И
будешь ты картиной мира
Художник Александр Мочалов в капле видит всё мирозданье, а порой и
Бога
|
Александр Мочалов в мастерской на Труда в окружении
портретов поэтессы Людмилы
Суворовой и фотографии художника Леонида Артамощенко. 28.06.
2012. Фото М. К.
|
|
Фрагмент репортажа об открытии выставки в галерее
"Грата". "ТДТ" № 21 за 1994 год. Полностью
здесь
|
Не знаю на Вятке
художника более мощного, чем Александр Мочалов. Большой формат его
полотен под стать масштабности изображаемого - богатырей, библейских
героев, классиков типа Пушкина,
Шагала, Ахматовой.
Его стиль на исходе Перестройки далеко ушёл от привычного здесь натуроподобия,
сплавив лучшие приёмы художников-модернистов. Как формулировала искусствовед
Елена Кириченко: "Его творческой манере присуща узнаваемость
нестеровских и модильяниевских интонаций, врубелевская кристалличность
формы".
Хотя в минуту
откровенности Мочалов мне признавался с долей эпатажа: "А мой
стиль - отсутствие всякого стиля. Или точнее: мой стиль - любовь.
Я люблю всех: мужчин, женщин, кошек, собак, а больше всех мою тёщу,
которая в 20-х годах позировала гениальнейшему Демидову. Секс обожаю,
люблю обнажённых женщин. Моим любимым несть числа, имя им - легион.
И надеюсь, что это взаимно. Люблю производить детей, и делаю это прекрасно.
Очень люблю выпить..." ("ТДТ", 10.06.1994, № 21).
Мы с вами
встретились случайно
|
Александр Мочалов. Благословляю вас... Лёня
Артамощенко. Из цикла "Берег дальный". 2002. К., м.
Подробнее об Артамощенко см. в мемуарах
Инны Широковой
|
Энергия фонтанировала
из него с самого детства. Сын слесаря-сборщицы и фрезеровщика завода
Лепсе, Саша учился в 45-й школе на улице Гайдара и за активное участие
во всякой самодеятельности был премирован путёвкой в пионерлагерь
"Артек". С шестого по восьмой класс рисовал и живописал
в школьном худкружке у Леонида Артамощенко.
Артамощенко,
великолепный колорист, вырастил целую плеяду вятских живописцев -
в их числе Леонид
Тучков, Николай Поликарпов, Олег Прадед. Как вспоминает Александр,
человек он был одарённейший и для тех лет (шестидесятых) абсолютно
свободный, чемпион "Спартака" по боксу, квасил и бил в морду,
пел, как цыган, под гитару, читал стихи Серебряного века, но не дожил
и до сорока (1940-79). Мочалов успел набраться у него уму-разуму и
в художественном училище…
В семьдесят пятом
- ещё одна знаменательная встреча. С поэтом Славой Фахрудиновым договорились
поехать на майские праздники к храму Покрова-на-Нерли "без баб,
без вина, заниматься искусством". Мочалов: "К поезду "Вятка"
Славка приходит не один, а с Милой Суворовой. И вот четыре дня у Покрова
- и там всё, всё, всё. Вечером у костра сидим. Славка: Мил, почитай
стихи. Она читала просто, спокойно, никак себя не подавала, не воздевала
рук. Я рот открыл от изумления: это здесь в Вятке человек так пишет?
Для меня это было полное потрясение, одно из сильнейших в жизни впечатлений.
Да ещё тут река, солнце уже ушло, но небо ещё светлое, храм великий,
ощущение такое, что... С тех пор мы вместе. Через полгода в декабре
поженились".
|
Александр Мочалов.
Серебряное и голубое. 1991. Х., м. |
Мила родила Саше
дочь и сына. Теперь это звёздная семья::
две поэтессы, два художника. Всех легко опознать на полотнах Мочалова.
Признаю тебя,
жизнь, принимаю!
Диссидентом он
никогда не был. "Проблемы вообще меня не занимают. Главная тема
- я сам".
В советское время
трудился оформителем там-сям, рисовал лозунги, соцобязательства. Оформил
несколько спектаклей в драмтеатре и театре кукол, из которых самый
нашумевший - "Пристанище" по пьесе Михаила Бартенева в постановке
Вадима Афанасьева. Целостные картины рождались, по его словам, редко
и случайно ("Мила", 1975).
А в конце восьмидесятых
попалась ему книжка Виленкина о Модильяни. "Мне как будто промыли
мозги. Посмотрел: это же элементарно! Попробовал, и у меня получилось.
А потом пошло и пошло, и я понял, что ниже какого-то уровня уже не
упаду".
Закруглённость
линий уступила место обострённости, пространство сплющилось, цвет
сконцентрировался плоскостями. Александр бросил службу и ушёл в никуда.
Подвернулась
мастерская в ветхом домишке напротив почтамта. Лет через шесть сгорела
она от печки соседа (художника Валерия
Подгорных). Тогда же Мочалова приняли в Союз художников - и через
пару лет предоставили мастерскую на верхотуре дома на Набережной Грина.
И все девяностые (как и нулевые) - это выставки, признание у зрителей
и критиков, успех…
|
Александр Мочалов.
Оранжевый халат. Из цикла "Дом". 2006. К., м. |
В новом веке
втянулся в живописание циклами: "Библейские сюжеты", "Русское"
(по былинам), "Берег дальный" (портреты классиков и коллег),
"Мастер и Маргарита. Ассоциации", "Дом" (семья).
По словам Александра, о чём-то хочется сказать много, к тому же все
мы - люди кино с его сериальностью.
Если задаться
вопросом о смысле его картин, то это - восторг от существующего мира
и всех проявлений жизни (или, если угодно, гедонизм) и неприятие вражды
и убийств. Включение самого себя и своих близких в общую цепь от Адама
и Евы, Авеля
и Каина, Иисуса и Иуды,
русских богатырей до создателей и героев мировой культуры. Вместе
- дружная семья!
И внял я неба
содроганье
В январе 2012-го
он достиг шестидесяти. Готовит юбилейную персоналку на осень. Каждый
день с утра - в мастерской на Труда, 30. С Набережной Грина пришлось
съехать в год войны с Грузией - достал сосед снизу. В работе - большая
картина в форме трапеции. Беседует на диванчике в окружении портретов
Милы и фотографии Артамощенко. Утрясает оргвопрос по областной выставке
с зашедшим на минуту главой Вятского Союза художников Сергеем
Горбачёвым: Мочалов - зампред.
|
В картине
"Русское" (2003) угадываются облики членов семьи Мочалова
и его самого (старец с посохом) |
|
Александр Мочалов.
Московский шик. Андрей Тарковский. Из цикла "Берег дальный".
2002. К., м. |
Уверяет: "Реализм
- это то, чем я занимаюсь. На что молюсь, как и Лёнька [Артамощенко].
Слово "модернизм" совершенно не понимаю. Я изображаю вещи
реально. Вопрос в том, что я считаю реальным. Из всех философских
понятий мне греет душу понятие "картина мира". Я внутренне
настроен видеть целое. Даже маленькую картинку делаю как целое и большое.
Всё и сразу, в чём и преимущество живописи перед другими искусствами.
Идея, что атом и космос идентичны, мне близка. Можно в капле увидеть
всё небо".
И ещё: "Бога
признаю, но я вне конфессий. Есть понятие: Бог внутри нас. Но внутрь
можно уйти и не выйти оттуда никогда. И я туда не лезу. Потому что
внутреннее имеет внешние реальные выражения, и они для меня - те ниточки,
за которые я дёргаю. Чем живу, дышу, работаю".
Как оценивает
ситуацию в стране? Отвечает: "Живём, значит, всё в порядке. Меня
не касается вся эта возня политическая: навальные-подвальные, путины-медведевы.
Всё это чушь собачья! Классиком сказано: если от России останется
всего один уезд, то из этого уезда Россия встанет и поднимется, как
Феникс из пепла. Конечно, народ-богоносец показал себя очень по-всякому.
Но чего я буду заморачиваться? До того мелко то, чем забиты телеэкраны!
Винить-то кого? Мы чем-то отличаемся, что ли, от Путина, Навального?
Это же мы, только поставленные в другую ситуацию. Будучи членом правления,
чувствую себя настолько не в своей тарелке, что жду не дождусь, когда
этот срок отмотаю".
Как там у Фета?
Радость чуя, не хочу я ваших битв. Мэтр мудр! Посох ему в руки!
Михаил Коковихин
Мочалов
Александр Петрович
род. 29.01.1952 в Кирове в семье слесаря-сборщицы и зубофрезеровщика
завода им. Лепсе. Худкружок Л. Артамощенко, 8 классов школы № 45 (1967)
и Кировское художественное уч-ще (1972). Армия (1972-74, артиллерист,
старлей). С 1974 - художник-оформитель ("Искож", "Маяк",
быткомбинат, цирк, драмтеатр, театр кукол). Сценограф спектакля "Пристанище"
(пьеса М. Бартенева, реж. В. Афанасьев). Художник-постановщик "Сказок
дядюшки Римуса" (реж. В. Афанасьев). Свободный художник с 1990.
Член Союза художников с 1996. Зампред правления Вятского Союза художников
с 2007. Заслуженный художник РФ (2011). Жена - поэтесса Людмила Суворова.
Дети: поэтесса и художница Саша,
дизайнер Пётр. Пристрастия: Сократ, Достоевский, Гоголь, Булгаков, Пастернак,
Бах, Вивальди, Лист, Рахманинов, Высоцкий, Окуджава, Рублёв, Феофан
Грек, Модильяни, Шагал, Нестеров, Врубель, Демидов, Самсонов,
Тарковские, Хамдамов, грибы, природа, водка, не курит больше 20 лет.
Статья о выставке к 50-летию: "Тайная
вечеря мастера" ("Бинокль" № 21). Сайт: www.mochalov-a.ru
"Вятская
особая газета" 5.07.2012, № 29
|
Александр Мочалов
в мастерской на Труда пишет трапециевидную картину. 28.06.2012.
Фото М. К. |