Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление  


Сергей Лобовиков - первый и последний фотопоэт деревни

 

11 мая 1996 года в Кировском художественном музее открылась выставка работ русского фотохудожника Сергея Лобовикова

 

С. Лобовиков. Сваха. 1926-27. Олеография чёрно-коричневая
Сергей Лобовиков. 1928. Москва, мастерская Наппельбаума

 

 

 

БИОСПРАВКА: Лобовиков Сергей Александрович (1870-1941) - самый выдающийся русский фотохудожник. Родился в Глазовском уезде Вятской губернии в семье дьякона. Председатель Вятского фотографического общества (1908-11) и Вятского художественного кружка (1909-12). Один из основателей Вятского художественно-исторического музея (ныне Вятский художественный музей имени Васнецовых). Жил на углу Московской и Царёво-Константиновской (Коммуны и Свободы). Награды на Международных выставках начала ХХ века (Париж, Ницца, Будапешт, Гамбург, СПб и т. д.). С 1926 - член Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1934 переехал из Вятки в Ленинград, где в блокаду погиб от взрывной волны. Жена, сестра и дочь тоже погибли во время блокады. В 1954 сыновья Андрей, Тимофей и Антон передали работы отца в Кировский художественный музей.

 

 

 

Дом и ателье Сергея Лобовикова на углу Московской и Царёво-Константиновской (Коммуны и Свободы). Начало ХХ в.

 

Открывали выставку очень важные персоны, в том числе губернатор Десятников и семеро гостей из Германии, причастных к лобовиковскому проекту. Экспозиция фотографий из коллекции нашего художественного музея уже демонстрировалась в немецких городах Кассель и Линген, а к вятской выставке немцы шикарно издали каталог на русском языке - первую научную монографию о Сергее Александровиче. С вятской стороны проект осуществляли замдиректора КХМ по науке Ирина Любимова, главный хранитель КХМ Нина Мартынова и фотохудожник Андрей Краев (слайды с оригиналов и снимки с негативов) - при участии директора КХМ Аллы Носковой. Весь проект обошелся немецкой фирме "Винтерсхалль" АО в 550 тысяч марок.

С. Лобовиков. Вдовья думушка. 1907-08

Автор проекта с германской стороны - профессор по фотографии и дизайну из г. Дармштадта Ганс Путнис - пишет в каталоге: "Лобовиков в 1910-х годах создал особенный цельный изобразительный мир, отсутствовавший в западной фотографии, который по силе красоты и выразительности представляет собой немеркнущее во времени творение. Меланхолическое действо, созданное в его этюдах из жизни простого русского крестьянина, мужика, на языке гуммиарабика и олеографической печати придаёт ему такую чувственную форму, что и болезнь и душевное страдание способствуют раскрытию художественных образов".

Лобовиков называл себя "фотографом мужицким". Крестьянки с прялкой, закручинившийся старик в армяке, сельские учительницы в санях на тройке, бредущие с посохом старухи, голопузые крестьянские дети с лошадьми на водопое, вдова со снопом льна думает думушку, дремлющая девочка качает в зыбке младшего брата, больная учительница отвернулась к стене - сюжеты лучших работ Лобовикова напоминают картины передвижников и стихи Некрасова о тяжелой долюшке. "Его искусство, - пишет Путнис, - как раз и состоит в том, чтобы законсервировать фотографическую привилегию на правду. И это отличает его от многих фотохудожников времени стиля модерн".

С. Лобовиков. Больная учительница. 1909-10
С. Лобовиков. Молоко. 1909-10
С. Лобовиков. За околицей. 1909-10
С. Лобовиков. В ветер. 1909-10
С. Лобовиков. Бродячая Русь. 1909-10

И всё-таки Лобовиков - это не Перов с Мясоедовым: народный быт интересует его не с социально-политической точки зрения, а с поэтической, живописной. Вятский мастер балансирует на грани между бытописательством реализма и декоративностью модерна. Технические особенности тогдашнего фотопроцесса - зернистость и некоторая нерезкость снимков - в сочетании с лиричной светописью приближают искусство Лобовикова к импрессионизму.

Четверо из основателей Вятского художественно-исторического музея (слева направо): Николай Румянцев, Сергей Лобовиков, Николай Хохряков, Алексей Исупов. 1910-12. Фото С. Лобовикова

Вообще Сергей Александрович был личностью колоритной: до старости ежедневно купался в Вятке-реке и в Люльченке, одним из первых в городе ездил на мотоцикле, верил в Бога, любил читать безбожника Горького, отрастил висячие горьковские усы, увлекался живописью Нестерова, дружил с художниками Хохряковым, Васнецовыми и Исуповым (эмигрировавшим потом в Италию), основал музей, получил от Луначарского охранную грамоту на фотомастерскую, снимал парады Красной Армии и "осеверение" сахарной свёклы, с женой прожил 38 лет - до самой смерти. Широта личности и эпохи чётко проявилась в экспозиции и в изданном каталоге. К сожалению, смута нашего времени тоже оставила в книге свой след - опечатками и не вполне литературным переводом с немецкого.

 

Михаил Коковихин

 

"Вятский наблюдатель" № 32, 18.05.1996

 

"Вятский наблюдатель" № 32, 18.05.1996. Скан
С. Лобовиков. Вятка. Вид на Вознесенскую улицу. 1910-е
С. Лобовиков. Вятка. Вид на город из-за реки. 1910-е
С. Лобовиков. Вятка. Трифонов монастырь и кремль. Вид на север с улицы Кикиморской. 1900-е

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2019
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2019