - говорит Саша.

 

 

У Евро-Христа за пазухой

 

Во Франции в 96-м и 98-м всё было по-другому. Персональные выставки в городах Монтолье и Каркассоне, восторги французских коллег, спрос у покупателей, в основном туристок из США и Англии. Подзаработал: вернулся в Вятку на купленном за 4500 франков стареньком "Рено".

А. Подшивалов. Монтолье. 2002. Х., смеш. тех.

Больше туда Саша не собирается: накладно. Поляки на таможне требуют, чтоб денежки заплатил за перевозку картин в Европу. А ехать с пустыми руками и писать картины уже на Западе - на это нужно полгода-год и, по словам Саши, "тысяч пять евриков". Но, во-первых, таких денег у него нет ("Я не ворюга, не олигарх"), и, во-вторых, выдерживал он во Франции лишь месяц, полтора: тянуло домой, в Вятку.

Франция показалась ему раем: солнце - жаркое, яркое, воздух - прозрачный, не влажный, море - сладкое, люди - приветливые. "Я там жил, как у Христа за пазухой. Такая расслабуха, что не хотелось ничего делать. Я там сделал всего две акварельки".

Французы назвали Александра "солнечным художником" - по ассоциации с живущим сегодня на Западе "солнечным клоуном" Олегом Поповым. Цвет брызнул и на вятские картины Подшивалова, французское солнце навсегда поселилось на его холстах. Картины стали светоноснее, веселее, радостнее, красочный слой - прозрачнее, образы - эфемернее, фантастичнее. Чего там только теперь не намешано: например, в "Старом зеркале" (2005-06) - всё, что сохранилось в памяти семейного зеркала, передававшегося из поколения в поколение: облики предков, любимых женщин, автопортрет, свеча, храм, икона, розы. Типа сюр.

 

А. Подшивалов. Гоша хочет погулять. 2005. Х., м., акрил

 

Простота лучше воровства

 

Лично мне больше нравится у Подшивалова не сюр, а иронический наив: картины с котами (особенно "Мы с Трезором на дозоре, а граница на замке"), "За самоваром" (где чай из пузатого русского самовара пьют простецкие Дон Кихот и Санчо Панса). Плюс импрессионистские пейзажи Франции ("Мосты Каркассона", "Монтолье" и пр.). Вот такой я наивный человек.

Мне кажется, что когда он начинает накручивать сказочные образы (Шехерезаду, крылатых ангелов над Россией), смешивать яблоки с радугами и цветами, получается слишком "поэтично" и усложнённо, без самоиронии. Саша, будь проще, и люди к тебе потянутся!

Он возражает: "Меня узнают по манере - сказочной, с элементами фантастики. Я в Вятке ни на кого не похож. Я сам по себе. Некоторые художники мне подражают, заимствуют мои приёмы".

Мечта Подшивалова - написать какую-то одну главную картину, которая запала бы всем в память. Он отмечает: пусть "Чёрный квадрат" Малевича многие ругают, но из истории его уже не вычеркнешь. Как и "Богатырей" Васнецова или "Демонов" Врубеля.

В мечтах у Александра - и собственная галерея, и отдельная мастерская, где можно жить и писать без постороннего контроля. На его шее - ладанка со святой землёй и старинная иконка с Николаем Чудотворцем и Богородицей. Верю: Николай, Мария и Гоша ему помогут!

Александр Подшивалов и Анатолий Пестов - члены группы "Авантаж". 2002

 

Михаил Коковихин

 

 

Подшивалов Александр Аркадьевич род. 13.10.1950 в Кирове в семье малярши-штукатурши. Закончил Кир. худ. уч-ще (1988, педагоги - Николай Жолобов и Нелли Зубарева). Работал оформителем в троллейбусном и Халтуринском парках, общепите, "Промтоварах", ЦУМе, ДСК. Преподавал шрифты в КХУ (1992-93). С 1993 - свободный художник. Персональные выставки: в М-Галерее (1995), во Франции (1996, 1998), в Доме-музее Хохрякова (2006). Участник выставок в международном салоне "Пиктор" (Франция). Жена - бухгалтер Ольга. Дочь Ольга. Пристрастия: Левитан, Врубель, Шемякин, импрессионисты. Интервью 2000 года: "Бинокль" № 11.

 

 

"Вятская особая газета" 7.06.2007, № 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Подшивалов. В гостях у попугая. 2005-06. Х., м., акрил

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz