Вдаль
по параболе
В сорок лет художник Дмитрий Патрушев пришёл к
выводу: живописанье импульсивно, но можно на него прожить
|
Дмитрий Патрушев на открытии своей выставки
"Цветы и город" в Доме-музее Хохрякова. 2005. Фото
В. Трапезникова
|
Он подарил нам
новый взгляд на старую Вятку. Под его кистью наш город потерял облик
"серебряной Вятки" (термин художника Пестова, перенятый
у лингвиста Захарова), став мажорно-цветным, словно написан французскими
импрессионистами. Всё к лучшему в этом лучшем из миров! Если поверить
древним римлянам и Петру Вайлю о существовании "гения места"
(genius loci), то Патрушев - один из главных здесь кандидатов на эту
роль.
Вечный зов
предков
Сто лет назад
вятский прадед Дмитрия жил в деревне Петушки, в районе нынешней Филейки,
но после Октября погрузил на телегу всю семью и укатил под Кострому
- в сусанинские леса, подальше от большевиков. Внучка беглеца вернулась
потом на бывшую вятскую землю - в удмуртский город Глазов на реке
Чепце (по распределению после медучилища). В Глазове у неё и родился
Дима. В 93-м женился он на студентке Кировского пединститута - и с
приходом Путина окончательно поселился в Кирове. Возвратился на землю
предков, к праотеческим гробам на Филейском кладбище…
А до того успел
поучиться в художественной школе в Глазове у члена Союза художников
Леонида Мордвина - и в Москве на курсах акварели Сергея Андрияки (сейчас
это Школа). От Мордвина Патрушев, по его словам, набрался больше:
"Мордвин - реалист, но линия у него живая, смелый цвет, работы
экспрессивные. Соцреалисты били его крепко. А Андрияка сохраняет технику
отца - известного соцреалиста. В смысле техники Сергей безупречен,
но как художник скучен. На недавней его выставке в Кирове меня впечатлила
лишь огромная акварель "Пожар в Манеже" - там и горечь по
сгоревшей жизни, и демонстрация технических навыков, доведённых до
совершенства".
|
Афиша первой выставки группы "Авантаж"
на стене галереи на Спасской. 2005
|
На эту выставку
Дмитрий Викторович водил своих учеников: он преподаёт живопись и рисунок
в Вятском гуманитарном. И сам чуть ли не мэтр. Уже не торгует на вятском
Арбате, как в начале нулевых годов. Там, у скверика на Московской,
он подружился с другим продавцом - художником Сашей Подшиваловым.
Тот познакомил с Толей Пестовым. А на выставке флористики и "флортюрмортов"
Диме встретился Саша Дёмышев. "Независимо от произнесённых слов
мы все поняли, что близки по духу и творчеству. Мы - романтики".
Быстро вчетвером поняли: стаей лебедей веселей даже пролетать по небу,
а не то что жить на Земле...
|
Старая пожарная каланча. 2002. Б., акв.
|
Так возникла
группа "Авантаж". Название подсказала искусствовед Татьяна
Малышева. На открытии первой выставки квартета ("Оранжевый мостик"
в галерее у Елены Балезиной, 2005) Татьяна Васильевна говорила: "Авантаж
- по-французски - выгода, польза, благоприятное положение. Пусть благоприятность
сопутствует этой группе!". Дима же переводит так: "Авантаж
- это успех совместными усилиями или симбиоз людей общих взглядов".
Уходим,
как "Волга" из лета
Каждый из четвёрки
по-своему убегает от реализма. У Патрушева - поиски синтеза импрессионистских
приёмов с символизмом. На картине "Без названия" (2005)
пожарная часть № 2 с каланчой на улице Свободы получилась трехэтажной:
четвёртый этаж, который есть в реальности, показался Дмитрию перебором.
Каланчу художник погрузил в метельное марево с горящими ещё фонарями
и уже зажигающимся в окнах светом. В соседнем доме окна жёлты по вечерам
и по утрам, и за вьюгой невидим, нежной поступью надвьюжной, снежной
россыпью жемчужной - в общем, кто-то там угадывается в тумане…
А из тумана вышел
Дима:
|
Без названия. 2005. Х., смеш. тех.
|
"Улица Свободы
у каланчи понравилась мне староукладностью. Там у меня ощущение, что
где-то рядом - ярмарка или базарная площадь. Бывают места, где ассоциативно
у тебя всплывает картинка - какой-то образ. Вижу кусочек улицы - и
он даёт толчок для фантазий: там особая аура, словно снимают кино,
а архитектурный объект типа каланчи или "Центральной" гостиницы
- декорация. Идёшь мимо и возникает мысль: как здесь было лет тридцать
назад? Схватить эту ауру и перенести в картину - моя задача".
Однажды в 2004-м,
когда у Дмитрия шли занятия в ВятГГУ, он спустился во внутренний дворик
покурить. И там его "пробил" контраст. Только что он вернулся
из жарких, богатых фруктами краёв (из турпоездки в Тунис и Италию),
а здесь, на Вятке, своя прелесть: медленно - в сумерки - хлопьями
падал первый снег…
Дима быстро поднялся
наверх и набросал, как он говорит, "почеркушку". А дома
сделал по ней пастель, вписав туда машину "Волга". "Если
бы я не съездил на юг, первый северный снег был бы другой. Если бы
не было там "Волги", не было бы смысла это изображать. Уходящая
"Волга" - как уходящее от нас время…"
Потом на открытии
"персоналки" "Цветы и город" в Доме-музее Хохрякова
пастель "Первый снег" впечатлила всех. Некоторые гадали:
кого по первопутку везут в "Волге"? Хулигана Буковского
из тюрьмы - менять на Луиса Корвалана? Алкаша Веничку Ерофеева в психушку
- делать ему биографию? Декабриста Ходорковского в Сибирь? А оказалось
- увозят из лета каждого из нас…
|
Д. Патрушев. Первый снег. 2004. Бум., пастель
|
Мечты сбываются
и не сбываются
"Живу на
деньги с продаж картин. У многих живопись - хобби, а для меня - профессиональный
заработок. Мне это очень нравится: отдавать живописи всё время - думать
о картине, развивать идею, читать великих мастеров. Бывает, что повторяю
работы по заявкам, но не могу одно и то же копировать больше трёх
раз: скучно. Пытаюсь объяснить заказчикам: я не кокетничаю, моя манера
импульсивна, письмо спонтанно, мазок мастихином невозможно предугадать,
нельзя повторить замес краски, вернуться в то настроение. Скатиться
на поток, я думаю, мне просто не дано. Но до совершенства - далеко.
Мой главный интерес в живописи - упрощение форм, цвет и динамика.
Гонюсь за тем, чтобы передать сиюминутность, мимолётное мгновенье".
|
Д. Патрушев. Сон блондинки. 2006. Х., м.
|
В 2006-м, по
совету питерских художников, Патрушев разместил свои работы на сайте
staratel.com.
Откликнулся Виктор Карцев, председатель фонда "Культурное достояние"
(СПб). Купил недёшево у Дмитрия несколько работ - в собственность
галереи "N-проспект" (на Невском). Осенью 2008-го Патрушев
съездил на пленэр художников СНГ в Черногорию (под эгидой "N-проспекта"),
познакомился с Карцевым, поучаствовал в выставке в городе Столиве
и в посольстве России в столице Подгорице. Его живопись вышла в Европу
и виртуальное пространство (art-spb.ru, fond7.ru). На сайтах - виртуозно
написанные им цветочные натюрморты и пейзажи (по ценам с четырьмя-пятью
нулями в рублях).
Мечта - может
быть, несбыточная - убежать, как Гоген, в жаркие страны и живописать
там в своей мастерской. "На Корсику или в виноградничек в Италии".
Спонтанно возник "Сон блондинки" - по словам Димы, всплывшее
из подсознания мимолётное виденье. Типа Музы. Портрет висит в домашней
мастерской - и помогает работать. Кого из вятских моделей сия Муза
мне напоминает?
Михаил Коковихин
Патрушев
Дмитрий Викторович
род. 24.02.1969 в Глазове в семье медсестры и электрика. Окончил Глазовскую
худ. школу (1982), в Москве - ин-т физкультуры (1992) и 4-месячные акварельные
курсы Сергея Андрияки (1990-91). Служил в войсках связи в Подмосковье,
мл. сержант (1987-89). Жил в Москве (1986-93). В Кирове - с середины
1990-х, постоянно с 2000. С 2003 преподаёт в ВятГГУ. Мастерская - на
дому. В 1999-2003 продавал работы у скверика на Московской, сейчас -
в худсалонах. Член Творческого Союза художников России (2003). Работы
- в частных и корпоративных коллекциях Германии, Франции, Польши, Туниса,
РФ. Жена Люда преподаёт историю дизайна в ВятГГУ, детей пока нет. Пристрастия:
Хемингуэй, Лондон, Пушкин, Брюсов, Чехов, Григ, Вагнер, Бах, Моцарт,
Чайковский, Лист, Штраус, Вивальди, Глинка, Коровин, Моне, Писсарро,
Сислей, Берта Моризо, Тёрнер, Констебл, Уистлер, Артур Фонвизин, Эдуард
Гороховский, Демидов, Агалакова, Уинслоу Хомер, Александр Петров (м/ф
"Моя любовь"), сбор грибов, черногорское красное вино Vranac.
Бросил курить в 2007-м.
"Вятская
особая газета" 5.03.2009, № 8
|
Д. Патрушев. Вечер премьеры. 2005. Бум., акв.
|
|
Д. Патрушев. Полуденный кофе. 2005. Холст, акв.
|
|
Д. Патрушев. После дождичка. 2005. Холст, акв.
|