Николаич
поселится в написанном им доме
ИЗ АРХИВА: С ноября 1997 года по март 1998-го в художественном
музее имени Васнецовых была открыта выставка НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ХОХРЯКОВА,
посвящённая его 140-летию
|
Портрет художника Николая Хохрякова кисти Аркадия
Рылова
|
БИОСПРАВКА:
Хохряков Николай Николаевич (4.11.1857 - 9.12.28) родился в
Вятке. Учился рисунку и офорту в Петербурге у Ивана Шишкина (1880-82).
Участник Товарищества передвижных выставок (1884-1918). Один из организаторов
Вятского художественно-исторического музея (1910), первый хранитель
картинной галереи этого музея (1918-28). Похоронен на Ахтырском кладбище
(сейчас - территория Кировской областной больницы). Могила не сохранилась.
По матери (из
рода Рязанцевых - владельцев бумажной фабрики) Николай Хохряков состоял
в родственных отношениях с женой Виктора Васнецова. После смерти матери
в 1888 году и отца-пчеловода в 1901-м Николай Николаевич остался в
родительском доме с тремя незамужними сёстрами-учительницами. Дом
этот в Копанском переулке (№ 4) - недалеко от сада "Аполло"
- превратился в центр художественной жизни города Вятки: здесь писал
свои картины Хохряков, сюда заходили его друзья-художники Аркадий
Рылов, Михаил Демидов, Николай Румянцев, резчик по дереву Аркадий
Васнецов, фотограф Сергей Лобовиков и др. Компания любовно звала хозяина
Николаичем.
|
Н. Хохряков. Сад с флоксами
|
|
Н. Хохряков. Флоксы в саду
|
|
Н. Хохряков. Яблони цветут
|
В 1990-е годы
государство переселило отсюда жильцов и передало дом Кировскому художественному
музею имени Васнецовых. В 1998-м здесь намечено открыть Дом-музей
Николая Хохрякова. Здание было изношено на 80 процентов, поэтому его
пришлось раскатать по бревнышку и построить новодел. Осталось заполнить
дом экспозицией, разбить сад, восстановить двор, ульи и, может быть,
завести, как это было при Николае Николаевиче, собаку, корову и кур.
|
Н. Хохряков. Вятка. Лист из альбома. 1885. Бум.,
карандаш
|
Будущая экспозиция
Дома-музея как раз и представлена сейчас на обширной выставке, занявшей
два этажа старого здания художественного музея. Её организатор - главный
специалист КХМ Генриэтта Киселева воссоздала атмосферу хохряковского
дома, проследила влияние реалиста Ивана Шишкина на манеру Николая
Хохрякова, показала многостороннюю натуру художника и живопись его
вятского окружения.
Что на выставке
самое интересное? Офорты Шишкина, гравированные им самим. Карманные
дорожные альбомы Хохрякова, в которых, например, можно найти зарисовку
Александро-Невского собора 1885 года. Репродукции рисунков Николая
Николаевича из московских и питерских журналов. Хохряковские фотографии
вятских базаров, мужиков и его дома в Копанском переулке. Живописные
изображения этого дома с цветущим садом и интерьеров художественного
музея, в котором мастер работал много лет.
Беглый осмотр
экспозиции убеждает, что ранний Хохряков исполнил совет Шишкина копировать
природу по фотографиям, но позднее его пейзажи стали лиричнее, взволнованнее,
стихийнее. Реализм в духе передвижников уступил место влиянию русских
импрессионистов, особенно когда художник работал хранителем галереи
Вятского музея и атрибутировал картины, например, Константина Коровина.
В 1920-е годы Хохряков почти не выезжал на этюды, писал дома и в музее,
взорвав свою палитру светом, цветом, широким мазком.
|
Н. Хохряков. Вятка. 1900
|
|
Н. Хохряков. Вятка. 1886. Государственная Третьяковская галерея
|
Летом 1928-го
он, болевший плевритом, почувствовал близкий конец и выехал в Адышево,
написав там несколько грустных пасмурных пейзажей. "Человек -
какое непрочное создание!", - писал тогда в письме 71-летний
Николай Николаевич. Ушёл он тихо, а могила его не сохранилась.
Михаил Коковихин
"Вятский
наблюдатель" № 42, 21 ноября 1997
См. также
статью Натальи Клементьевой "Два
года в мастерской Шишкина (ученичество Николая Хохрякова)"
("Бинокль" № 13) и фильм Александры Хлыбовой на Ютубе "И
никто другой" о Николае Хохрякове.
|
Интерьер Дома-музея Николая Хохрякова с портретом
Хохрякова кисти Алексея Исупова
|