Сергей
Лобовиков - первый и последний фотопоэт деревни
11
мая 1996 года в Кировском художественном музее открылась выставка работ
русского фотохудожника Сергея Лобовикова
|
С. Лобовиков. Сваха. 1926-27. Олеография чёрно-коричневая
|
|
Сергей Лобовиков. 1928. Москва, мастерская Наппельбаума
|
БИОСПРАВКА:
Лобовиков Сергей Александрович (1870-1941) - самый выдающийся
русский фотохудожник. Родился в Глазовском уезде Вятской губернии
в семье дьякона. Председатель Вятского фотографического общества (1908-11)
и Вятского художественного кружка (1909-12). Один из основателей Вятского
художественно-исторического музея (ныне Вятский художественный музей
имени Васнецовых). Жил на углу Московской и Царёво-Константиновской
(Коммуны и Свободы). Награды на Международных выставках начала ХХ
века (Париж, Ницца, Будапешт, Гамбург, СПб и т. д.). С 1926 - член
Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1934 переехал
из Вятки в Ленинград, где в блокаду погиб от взрывной волны. Жена,
сестра и дочь тоже погибли во время блокады. В 1954 сыновья Андрей,
Тимофей и Антон передали работы отца в Кировский художественный музей.
|
Дом и ателье Сергея Лобовикова на углу Московской
и Царёво-Константиновской (Коммуны и Свободы). Начало ХХ в.
|
Открывали выставку
очень важные персоны, в том числе губернатор Десятников и семеро гостей
из Германии, причастных к лобовиковскому проекту. Экспозиция фотографий
из коллекции нашего художественного музея уже демонстрировалась в
немецких городах Кассель и Линген, а к вятской выставке немцы шикарно
издали каталог на русском языке - первую научную монографию о Сергее
Александровиче. С вятской стороны проект осуществляли замдиректора
КХМ по науке Ирина Любимова, главный хранитель КХМ Нина Мартынова
и фотохудожник Андрей Краев (слайды с оригиналов и снимки с негативов)
- при участии директора КХМ Аллы Носковой. Весь проект обошелся немецкой
фирме "Винтерсхалль" АО в 550 тысяч марок.
|
С. Лобовиков. Вдовья думушка. 1907-08
|
Автор проекта
с германской стороны - профессор по фотографии и дизайну из г. Дармштадта
Ганс Путнис - пишет в каталоге: "Лобовиков в 1910-х годах создал
особенный цельный изобразительный мир, отсутствовавший в западной
фотографии, который по силе красоты и выразительности представляет
собой немеркнущее во времени творение. Меланхолическое действо, созданное
в его этюдах из жизни простого русского крестьянина, мужика, на языке
гуммиарабика и олеографической печати придаёт ему такую чувственную
форму, что и болезнь и душевное страдание способствуют раскрытию художественных
образов".
Лобовиков называл
себя "фотографом мужицким". Крестьянки с прялкой, закручинившийся
старик в армяке, сельские учительницы в санях на тройке, бредущие
с посохом старухи, голопузые крестьянские дети с лошадьми на водопое,
вдова со снопом льна думает думушку, дремлющая девочка качает в зыбке
младшего брата, больная учительница отвернулась к стене - сюжеты лучших
работ Лобовикова напоминают картины передвижников и стихи Некрасова
о тяжелой долюшке. "Его искусство, - пишет Путнис, - как раз
и состоит в том, чтобы законсервировать фотографическую привилегию
на правду. И это отличает его от многих фотохудожников времени стиля
модерн".
|
С. Лобовиков. Больная учительница. 1909-10
|
|
С. Лобовиков. Молоко. 1909-10
|
|
С. Лобовиков. За околицей. 1909-10
|
|
С. Лобовиков. В ветер. 1909-10
|
|
С. Лобовиков. Бродячая Русь. 1909-10
|
И всё-таки Лобовиков
- это не Перов с Мясоедовым: народный быт интересует его не с социально-политической
точки зрения, а с поэтической, живописной. Вятский мастер балансирует
на грани между бытописательством реализма и декоративностью модерна.
Технические особенности тогдашнего фотопроцесса - зернистость и некоторая
нерезкость снимков - в сочетании с лиричной светописью приближают
искусство Лобовикова к импрессионизму.
|
Четверо из основателей Вятского художественно-исторического
музея (слева направо): Николай Румянцев, Сергей Лобовиков, Николай
Хохряков, Алексей Исупов. 1910-12. Фото С. Лобовикова
|
Вообще Сергей
Александрович был личностью колоритной: до старости ежедневно купался
в Вятке-реке и в Люльченке, одним из первых в городе ездил на мотоцикле,
верил в Бога, любил читать безбожника Горького, отрастил висячие горьковские
усы, увлекался живописью Нестерова, дружил с художниками Хохряковым,
Васнецовыми и Исуповым (эмигрировавшим потом в Италию), основал музей,
получил от Луначарского охранную грамоту на фотомастерскую, снимал
парады Красной Армии и "осеверение" сахарной свёклы, с женой
прожил 38 лет - до самой смерти. Широта личности и эпохи чётко проявилась
в экспозиции и в изданном каталоге. К сожалению, смута нашего времени
тоже оставила в книге свой след - опечатками и не вполне литературным
переводом с немецкого.
Михаил Коковихин
"Вятский
наблюдатель" № 32, 18.05.1996
|
"Вятский наблюдатель" № 32, 18.05.1996.
Скан
|
|
С. Лобовиков. Вятка. Вид на Вознесенскую улицу.
1910-е
|
|
С. Лобовиков. Вятка. Вид на город из-за реки.
1910-е
|
|
С. Лобовиков. Вятка. Трифонов монастырь и кремль.
Вид на север с улицы Кикиморской. 1900-е
|