О,
счастливчик!
График Сергей Горбачёв открещивается от идейности ради красоты
|
Сергей Горбачёв на фоне его акварели "Три
с половиной банана". 16.11.2007. Фото М. К.
|
Он любит графику
Сенникова и Веприкова, оформляет книги Доброслава, Любомира, Пересторонина
и Бакина, замещает в местном Союзе художников председателя Муллина.
Компания, конечно, хорошая, но в основном - традиционалисты (и даже
пара фундаменталистов).
На открывшейся
17 ноября 2007 года его акварельной выставке в музее Грина я с удивлением
обнаружил (среди пейзажей, написанных летом на греческом острове Парос)
натюрморт с арбузом, ананасом и бананами, который вначале принял за
картину Хруцкого, художника XIX века. Но Хруцкий же не писал бананы-ананасы!
Оказалось, это тоже Горбачёв. Вот такой он реалист!
|
С. Горбачёв. Вербное воскресенье. 2001. Бумага,
акварель
|
Интуитивное
письмо
Школа у него
- полиграфовская, то есть не Полиграфа Шарикова, а Московского полиграфического
института (переименованного в 93-м в госакадемию печати). Там Сергея
вышколил график Юрий Чувашев (наш земляк). А до того научил держать
карандаш вятский художник Игорь Румянцев.
Лет тринадцать
назад Горбачёв удивил всех стильным лаконизмом своих образов (на "персоналке"
в М-Галерее). "Лапидарный изыск", - сформулировал я тогда
("ТДТ", 1994, № 17). А Сергей
заявил: "Живопись - это Некрасов, "Кому на Руси жить хорошо",
а графика - акмеизм, тончайшая поэзия".
Идейность - это
ему чуждо. Насчёт акмеизма (Ахматова, Гумилёв) - не знаю, но если
уж проводить параллели с поэзией, то Горбачёв - тихий лирик. В лучших
своих вещах - на уровне Рубцова. В "Вербном воскресенье",
например. Хотя вписанная туда просфора меня слегка смущает - как знак
определённой конфессии…
"Вся моя
идея - это восхищение красотой мира. Не хочу тратить время на политику,
на злобу дня. Единственное, ради чего стоит творить, - это говорить
о вечном, о Боге, о мире, о любви, милосердии".
Он живёт и работает
легко и быстро - больше часа вещь не пишет. "Все работы носят
этюдный характер, пишу по наитию, алгеброй гармонию не поверяю, но
все случайности неслучайны, за каждой, даже двухсекундной работой,
- целая жизнь".
|
С. Горбачёв. Моя Ассоль. 2007. Х., м.
|
|
С. Горбачёв. Катюша. 1997. Бум., акв.
|
Орфей в аду
Самые судьбоносные,
в моём субъективном понимании, страницы его биографии - две: театр
"Алые паруса" во Дворце пионеров (начало 80-х) и департамент
культуры. В спектакле по Грину он играл сказочника Эгля и встретил
свою Ассоль - Катю Петухову, жену. Ей посвящены его работы "Катя.
Портрет жены" (1996), "Катюша" (1997) и "Моя Ассоль"
(2007).
А в департамент
в 2005-м Горбачёва пригласил зампред Александр Галицких. "Долго
я сомневался, - вспоминает Сергей, - но, по сути, попался на "слабо!".
Сан Саныч сказал мне волшебную фразу: "Вот вы, художники, всегда
ругаете чиновников, а ты сам-то попробуй порули!". И я решил
попробовать. Уходил в департамент, как в армию, Родине служить. И
не жалею теперь, что пришёл. Не жалею, что ушёл".
|
Глава депкульта
В. Микрюков (справа) и зам С. Горбачёв на "Вятской книге
2006" |
В депкульте пришлось
трудиться под началом Владимира Микрюкова, и что-то у них не срослось.
Из-за разногласий Горбачёв подал в отставку. В сентябре 2007-го ходила
байка, что Микрюков якобы складывал благодарности, присылаемые Горбачёву
от организаций, под сукно (типа ревность к славе). И когда, дескать,
Горбачёв об этом узнал, возмутился и уволился. Апокриф, конечно.
От вопросов на
эту тему Сергей уклоняется: "Не принято выносить сор из избы.
Это вопрос воспитания". Для меня это знак, что он всё-таки остался
в системе. Оттуда, как с того света, никто ещё не возвращался (кроме
мифического Орфея). Как попал Горбачёв в правление местного Союза
художников в 96-м, так пребывает там до сих пор…
По его словам,
за два с половиной года службы в департаменте он многому научился,
например, аналитике, умению твёрдо говорить "нет" или "да",
или "ни да, ни нет", выдержке в беседе с людьми, лояльности
к любому мнению, стал спать четыре-пять часов в сутки, "жаднее
писать", "оброс собственной разведкой", завёл информаторов
("предпочитаю не говорить информацию другим, но ею владеть").
В партию не вступил, хотя если бы остался, то пришлось бы перед выборами-2007
ездить в агитпоездки по районам…
Осталась у него
обида на прессу, которая, критикуя департамент за конкретные произвольные
решения, припомнила чиновнику Горбачёву невинное оформление националистических
книг Доброслава (Алексея Добровольского). Сергей уверяет: он исполнил
обычный заказ (один из многих) и как книжный график обязан был визуально
раскрыть личность не свою, но автора книги. И сделал это выразительно.
И никакой он не антисемит или панславист или русопят, а, может быть,
русофил:
- Я люблю русских
и горд тем, что я русский, но презираю русопятов, которые говорят,
что русские превыше всего. У меня в работах у каждой ёлки - русская
морда. Я пишу Россию! А если пишу заграницу, то - для России!
И на пленэры,
на пленэры
Тринадцать лет
назад Сергей признавался, что фильм "Невезучие" с Пьером
Ришаром - это про него: он и сирота, и с братом в детстве разлучён,
и под лёд проваливался, и в пожарах горел, и шнурки в ботинках рвались
по пять раз в день, и голодал, когда не было заказов. А сейчас говорит:
"Мне не везёт в мелочах, но везёт по-крупному - с учителями,
друзьями, семьёй. Я и другим приношу удачу. Меня преследует счастливый
рок".
|
С. Горбачёв. Пальмы, горы, яхты… 2007. Бум.,
акв.
|
Когда-то он любил
придумывать свои образы при ходьбе по старой Вятке - "маршрутом
сумасшедшего", "напрягая наитие" (термины Горбачёва).
Сегодня колесит на старенькой "четвёрке". Мастерская у него
тоже видавшая виды (в Доме художника), а получить новую, воспользовавшись
служебным положением, помешала совесть. Собирается строить мастерскую
в черте города. Попросил было землю в Нововятске, но ему сказали:
только через аукцион, а это, по словам Сергея, "не потянуть".
В поисках впечатлений
путешествует он на пленэры - в Польшу, Латвию, на Украину. Россию
изъездил от и до. Из недавней поездки в Грецию вывез новое видение
цвета. Все эти пальмы, горы, бухты, яхты, шхуны (на выставке "Парос")
- красиво, "атмосферно", талантливо. И всё же от Горбачёва
ждёшь чего-то более крупного и смелого. Но, может быть, "маршруты
сумасшедшего" уже позабыты-позаброшены?
Михаил Коковихин
|
На выставке акварелей Горбачёва с пленэра на
острове Парос - в вятском музее А. Грина. 2007
|
Горбачёв
Сергей Юрьевич
род. 8.06.1964 в Кирове в семье рабочего. Ефрейтор-ракетчик (1982-84).
Окончил Кировское худ. уч-ще (1987, педагог Нелли Зубарева) и Московскую
госакадемию печати (1994). Карьера: преподаватель Кир. школы искусств
и КХУ, главхудожник Вятского лит.-худ. изд-ва Фонда культуры, худ. редактор
издательств "Информ. центр", "Промиздат", "Триада-С"
и газеты "Я расту", преподаватель Кир. филиала МГЭИ (с 2000
по наст. время), замглавы депкульта (03.2005 - 08.2007). Член Союза
художников (1995), член правления (с 1996) и зампред Вятского СХ (с
2007). Лауреат премии Кировской области по лит-ре и иск-ву (за оформление
альманаха "Герценка", 2004). Работы - в Кировском худ. музее
(2 портрета, 3 пейзажа) и госмузее им. Репина (Украина). Жена Катя -
учитель-словесник технич. лицея. Сын Егор заканчивает электротехфак
ВятГУ. Влияния: Мариано Фортуни, Старкова, Пименов, графика Сенникова
и Веприкова. Алкоголь не любит. Курит трубку (редко).
"Вятская
особая газета" 6.12.2007, № 48
|
С. Горбачёв. Русалочка. 2001. Бумага, акварель
|