Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


И будешь ты картиной мира

 

Художник Александр Мочалов в капле видит всё мирозданье, а порой и Бога

 

Александр Мочалов в мастерской на Труда в окружении портретов поэтессы Людмилы Суворовой и фотографии художника Леонида Артамощенко. 28.06. 2012. Фото М. К.
Фрагмент репортажа об открытии выставки в галерее "Грата". "ТДТ" № 21 за 1994 год. Полностью здесь

 

Не знаю на Вятке художника более мощного, чем Александр Мочалов. Большой формат его полотен под стать масштабности изображаемого - богатырей, библейских героев, классиков типа Пушкина, Шагала, Ахматовой. Его стиль на исходе Перестройки далеко ушёл от привычного здесь натуроподобия, сплавив лучшие приёмы художников-модернистов. Как формулировала искусствовед Елена Кириченко: "Его творческой манере присуща узнаваемость нестеровских и модильяниевских интонаций, врубелевская кристалличность формы".

Хотя в минуту откровенности Мочалов мне признавался с долей эпатажа: "А мой стиль - отсутствие всякого стиля. Или точнее: мой стиль - любовь. Я люблю всех: мужчин, женщин, кошек, собак, а больше всех мою тёщу, которая в 20-х годах позировала гениальнейшему Демидову. Секс обожаю, люблю обнажённых женщин. Моим любимым несть числа, имя им - легион. И надеюсь, что это взаимно. Люблю производить детей, и делаю это прекрасно. Очень люблю выпить..." ("ТДТ", 10.06.1994, № 21).

 

Мы с вами встретились случайно

Александр Мочалов. Благословляю вас... Лёня Артамощенко. Из цикла "Берег дальный". 2002. К., м. Подробнее об Артамощенко см. в мемуарах Инны Широковой

 

Энергия фонтанировала из него с самого детства. Сын слесаря-сборщицы и фрезеровщика завода Лепсе, Саша учился в 45-й школе на улице Гайдара и за активное участие во всякой самодеятельности был премирован путёвкой в пионерлагерь "Артек". С шестого по восьмой класс рисовал и живописал в школьном худкружке у Леонида Артамощенко.

Артамощенко, великолепный колорист, вырастил целую плеяду вятских живописцев - в их числе Леонид Тучков, Николай Поликарпов, Олег Прадед. Как вспоминает Александр, человек он был одарённейший и для тех лет (шестидесятых) абсолютно свободный, чемпион "Спартака" по боксу, квасил и бил в морду, пел, как цыган, под гитару, читал стихи Серебряного века, но не дожил и до сорока (1940-79). Мочалов успел набраться у него уму-разуму и в художественном училище…

В семьдесят пятом - ещё одна знаменательная встреча. С поэтом Славой Фахрудиновым договорились поехать на майские праздники к храму Покрова-на-Нерли "без баб, без вина, заниматься искусством". Мочалов: "К поезду "Вятка" Славка приходит не один, а с Милой Суворовой. И вот четыре дня у Покрова - и там всё, всё, всё. Вечером у костра сидим. Славка: Мил, почитай стихи. Она читала просто, спокойно, никак себя не подавала, не воздевала рук. Я рот открыл от изумления: это здесь в Вятке человек так пишет? Для меня это было полное потрясение, одно из сильнейших в жизни впечатлений. Да ещё тут река, солнце уже ушло, но небо ещё светлое, храм великий, ощущение такое, что... С тех пор мы вместе. Через полгода в декабре поженились".

Александр Мочалов. Серебряное и голубое. 1991. Х., м.

Мила родила Саше дочь и сына. Теперь это звёздная семья:: две поэтессы, два художника. Всех легко опознать на полотнах Мочалова.

 

Признаю тебя, жизнь, принимаю!

 

Диссидентом он никогда не был. "Проблемы вообще меня не занимают. Главная тема - я сам".

В советское время трудился оформителем там-сям, рисовал лозунги, соцобязательства. Оформил несколько спектаклей в драмтеатре и театре кукол, из которых самый нашумевший - "Пристанище" по пьесе Михаила Бартенева в постановке Вадима Афанасьева. Целостные картины рождались, по его словам, редко и случайно ("Мила", 1975).

А в конце восьмидесятых попалась ему книжка Виленкина о Модильяни. "Мне как будто промыли мозги. Посмотрел: это же элементарно! Попробовал, и у меня получилось. А потом пошло и пошло, и я понял, что ниже какого-то уровня уже не упаду".

Закруглённость линий уступила место обострённости, пространство сплющилось, цвет сконцентрировался плоскостями. Александр бросил службу и ушёл в никуда.

Подвернулась мастерская в ветхом домишке напротив почтамта. Лет через шесть сгорела она от печки соседа (художника Валерия Подгорных). Тогда же Мочалова приняли в Союз художников - и через пару лет предоставили мастерскую на верхотуре дома на Набережной Грина. И все девяностые (как и нулевые) - это выставки, признание у зрителей и критиков, успех

Александр Мочалов. Оранжевый халат. Из цикла "Дом". 2006. К., м.

В новом веке втянулся в живописание циклами: "Библейские сюжеты", "Русское" (по былинам), "Берег дальный" (портреты классиков и коллег), "Мастер и Маргарита. Ассоциации", "Дом" (семья). По словам Александра, о чём-то хочется сказать много, к тому же все мы - люди кино с его сериальностью.

Если задаться вопросом о смысле его картин, то это - восторг от существующего мира и всех проявлений жизни (или, если угодно, гедонизм) и неприятие вражды и убийств. Включение самого себя и своих близких в общую цепь от Адама и Евы, Авеля и Каина, Иисуса и Иуды, русских богатырей до создателей и героев мировой культуры. Вместе - дружная семья!

 

И внял я неба содроганье

 

В январе 2012-го он достиг шестидесяти. Готовит юбилейную персоналку на осень. Каждый день с утра - в мастерской на Труда, 30. С Набережной Грина пришлось съехать в год войны с Грузией - достал сосед снизу. В работе - большая картина в форме трапеции. Беседует на диванчике в окружении портретов Милы и фотографии Артамощенко. Утрясает оргвопрос по областной выставке с зашедшим на минуту главой Вятского Союза художников Сергеем Горбачёвым: Мочалов - зампред.

В картине "Русское" (2003) угадываются облики членов семьи Мочалова и его самого (старец с посохом)
Александр Мочалов. Московский шик. Андрей Тарковский. Из цикла "Берег дальный". 2002. К., м.

Уверяет: "Реализм - это то, чем я занимаюсь. На что молюсь, как и Лёнька [Артамощенко]. Слово "модернизм" совершенно не понимаю. Я изображаю вещи реально. Вопрос в том, что я считаю реальным. Из всех философских понятий мне греет душу понятие "картина мира". Я внутренне настроен видеть целое. Даже маленькую картинку делаю как целое и большое. Всё и сразу, в чём и преимущество живописи перед другими искусствами. Идея, что атом и космос идентичны, мне близка. Можно в капле увидеть всё небо".

И ещё: "Бога признаю, но я вне конфессий. Есть понятие: Бог внутри нас. Но внутрь можно уйти и не выйти оттуда никогда. И я туда не лезу. Потому что внутреннее имеет внешние реальные выражения, и они для меня - те ниточки, за которые я дёргаю. Чем живу, дышу, работаю".

Как оценивает ситуацию в стране? Отвечает: "Живём, значит, всё в порядке. Меня не касается вся эта возня политическая: навальные-подвальные, путины-медведевы. Всё это чушь собачья! Классиком сказано: если от России останется всего один уезд, то из этого уезда Россия встанет и поднимется, как Феникс из пепла. Конечно, народ-богоносец показал себя очень по-всякому. Но чего я буду заморачиваться? До того мелко то, чем забиты телеэкраны! Винить-то кого? Мы чем-то отличаемся, что ли, от Путина, Навального? Это же мы, только поставленные в другую ситуацию. Будучи членом правления, чувствую себя настолько не в своей тарелке, что жду не дождусь, когда этот срок отмотаю".

Как там у Фета? Радость чуя, не хочу я ваших битв. Мэтр мудр! Посох ему в руки!

 

Михаил Коковихин

 

Мочалов Александр Петрович род. 29.01.1952 в Кирове в семье слесаря-сборщицы и зубофрезеровщика завода им. Лепсе. Худкружок Л. Артамощенко, 8 классов школы № 45 (1967) и Кировское художественное уч-ще (1972). Армия (1972-74, артиллерист, старлей). С 1974 - художник-оформитель ("Искож", "Маяк", быткомбинат, цирк, драмтеатр, театр кукол). Сценограф спектакля "Пристанище" (пьеса М. Бартенева, реж. В. Афанасьев). Художник-постановщик "Сказок дядюшки Римуса" (реж. В. Афанасьев). Свободный художник с 1990. Член Союза художников с 1996. Зампред правления Вятского Союза художников с 2007. Заслуженный художник РФ (2011). Жена - поэтесса Людмила Суворова. Дети: поэтесса и художница Саша, дизайнер Пётр. Пристрастия: Сократ, Достоевский, Гоголь, Булгаков, Пастернак, Бах, Вивальди, Лист, Рахманинов, Высоцкий, Окуджава, Рублёв, Феофан Грек, Модильяни, Шагал, Нестеров, Врубель, Демидов, Самсонов, Тарковские, Хамдамов, грибы, природа, водка, не курит больше 20 лет. Статья о выставке к 50-летию: "Тайная вечеря мастера" ("Бинокль" № 21). Сайт: www.mochalov-a.ru

 

"Вятская особая газета" 5.07.2012, № 29

 

Александр Мочалов на фестивале современного искусства "Материализация белого". Киров (Вятка), 2003

 

Александр Мочалов в мастерской на Труда пишет трапециевидную картину. 28.06.2012. Фото М. К.

 

Александр Мочалов в мастерской на Труда у картин "Сны" (вверху) и "Мастер и Маргарита. Ассоциации. Отпущение". 28.06.2012. Фото М. К.

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz