За
гранью реалити-шоу
Поэт андеграунда Игорь Носков переквалифицировался в некоммерческого
художника
|
Игорь Носков на фоне своей картины "Retent
valpurgy (Procol Harum)". 7.09.2007. Фото М. К.
|
Бунтарские настроения
он унаследовал от прадеда - Казимира Пузыревского, за участие в польском
восстании сосланного в Сибирь. В бродильном чане горбачёвской перестройки
у Игоря забурлил темперамент, посылая импульсы к руке, к перу, к бумаге.
И всё, что сочинял Носков, кого-то восхищало, многих шокировало, а
кое-кого и оскорбляло.
После распада
империи он ушёл в художники и архитекторы. Его картины полны тихой
мистики и отмечены печатью усталости, а архитектурные проекты в большинстве
не востребованы. Игоря тянет в церковь, в монастырь, в скит.
Так приходит
mundi gloria
|
Игорь Носков времён "Верлибра"
|
"Мама! Сука!
Валя! / Убью! / Не подходите!! / Мор-р-рды разворочу!!! / Славы, славы
хочу!!! / Чтоб обо мне прослышали, хоть из-за рубежа, / Я готов забеременеть
от морского ежа!! / Валя, / Сготовь чего-нибудь поесть…" - с
такими стихами пришёл он, двадцатишестилетний, в литклуб "Верлибр"
(1986). Эпатажность с долей лирики там заценили, и уже в мае 87-го
Игорёк (так его прозвали старшие товарищи) читал свои стихи со сцены
в киноклубе "Сталкер" (перед фильмом "Легко ли быть
молодым?") в компании с мэтрами - Голиковым, Уховым, Сырневой.
Битковый зал ДК "Космос" с изумлением услышал от Носкова
"Женщину тяжёлого поведения":
"Она вошла
в мою комнату / Голая. / Грудь перепоясана пулемётными лентами. /
На упругом бедре - револьвер. / - О-о! Как много места / Между твоими
ушами, мальчик! - / Улыбнулась она, / И револьвер так недвусмысленно
/ Сверкнул на шёлковом бедре, / Что я сразу захотел спать. / И непременно
с ней. / Какую комедию я ломал в постели!!! / Ах, стены пропитались
моей улыбкой - / Улыбкой висельника… / До сих пор на моей груди /
Отпечатки тех лент пулемётных. / (К тому же она забыла отстегнуть
гранаты.) / Но я сработал молодецки: / Из нас троих лишь револьвер
/ Не был удовлетворён".
Когда Игорь начал
читать "Кончай, папаша!", его прервали хлопками шокированные
педагогини культпросветучилища. Кирправдист Феликс Фридман негодовал
потом по поводу "предоставления трибуны антисоветчикам",
а Валерина Миронова из горкома партии возмущалась: "Кто разрешил
им выступить? Они смакуют и чернят... Почему не дали утвердить репертуар?"
Кандидат на
зону
|
И. Носков. Ослы четвёртого эшелона. The Fourth
Echelon Donkeys. 1993. Х., м.
|
В декабре 87-го
Игорёк (староста группы худучилища) "залетел" в прокуратуру,
где по отпечаткам пальцев и почерку раскрыли его авторство в присланной
Фридману анонимке угрожающего содержания: "Если ты ещё раз напишешь
что-либо подобное о рок-музыке…" (цитируется по журналу "Авангард"
№ 5). По разъяснениям Носкова, он, оскорблённый газетным выпадом Феликса
в адрес "сборища фанатов" (рок-фестиваля в ТЮЗе), "написал
от души, не предполагая, что Фридман примет угрозу всерьёз".
Но суд всё равно оштрафовал Игоря на сто рублей (за оскорбление).
Вскоре на идеологическом
активе в Первомайском райкоме КПСС сотрудник УКГБ уверял: в клубе
"Верлибр" пишут идейно невыверенные стихи и в последнее
время склоняются к экстремизму, у Игоря Носкова при обыске нашли программу
диверсий (поддержание дефицита продуктов, провоцирование беспорядков,
диверсии на транспорте, вооружённый захват телецентра, телеграфа,
телефона, сумасшедшего дома в Ганино и сумасшедшего дома на площади
Конституции, развод моста через Вятку и т. д.), но пистолетов у него
не нашли, так что присудили штраф - сто рублей. Все: "Мало дали!"
В феврале 88-го
на заседание "Верлибра" в ДК "Строитель" пришёл
тот гебист (Георгий Гаврилов) - попенять за Носкова и профилактировать.
Дескать, программа диверсий - это детская игра, развлечение, но автор
показывал её другим, а это подпадает под статью 190-прим, поэтому
органы вправе заняться документом Носкова.
Гаврилов: "Что
же толкало Носкова на этот антисоветский документ? Общество "Память",
некритичная атмосфера "Верлибра". Вот выдержка из показаний
Носкова: ''Хотелось выделиться в "Верлибре". Взять их стихи
хотел и дать свои взамен. Сел, написал - и пошёл в клуб. На обсуждении
сказали: свежая струя, автор проповедует новые формы в поэзии, порнография
и садизм выражены искренне и чётко''. В этой обстановке зрел Носков.
На него воздействовали член "Верлибра" Шуклин, архитектор
Рупасов и два священника".
Руководители
"Верлибра" обвинения в свой адрес отвергли. Мол, стихов
с порнографией и садизмом у Носкова не было, его "программа диверсий"
- это пародия, недопустимо на основании оговорок напуганного подследственного
судить о честных людях и тем более выносить эти непроверенные "факты"
на лекциях перед идеологическим активом. На попытку Гаврилова оправдаться
("Мы следствия не вели, мы доверились прокуратуре") философ-неформал
Сергей Вискунов потребовал: "Чтоб в следующий раз было по-другому!",
- вызвав смех в зале.
Тихо сам с
собою
|
И. Носков. Живи и
молчи. Live and Keep Silence. 1996. Х., м. |
Из-за творческого
кризиса Игорь бросил худучилище и "Верлибр". А с 92-го перестали
сочиняться стихи. "Обидно, что столько энергии и времени потрачено
на желчную поэзию, - признаётся Игорь. - В перестройку творилось такое,
что глаза на лоб лезли, народ бесился по полной программе, и я в том
числе. Но в 33 года у меня произошло просветление мозгов, я охладел
к общественной жизни и впал в живописный запой".
На картинах Игоря
сквозь лёгкую дымку различимы монахи с нимбами, мистические девы,
мальчик с песочными часами, усталый музыкант, надгробья, свиньи, бесы
и пр. Атмосфера нездешности и потусторонности. Порой напоминает Нестерова,
порой - Магритта и де Кирико. Как говорится, на любителя.
Десяток работ
купил один ценитель (в М-Галерее 90-х) - заполнить стену коридора
в квартире. Коридор кончился - покупки прекратились. По подсчётам
Игоря, всего за семнадцать лет он продал - от миниатюр до больших
картин - штук сорок. "Я - некоммерческий художник. Если бы не
ушёл из училища, я бы писал, как научили. А мне интересно самому придумывать
технические приёмы-финты. От их открытия и применения испытываю величайшее
наслаждение".
|
И. Носков. Скит Троп Неисповедимых. Архитектурный
проект. 2002
|
Зарабатывает
Игорь проектированием культовых сооружений: знакомые священники передают
его из рук в руки. В числе построенных - часовня на могиле Матвея
Яранского, церкви в Омутнинске, Лебяжье, Песковке, Шарье. У отца Тихона
в Великорецком монастыре Носков проектирует мелкие постройки и "столярку"
(в том числе иноконостас).
Заказов на гражданские
объекты нет. Зато фантазируется "бумажная архитектура" (вряд
ли осуществимые проекты типа "Монастырь Тишины Господней").
"Мне нравится делать то, что нравится". Со всеми вытекающими:
малые заработки, нехватка времени на живопись, бессонница, "вялотекущий
депрессняк", борьба с зелёным змием, валерьянка.
В последнее время
"выключил алкоголь из обмена веществ", перешёл на таблетки
валерианы, но пять штук на ночь помогают плохо. Я как специалист посоветовал
Игорю капли "Морфей" - и вдруг вспомнил фразу О. Генри:
"А вы не пробовали жир гремучей змеи?" (в советском киноварианте:
"…мочу молодого поросёнка?").
"Пропивший
свет монтёр уже не постучит, / И лампочек никто не вкрутит в темень
жизни", - заносит Игорь в дневник. - "Ищу выключатели на
старых местах, / Забыв, что они давно на новых".
Опять стихи!
|
На открытии галереи Черезова. 2007
|
Михаил Коковихин
Носков
Игорь Генрихович
род. 2.08.1960 в Новосибирске в семье инженера и востоковеда (будущего
директора Кировского художественного музея). Кировский политех (1982,
инженер-строитель). Стрелок взвода охраны особого отдела Свердловского
КГБ (1982-84). Член Вятского литклуба "Верлибр" (1986-88).
Крещён в с. Быстрица (1987, крёстный - Сергей Шуклин). Один курс Кир.
худ. уч-ща (1987-88). Работал в "Кировпроекте", реставрационных
мастерских, фирме "АРСО". С 2004 - вольный художник. Жена
Татьяна - медсестра МСЧ УВД. Сыновья: Сергей - 2-классник, Александр
- 6-классник православной гимназии. Пристрастия: "люблю философствовать",
Бунин, Паустовский, Гоголь, Чехов, Астафьев, Блок, Рубцов ("единственная
настольная книга"), Вознесенский, европейская музыка XVII-XVIII
вв., Бах, King Crimson, Uriah Heep, Рерих, Нестеров, Боттичелли, Крамской,
Петров-Водкин, Климт, "Восхождение" Шепитько, "Праздник
святого Йоргена", "Бриллиантовая рука".
"Вятская
особая газета" 13.09.2007, № 36
|
Игорь Носков. Вам бы здесь побывать. 2002. Холст,
масло
|
|
Игорь Носков. Острова. Islands (King Crimson).
2002. Холст, масло
|
|
"Выбор" 5-11 июня 1992, № 20
|