Последний
из кентавров
Эпоха психологического театра финишировала Александром
Королевским
|
Александр Королевский в гримёрке. За спиной
- последняя фотография его друга Александра Скубко. 19.10.2007.
Фото М. К.
|
Эмблема Театра
на Спасской - забавный конёк работы Кирилла Данилова - отсыл к спектаклю
"Эквус", визитной карточке этого театра (конь на латыни
equus). "Эквус - это я", - мог бы сказать Александр Королевский,
исполнитель главной роли в давней постановке Александра Клокова (1988).
Символ ТЮЗа на Спасской, Королевский служит здесь уже двадцать один
год.
Полёт конём
|
Королевский в "Эквусе". 1988
|
Тогда, в перестройку,
"Эквус" по Шефферу поразил всех. И не только первым появлением
на вятской сцене обнажённой актрисы и живой лошади. Но и новым экзистенциальным
героем - пациентом психиатрички Аланом, которого запредельно играл
Саша Королевский (свежее лицо ТЮЗа). Когда он в едином порыве сливался
не с партией, а с конём, мы, зрители, заражались верой в целостность
самостийного человека и готовы были идти за этот идеал на баррикады.
Саша вспоминает:
"В финале первого акта, когда Алан рассказывает под гипнозом
доктору, как он летал на коне, у меня в первых спектаклях всё шло
довольно бытово. И однажды Клоков сказал мне простую вещь: Моцарт
- это для людей, но он - над ними, души их устремляются вверх и парят
над землёй. Это так в меня попало! Именно этой изюминки-зацепочки
мне не хватало. Благодаря ей мы сделали эту ключевую сцену".
Свободный полёт
неоварвара над людьми совпал с приходом Ельцина к власти. Тогда Клоков
поставил "Бесов" по Достоевскому (1992), где стихия своеволия
выливалась в смерть. Королевский играл там Кириллова, решающего обрести
полноту жизни путём самоубийства.
"При работе
над Кирилловым я зачитывался Ницше. Какие это мучения - сделать шаг,
победить смерть! "Я не боюсь умереть, я не боюсь умереть!",
- а на самом-то деле страшно, он визжит, он такой слабый в этот момент,
кричит: боюсь я, а-а! - и нажимает курок через страх. Это секундочка
силы".
|
Королевский в "Над пропастью
во ржи". 2001 |
Обезьянник
№ 6
Потом у Клокова
возник "Сторож" Пинтера. Вот цитата из моей "рецензухи"
в "ТДТ" (1993, май): "Вся эта клиника, естественно,
не могла обойтись без Александра Королевского. В роли брата коровинского
героя Королевский блеснул темпераментом садиста, наслаждающегося своей
силой и властью над людьми. Под его руководством возникла шизофреническая
сцена с сумкой: Королевский отбирает сумку у Свинцова, Коровин - у
Королевского и отдаёт Свинцову, у которого снова отбирает Королевский
- и так много раз".
Как видим, Саша
в ту пору прочно ассоциировался с его героями, близкими к клинике
и шизе. Актёрство не прошло бесследно. Под градусом он искал приключений:
мог собутыльнику и в морду дать, и в ментовский обезьянник угодить.
Как Саша вспоминает, усатый дежурный Первомайского РОВД его узнавал:
"О! Ну-ка там, тихо! Тут артиста привели!"
"В ночном
клубе "Джамбо" (бывшая "Проба" у Дома Советов)
шоумен Виталик Гаврилов подрался с артистом Театра на Спасской Александром
Королевским. Правда, сам Королевский в этом не сознаётся, но певший
в ту ночь в "Джамбо" Иван Глухов божится, что под утро Виталик
эпатировал Алика (Александра), и тот не стерпел: водкой - в лицо,
удар, ещё удар, фингал, синяк, разбитая губа... Разборка вылилась
на улицу. Сбылась голубая мечта Гаврилова: он попал в газету",
- писал я в декабре 98-го в "Вятском
наблюдателе".
Из-за подобных
случаев Алик-Саша "завязал" с крепкими напитками (2000).
Через год Клоков доверил ему роль тинейджера Холдена ("Над пропастью
во ржи" по Сэлинджеру). Мающийся болью мира Холден стал любимой
- после Алана - сашиной ролью, но когда через пару сезонов артист
забыл поддеть под холденовское одеяние специальную майку, у него на
спектакле вылез живот. Дети в зале - хохотать, а Королевский сказал
потом Клокову: "Больше "Над пропастью" не играю".
Зилов - это
мы!
|
Королевский с женой Еленой Васильевой в "Утиной
охоте". 2006
|
И тут пришёл
Зилов, интеллигент, чья "жизнь проиграна" и для кого "настали
последние времена" ("Утиная охота" Вампилова, 2006).
У Королевского Зилов становится мятущимся хамом не только из-за удушающей
атмосферы при Брежневе и Путине, но и в силу космических причин, где
железобетонные законы мироздания не оставляют человеку свободы воли.
От отчаянья он вопит и садится в ладью Харона, чтобы плыть в страну
мрака. Полный финиш всего: интеллигенции, театра Клокова, эпохи травоядного
тоталитаризма и пр.!
Я после прошлогодней
июльской премьеры под впечатлением от Зилова-Королевского надолго
ушёл в депрессию и даже вызвал кого-то на дуэль. А Саша сыграл Зилова
ещё раз (весной 2007-го). А его напарник по роли - Владимир Жданов
- раз пять. Всё в Саше бунтовало: "Я эту роль чувствую. Мне дорог
настоящий психологический театр, когда на сцене не обезьяньи морды,
на которых мимикой изображаются боль и радость, а чтобы всё это было
внутри актёра, и лицо его пусть будет спокойное. Мне нужно, чтобы
зритель понимал не из текста или гримас, а от энергетики моей души,
что творится с человеком".
Но всё уже в
прошлом. Зилова Саша считает своим последним шансом (упущенным). Новый
худрук Борис Павлович далёк от психологического театра, ему ближе
"театр формы". В будущем спектакле "Мифы древней Греции"
он уготовил Королевскому роль Аида (бога подземного царства мёртвых).
Саша смеётся: "Вакха бы мне!"
Через четыре
года у него - пенсия (по выслуге 25-и лет как актёру ТЮЗа). А пока
он, по его словам, "перешёл на качественно новый уровень"
- делает корпоративные праздники "под ключ" (для строителей,
продавцов чайников, сельхозакадемиков, ВИПов и им подобных). Сам сочиняет
весёлый сюжет с песнями, плясками, фокусами, змеями, огненными аттракционами
и фейерверками, сам конферансирует. Приглашал и Анжелику Варум "с
мужем её (забыл фамилию)" попеть на свадьбе в "Шинке".
Получает на порядок больше, чем в театре. И по-прежнему прирабатывает
Дедом Морозом.
А 30 сентября
из охотничьего ружья застрелился его близкий друг - актёр Александр
Скубко. Прославившийся в драмтеатре как первый герой-любовник города,
он в 90-м ушёл в бизнес, но после дефолта разорился и сломался. Пил
пиво на балконе и спускался вниз в халате и тапочках - в ларёк. Королевский:
"У него была обнажённая душа. Метался: почему не получилось?
С этого начинается Зилов. Когда Сашка ушёл, мне казалось, будто душа
его ходит здесь и просит помощи. Куда он её загнал? Где он будет?
От этого страшно, это жутко рвёт всё внутри..."
Монолог под
занавес
|
Королевский на презентации выставки
ню Анатолия Пестова (на фоне художников Нелли Зубаревой и Николая
Жолобова). 2008 |
- Мне 45 лет.
То, что у меня нет звания, наплевать. Главное, что я перед совестью
чист. В зад никого не целовал, никогда этого делать не буду, и отношение
у меня к этому рвотное. Я согласен творить совместно, но за рамками
творчества не хочу подчиняться. Не хочу от власти ничего. Мне позвонили,
чтоб сфотографировался для уличного баннера со слоганом "За нас
голосуют достойные!". Я отказался. У меня внутри - отторжение
ко всем партиям. Особенно к правящим.
Диктатуры, конечно,
боюсь - по ощущениям от книг Шаламова. Человека могут растоптать как
личность, если он не нравится. Попал однажды на карандаш, и потом
с ним можно делать что угодно: бить палкой по голове в подъезде и
прочее.
У меня мать -
интеллигент до мозга костей. Ругается матом, но её отношение к людям
- всепрощение, любовь. Я всегда говорил, что людей не люблю, но это
слова, а на самом-то деле у меня за людей душа болит. Тяжело видеть:
вот большая-большая страна, и абсолютно униженные люди управляются
маленькой горсткой "элиты", как стадо. Это жуть. Что творится
на телевидении, особенно на центральном! Душа уничтожается целенаправленно
- человеком малокультурным, бездушным, у которого материальное превалирует
над остальным, то есть главное, чтоб народу - хлеба, ну и зрелищ таких,
что ниже некуда. Опущенными людьми удобнее управлять. Кусок хлеба
- в рот! - и накормили. За заботу - спасибо большое!
Михаил Коковихин
Королевский
Александр Викторович
род.19.08.1962 в с. Новая Порубёжка Саратовской обл. в семье совслужащих,
чьи предки переселились с Западной Украины. Саратовское театральное
уч-ще (1986). В перестройку вышел из ВЛКСМ, перестав платить взносы.
В Кировском ТЮЗе - с 20.10.1986. С 1987 живёт со второй женой - актрисой
Еленой Васильевой. Дочь Настя - 5 лет. Дочь Маша учится на тележурналиста
в Москве. Сын от первого брака - Евгений, менеджер оптовой базы в
Саратове. Внучка Валерия. "Жигули" 14-й модели. Пристрастия:
В. Соловьёв, Ницше, Пушкин, Пастернак, "Мастер и Маргарита",
Шаламов, цикл Бушкова про пиранью, Дина Рубина, Довлатов, Воннегут,
Кизи, "Сплин" (слушает в машине), подводная охота. Пьёт
только пиво под "волчок" (мороженого сома, подстреленного
самим). Не курит с 1996.
"Вятская особая газета" 25.10.2007, № 42