Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Николаич поселится в написанном им доме


ИЗ АРХИВА: С ноября 1997 года по март 1998-го в художественном музее имени Васнецовых была открыта выставка НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ХОХРЯКОВА, посвящённая его 140-летию

 

Портрет художника Николая Хохрякова кисти Аркадия Рылова

 

 

 

 

 

 

БИОСПРАВКА: Хохряков Николай Николаевич (4.11.1857 - 9.12.28) родился в Вятке. Учился рисунку и офорту в Петербурге у Ивана Шишкина (1880-82). Участник Товарищества передвижных выставок (1884-1918). Один из организаторов Вятского художественно-исторического музея (1910), первый хранитель картинной галереи этого музея (1918-28). Похоронен на Ахтырском кладбище (сейчас - территория Кировской областной больницы). Могила не сохранилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

По матери (из рода Рязанцевых - владельцев бумажной фабрики) Николай Хохряков состоял в родственных отношениях с женой Виктора Васнецова. После смерти матери в 1888 году и отца-пчеловода в 1901-м Николай Николаевич остался в родительском доме с тремя незамужними сёстрами-учительницами. Дом этот в Копанском переулке (№ 4) - недалеко от сада "Аполло" - превратился в центр художественной жизни города Вятки: здесь писал свои картины Хохряков, сюда заходили его друзья-художники Аркадий Рылов, Михаил Демидов, Николай Румянцев, резчик по дереву Аркадий Васнецов, фотограф Сергей Лобовиков и др. Компания любовно звала хозяина Николаичем.

Н. Хохряков. Сад с флоксами
Н. Хохряков. Флоксы в саду
Н. Хохряков. Яблони цветут

В 1990-е годы государство переселило отсюда жильцов и передало дом Кировскому художественному музею имени Васнецовых. В 1998-м здесь намечено открыть Дом-музей Николая Хохрякова. Здание было изношено на 80 процентов, поэтому его пришлось раскатать по бревнышку и построить новодел. Осталось заполнить дом экспозицией, разбить сад, восстановить двор, ульи и, может быть, завести, как это было при Николае Николаевиче, собаку, корову и кур.

Н. Хохряков. Вятка. Лист из альбома. 1885. Бум., карандаш

Будущая экспозиция Дома-музея как раз и представлена сейчас на обширной выставке, занявшей два этажа старого здания художественного музея. Её организатор - главный специалист КХМ Генриэтта Киселева воссоздала атмосферу хохряковского дома, проследила влияние реалиста Ивана Шишкина на манеру Николая Хохрякова, показала многостороннюю натуру художника и живопись его вятского окружения.

Что на выставке самое интересное? Офорты Шишкина, гравированные им самим. Карманные дорожные альбомы Хохрякова, в которых, например, можно найти зарисовку Александро-Невского собора 1885 года. Репродукции рисунков Николая Николаевича из московских и питерских журналов. Хохряковские фотографии вятских базаров, мужиков и его дома в Копанском переулке. Живописные изображения этого дома с цветущим садом и интерьеров художественного музея, в котором мастер работал много лет.

Беглый осмотр экспозиции убеждает, что ранний Хохряков исполнил совет Шишкина копировать природу по фотографиям, но позднее его пейзажи стали лиричнее, взволнованнее, стихийнее. Реализм в духе передвижников уступил место влиянию русских импрессионистов, особенно когда художник работал хранителем галереи Вятского музея и атрибутировал картины, например, Константина Коровина. В 1920-е годы Хохряков почти не выезжал на этюды, писал дома и в музее, взорвав свою палитру светом, цветом, широким мазком.

Н. Хохряков. Вятка. 1900
Н. Хохряков. Вятка. 1886. Государственная Третьяковская галерея

Летом 1928-го он, болевший плевритом, почувствовал близкий конец и выехал в Адышево, написав там несколько грустных пасмурных пейзажей. "Человек - какое непрочное создание!", - писал тогда в письме 71-летний Николай Николаевич. Ушёл он тихо, а могила его не сохранилась.

 

Михаил Коковихин

 

"Вятский наблюдатель" № 42, 21 ноября 1997

 

См. также статью Натальи Клементьевой "Два года в мастерской Шишкина (ученичество Николая Хохрякова)" ("Бинокль" № 13) и фильм Александры Хлыбовой на Ютубе "И никто другой" о Николае Хохрякове.

 

Интерьер Дома-музея Николая Хохрякова с портретом Хохрякова кисти Алексея Исупова

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2019
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2019