Выживут
только Иудушки
Театр на Спасской в мае 2015 года снискал овации и "браво!"
премьерой спектакля "Господа Головлёвы. Маменька" по пьесе Ярославы
Пулинович в постановке Юлии Батуриной
|
Сцена
венчания Головлёвых открыла и завершила спектакль |
Спектакль
красиво закольцован сценой брачной церемонии Головлёвых - Арины и Владимира -
под гармоничную песню фольклорной певицы Пелагеи: "Тропами, сбитыми стопами,
/ Ходят далями люди странные. / Их душа холодна, замерзала до дна, / Трепетала,
желала да устала. / Матери дома старились, / А их бедные детушки лихо маялись.
/ Нынче с ночи до зари ходят круг по всей земли, / Под рубашками - муки тяжкие...
/ Не жрецы, не купцы, / Отгулялись молодцы. / Не смеются, не плачут, думы прячут.
/ Дышат пылями, днями стылыми / Покаяния искатели у Создателя…"
|
Поэт
Владимир Головлёв с женой-менеджером Ариной. Александр Королевский и Дарья Сосновская |
А часа два между
начальной сценой и финальной заполнены какофонией, дисгармонией, распадом. Сразу
после брачной ночи молодая хозяйка поместья Арина (Дарья Сосновская) начинает
учёт и контроль закромов, оптимизацию расходов, затягивание поясов у крепостных
и собственной семьи. Привыкла правая рука стучать на счётах - и уже не в силах
перекреститься…
Как
на грех, Владимир Головлёв (Александр Королевский) - друг покойного поэта-порнографа
Ивана Баркова и сам балуется стишками. И, естественно, от тирании жены сбегает
в бутылочку. Клиника разложения особенно удалась Королевскому. Спивающаяся творческая
интеллигенция - как это знакомо!
|
Владимир
Головлёв своеобразно воспитывал сына Стёпу. Александр Королевский и Констанин
Бояринцев |
|
За
благообразным обликом Иудушки скрывается убийца. Фото Аны Агаповой |
Убегают из-под
гнёта и повзрослевшие дети. Но мрут, как мухи. Выживает лишь Порфирий, прозванный
Иудушкой. Герой Александра Андрюшенко приторно лицемерит, услужливо горбатится,
пьёт кровь ближних, чтобы свести их в могилу и захватить унаследованные селенья.
Поцелуй Иудушки - и ещё одним наследником меньше.
Богато
интонированная речь Андрюшенко временами напоминала манеру Евгения Миронова в
той же роли в "Господах Головлёвых" Кирилла Серебренникова (МХТ им.
Чехова, 2005). Это слегка напрягало. Но вообще Андрюшенко, начинавший второстепенными
ролями, в последнее время выдвинулся в первый ряд актёров Театра на Спасской.
Когда из всех
щелей огромного с воротами дощатого забора, похожего на "железный занавес"
(художник Катерина Андреева), полезли руки узников, мне вспомнилось, как в спектакле
Серебренникова руки-щупальца тянулись из окошечек дощатых нужников. Десять лет
прошло, а метафора - как новая! Тезис Вознесенского "Российская империя -
тюрьма" (в "Юноне и Авось") докатился, наконец, до Вятки.
На
склоне лет героиня Сосновской превращается в горестную и неприкаянную Арину Петровну,
маменьку в филигранном исполнении Марины Карпичевой. Вот тут-то они и сошлись
- Родина-Мать и набожный кровопивец, собиратель земель русских. Подкравшийся сзади
Иудушка сжимает горло маменьки, и в последнем сне ей ностальгически снится давнее
своё венчание и слышится Пелагея: "…Покаяния искатели у Создателя".
Похоронный плач о России.
|
К
маменьке Иудушка подкрался незаметно |
За
инсценировку романа Салтыкова-Щедрина всегда брались для того, чтобы выразить
свой взгляд на современность - на Советский Союз или на постсоветскую действительность.
Драматург Ярослава Пулинович и режиссёр Юлия Батурина взглянули на нашу эпоху
через призму русской женщины-матери. Пожинает мать плоды, что взращивала, и они
ядовиты…
Михаил Коковихин
ТДТ
№ 3 (июнь), 2015
Использованы
фотографии сайта nadasuge.ru
|
Маменька
(М. Карпичева) у разбитого корыта |