Взыскующий
града Солнца
Александр Подшивалов с третьего раза принят в члены Союза художников
России
|
Гоша, Саша Подшивалов и его "Полёт фруктовой
коровы на ковре-самолете над селом Русское". 31.05.2007.
Фото М. К.
|
|
А. Подшивалов. Знакомство - лямур. 2005. Х.,
м., акрил
|
Подшивалов, как
Иванушка в "Коньке-Горбунке", пытается поймать жар-птицу
за хвост. В 1996-м после первой поездки во Францию, где он обновил
палитру и стал членом Французской международной ассоциации художников,
Сашу заценили искусствоведы: Ольга Сверчкова назвала его "вятским
Ван Гогом" (как раньше Татьяна Малышева - Леонида Тучкова) и
"символистом". Про него сняли фильм.
Но местный Союз
художников, где по традиции правят реалисты, долго не хотел принимать
Подшивалова в свои ряды: сначала в 96-м там потеряли его заявление,
потом повторную бумагу вообще не взяли (мол, опоздал) и вот только
недавно на третий раз приняли, а правление в Москве утвердило. Говорят,
при столичном голосовании в его пользу перевесил голос главы вятского
СХ Владимира Муллина.
В гостях у
Гоши
На вопрос, зачем
пошёл в Союз, Подшивалов отвечает: "Все пошли, и я пошёл. Если
я член, то имею право участвовать в выставках Союза по России. Попрошу,
конечно, мастерскую, но мне больше нравится работать дома".
Одна из комнат
его квартиры в панельном доме на улице Кочкиной превращена в мастерскую.
В гостиной, устав от наблюдений за аквариумными рыбками, спит хозяин
- жирный чёрный кот Гоша. Он у Саши вместо Конька-Горбунка: помогает
ловить птицу удачи. С него списаны очеловеченные коты в подшиваловских
картинах "Братва", "Стрекокот", "Гоша хочет
погулять". Гоша там гнёт пальцы, летает стрекозой, перешагивает
через дома.
В гостиной висят
картины: "В гостях у попугая" (цена 1500 у. е.), "Старое
зеркало" (1800 у. е.), "Дорога в детство" (1000 у.
е.) и пр. Цены, конечно, европейские, но Саша не хочет расставаться
с любимыми творениями задёшево. Он говорит: "Некоторые в Вятке
продают свои авторские работы по цене репродукции! Это же беда! А
ведь краски, кисти, лаки и особенно холсты уже приблизились у нас
по ценам к европейскому уровню".
|
А. Подшивалов. Братва. 1999. Х., м., темпера
|
Когда несколько
лет назад он торговал своими картинами у скверика на Московской, один
приехавший на лендровере заинтересовался, напросился в мастерскую
и, чтобы сбить цены, хотел купить оптом. Саша ответил: "Оптом
не продаю. Это ведь не арбузы, не картошка. Это другое измерение".
Покупатель обиделся, развернулся и уехал.
Как редкий счастливый
случай Подшивалов вспоминает приезд на Московскую одного мужика из
Москвы: тот без лишних разговоров отдал 500 баксов за картины "Ветер-шалун"
и "За рюмочкой чая". "Побольше бы таких людей!",
- говорит Саша.
У Евро-Христа
за пазухой
Во Франции в
96-м и 98-м всё было по-другому. Персональные выставки в городах Монтолье
и Каркассоне, восторги французских коллег, спрос у покупателей, в
основном туристок из США и Англии. Подзаработал: вернулся в Вятку
на купленном за 4500 франков стареньком "Рено".
|
А. Подшивалов. Монтолье. 2002. Х., смеш. тех.
|
Больше туда Саша
не собирается: накладно. Поляки на таможне требуют, чтоб денежки заплатил
за перевозку картин в Европу. А ехать с пустыми руками и писать картины
уже на Западе - на это нужно полгода-год и, по словам Саши, "тысяч
пять евриков". Но, во-первых, таких денег у него нет ("Я
не ворюга, не олигарх"), и, во-вторых, выдерживал он во Франции
лишь месяц, полтора: тянуло домой, в Вятку.
Франция показалась
ему раем: солнце - жаркое, яркое, воздух - прозрачный, не влажный,
море - сладкое, люди - приветливые. "Я там жил, как у Христа
за пазухой. Такая расслабуха, что не хотелось ничего делать. Я там
сделал всего две акварельки".
Французы назвали
Александра "солнечным художником" - по ассоциации с живущим
сегодня на Западе "солнечным клоуном" Олегом Поповым. Цвет
брызнул и на вятские картины Подшивалова, французское солнце навсегда
поселилось на его холстах. Картины стали светоноснее, веселее, радостнее,
красочный слой - прозрачнее, образы - эфемернее, фантастичнее. Чего
там только теперь не намешано: например, в "Старом зеркале"
(2005-06) - всё, что сохранилось в памяти семейного зеркала, передававшегося
из поколения в поколение: облики предков, любимых женщин, автопортрет,
свеча, храм, икона, розы. Типа сюр.
|
А. Подшивалов. Гоша
хочет погулять. 2005. Х., м., акрил |
Простота лучше
воровства
Лично мне больше
нравится у Подшивалова не сюр, а иронический наив: картины с котами
(особенно "Мы с Трезором на дозоре, а граница на замке"),
"За самоваром" (где чай из пузатого русского самовара пьют
простецкие Дон Кихот и Санчо Панса). Плюс импрессионистские пейзажи
Франции ("Мосты Каркассона", "Монтолье" и пр.).
Вот такой я наивный человек.
Мне кажется,
что когда он начинает накручивать сказочные образы (Шехерезаду, крылатых
ангелов над Россией), смешивать яблоки с радугами и цветами, получается
слишком "поэтично" и усложнённо, без самоиронии. Саша, будь
проще, и люди к тебе потянутся!
Он возражает:
"Меня узнают по манере - сказочной, с элементами фантастики.
Я в Вятке ни на кого не похож. Я сам по себе. Некоторые художники
мне подражают, заимствуют мои приёмы".
Мечта Подшивалова
- написать какую-то одну главную картину, которая запала бы всем в
память. Он отмечает: пусть "Чёрный квадрат" Малевича многие
ругают, но из истории его уже не вычеркнешь. Как и "Богатырей"
Васнецова или "Демонов" Врубеля.
В мечтах у Александра
- и собственная галерея, и отдельная мастерская, где можно жить и
писать без постороннего контроля. На его шее - ладанка со святой землёй
и старинная иконка с Николаем Чудотворцем и Богородицей. Верю: Николай,
Мария и Гоша ему помогут!
|
Александр Подшивалов и Анатолий Пестов - члены
группы "Авантаж". 2002
|
Михаил Коковихин
Подшивалов
Александр Аркадьевич
род. 13.10.1950 в Кирове в семье малярши-штукатурши. Закончил Кир. худ.
уч-ще (1988, педагоги - Николай Жолобов и Нелли Зубарева). Работал оформителем
в троллейбусном и Халтуринском парках, общепите, "Промтоварах",
ЦУМе, ДСК. Преподавал шрифты в КХУ (1992-93). С 1993 - свободный художник.
Персональные выставки: в М-Галерее (1995), во Франции (1996, 1998),
в Доме-музее Хохрякова (2006). Участник выставок в международном салоне
"Пиктор" (Франция). Жена - бухгалтер Ольга. Дочь Ольга. Пристрастия:
Левитан, Врубель, Шемякин, импрессионисты. Интервью 2000 года: "Бинокль"
№ 11.
"Вятская
особая газета" 7.06.2007, № 22
|
А. Подшивалов. В гостях у попугая. 2005-06.
Х., м., акрил
|