Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


О, сколько нам открытий чудных

готовит вятский Коршунков!

 

Доцент университета глубоко копает в истории, коллективном бессознательном

и собачье-кошачьих захоронениях

 

Владимир Коршунков - любитель большого стиля Великой эпохи. 01.2007. Коллаж Генриетты Смелянской

 

Когда рухнул Советский Союз, Владимир Коршунков скупил в кировских магазинах весь запас металлических наконечников с серпом и молотом для советских знамен (по фантастически дешёвой цене - 10 коп.). История скупки описана в заметке "Великая эпоха кончила в наконечник" (газета "Выбор" 1992, № 27). Теперь пара этих обломков империи украшает его тесную квартирку в старом доме на улице Степана Халтурина (остальные подарены зарубежным приятелям, которых у него немало).

"Не могу равнодушно пройти мимо советской копейки - всегда подбираю", - говорит Владимир. Монеты СССР соседствуют в его закромах с дореволюционными ассигнациями (покупал в антикварных), с российскими медяками 1813-1825 годов (из клада, найденного Володей в детстве), с обломками стеклянной вывески музея Ленина в Москве (подобрал во время путча 1991-го) и грамотой Ельцина как участнику сопротивления у Белого дома (был на баррикадах во время командировки). Тут же - коллекция советских типографских бланков: милицейский протокол на задержание гражданина в состоянии алкогольного опьянения, партийный и комсомольский билеты, анкета выезжающего за рубеж...

В комнате - завалы из книг, журналов, выписок и вырезок (ни фига не найти). На кухне - баррикады из банок и пластиковых бутылок (некогда выбросить). Когда лет пять назад у Владимира появился компьютер, всё свободное от преподавания время стало уходить на работу с текстами в Ворде. Коршунков - самый плодотворный автор Вятки: у него более 120 публикаций в российских научных изданиях, и почти каждая - открытие.

 

Богоборец и дешифратор

Владимир Коршунков с дочерью Анной на раскопе в Кирове. 2006. Архив В. Коршункова

 

"Я убил двух богов - славянского Ладо и марийского Колю", - уверяет Владимир. Ну, убил не убил, но отменил. В средневековых латинских текстах упоминается пара языческих славянских божеств: богиня Лада и бог Ладо (или иначе Ладон). Но, как доказал Коршунков всему научному миру, авторы, писавшие на латыни, восприняли услышанное в обрядах славян слово "Ладо" как имя мужского рода, хотя оно - лишь форма звательного падежа от женского имени Лада (богиня любви и плодородия). Бог Ладо (Ладон) так же родился в чернильнице, как подпоручик Киже.

Похожая история произошла с марийским инфернальным богом по имени Коля, которого большой патриот Республики Мари-Эл, учёный Калиев сыскал в древней мольбе "Коля, коля, вудым пу!" ("Коля, Коля, дай воды!"). Коршунков перевёл слово Коля (с ударением на втором слоге) на русский - получилась "мышь" - и припомнил известную русскую приговорку: "Мышка, мышка, дай воды!" (так после купания ребёнок просит вылить из ушей воду). Вывод: марийская фраза со словом "коля" - это просто-напросто калька с русского, значит, бога нет!

В историко-этимологический словарь "Русская фразеология" (Москва, 2005) вошли десять расшифровок от Коршункова. Он, например, раскопал родословную кузькиной матери - той самой, которую Хрущёв с трибуны ООН обещал показать Западу. Оказывается, кузька - это кузнец, а кузнеца древние славяне считали чародеем, помощником чёрта (чуть ли не братом чёрта). "Мы вам покажем кузькину мать!" - это угроза отправить врага в преисподню, к чёртовой матери - подруге дьявола. Кстати, Хрущёв завершил адскую угрозу весьма логично: "Мы вас закопаем!" (или как дошло до СССР в обратном переводе Associated Press и "Голоса Америки": "Мы вас похороним!")…

Роясь в современных языческих суевериях вокруг Великорецкого крестного хода (пролезание под корнями "священных" сосен, возжигание свечек на "святом" пне), Коршунков установил, что в письменных источниках XIX века этакие обряды на месте паломничества не упоминаются, а засвидетельствованы другие - вроде сбора трав от сглаза. Значит, суеверия ХХ и XXI веков возникают заново - из коллективного бессознательного. Это не настоящее, исконное язычество, а язычество ментальное, архетипическое. Тут Коршунков ступил на плодоносную почву Карла Юнга.

В других своих публикациях Коршунков прослеживает, как в детских потешках отражаются древнеславянские народные обряды. Например, текст "Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки? Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! Шу, полетели, на головушку сели!" восходит к обряду встречи весны. И вообще, в детских играх, как в коконе, свёрнута чуть ли не вся история человечества. Вернее, история развития человеческой души.

 

От реальности - к мифу

 

Кандидатскую диссертацию Владимир защищал в Ленинграде - по теме афинской демократии эпохи Перикла. Чего ж его от солнечного света античности снесло в потёмки коллективного бессознательного? Вот как отвечает Коршунков:

- Политическая история античности - очень интересная вещь для людей с подростковыми интересами. Да, Фемистокл, Перикл, Алкивиад - яркие личности, но источники того времени очень скудны. Например, о Греко-персидских войнах V века до нашей эры мы знаем от младшего современника событий Геродота и от спорившего с ним Плутарха, жившего через 600 лет. Был ли Демосфен казнокрадом, в чём его подозревали? Ignoramus et semper ignorabimus - в переводе с латыни: "Мы не знаем и никогда не узнаем".

По-моему, важнее угадать, что, допустим, крутилось в голове у солдата войск Александра Македонского при завоевании Индии, каким был его ментальный образ мира. Это лучше узнать из мифов, из писем того времени, из античных романов. Для меня мифология интереснее событийной истории. При исследовании мифа я добываю конкретное сопутствующее знание, делаю мелкие открытия - и оттого уважаю себя как "первопроходимца". Например, удалось установить, что святилище амазонок в древних Афинах находилось не на холме Ареса, как считали до того, а в районе Скейских ворот.

Или что жаргонное слово "параша" ("Твоё место у параши!") происходит от имени святой Параскевы Пятницы, праздник которой отмечали в слякотном октябре ("Прасковья-грязнуха"), поэтому крестьяне перенесли имя Параша на грязную тряпку при входе в избу, а потом - в тюрьмах - на бадью для нечистот.

Или что крестный ход на реку Великую имел в основе полуязыческий обряд "братчина" (типичный для русского Севера) - издавна в селе Великорецком мужики со всей волости съезжались в начале лета на пир с жертвоприношениями животных в честь Николая Угодника, а потом церковь христианизировала это дело...

 

Как много их, друзей хороших...

Один из объектов исследований доцента - кладбища домашних питомцев

 

В последнее время Владимир увлёкся кладбищами домашних питомцев (собак, кошек, птичек, хомячков, морских свинок, ёжиков, черепашек и пр.). На трёх кладбищах - Лобановском, Зубаревском и "у военного городка" - стихийно возникли захоронения с надгробными плитами и крестиками, датами рождения и смерти, надписями типа: "Пусть земля тебе будет пухом, дорогой Мурзик!", - или: "Спи спокойно, Джульбарсик!". Коршунков фиксирует эти артефакты, а также воспоминания участников ритуала - в основном детей, сопоставляет их с особенностями похоронных обрядов у древних египтян, с идеями Ницше, Достоевского, Фрейда и опять же Юнга. Статья об этом появится в сборнике Центра русского фольклора (Москва).

...Так и живёт Владимир, разбираясь в хитросплетениях мифов и подсознания, не успевая разобрать груды макулатуры и тары или сделать ремонт в квартире. Говорит, что если начать передвигать книжные шкафы, дом обрушится, как СССР в разгар горбачёвской перестройки. С женой - воспитательницей детсада - не сошлись характерами, как в море корабли (отдал ей импортный холодильник, купленный на грант Сороса). Да уж, редкая птица долетит с доцентом до середины генеральной уборки!

 

Михаил Коковихин

 

Коршунков Владимир Анатольевич род. 12.05.1962 в Новосибирске в семье врача и гидрогеолога. Окончил истфак (1984) и аспирантуру ЛГУ (1989), специалист по Древней Греции и Риму. С 1984 живёт в Кирове. Преподаёт в ВятГГУ историю древнего мира, основы древних языков, юридическую антропологию. Кандидат ист. наук. Публиковался в журналах "Русская речь", "Традиционная культура", "Волга", "Новое литературное обозрение", "Бинокль", альманахе "Сквозь границы", в "Энциклопедии земли Вятской" и др. Один из создателей (научный редактор) альманаха "Герценка: Вятские записки" (за что получил премию Кировской области, 2004). Был одним из ведущих телеканала "ЛиК" (ГТРК "Вятка", 2002-04). Получал гранты от Сороса (1993, $250) и от Министерства образования РФ. В официальных анкетах пишет: "Женат". Дочери - Лиза, студентка Русско-Балтийского ун-та в Риге, и Анна, школьница в Кирове.

 

"Вятская особая газета" 11.01.2007, № 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz