Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


О, счастливчик!

 

График Сергей Горбачёв открещивается от идейности ради красоты

 

Сергей Горбачёв на фоне его акварели "Три с половиной банана". 16.11.2007. Фото М. К.

 

Он любит графику Сенникова и Веприкова, оформляет книги Доброслава, Любомира, Пересторонина и Бакина, замещает в местном Союзе художников председателя Муллина. Компания, конечно, хорошая, но в основном - традиционалисты (и даже пара фундаменталистов).

На открывшейся 17 ноября 2007 года его акварельной выставке в музее Грина я с удивлением обнаружил (среди пейзажей, написанных летом на греческом острове Парос) натюрморт с арбузом, ананасом и бананами, который вначале принял за картину Хруцкого, художника XIX века. Но Хруцкий же не писал бананы-ананасы! Оказалось, это тоже Горбачёв. Вот такой он реалист!

С. Горбачёв. Вербное воскресенье. 2001. Бумага, акварель

 

Интуитивное письмо

 

Школа у него - полиграфовская, то есть не Полиграфа Шарикова, а Московского полиграфического института (переименованного в 93-м в госакадемию печати). Там Сергея вышколил график Юрий Чувашев (наш земляк). А до того научил держать карандаш вятский художник Игорь Румянцев.

Лет тринадцать назад Горбачёв удивил всех стильным лаконизмом своих образов (на "персоналке" в М-Галерее). "Лапидарный изыск", - сформулировал я тогда ("ТДТ", 1994, № 17). А Сергей заявил: "Живопись - это Некрасов, "Кому на Руси жить хорошо", а графика - акмеизм, тончайшая поэзия".

Идейность - это ему чуждо. Насчёт акмеизма (Ахматова, Гумилёв) - не знаю, но если уж проводить параллели с поэзией, то Горбачёв - тихий лирик. В лучших своих вещах - на уровне Рубцова. В "Вербном воскресенье", например. Хотя вписанная туда просфора меня слегка смущает - как знак определённой конфессии…

"Вся моя идея - это восхищение красотой мира. Не хочу тратить время на политику, на злобу дня. Единственное, ради чего стоит творить, - это говорить о вечном, о Боге, о мире, о любви, милосердии".

Он живёт и работает легко и быстро - больше часа вещь не пишет. "Все работы носят этюдный характер, пишу по наитию, алгеброй гармонию не поверяю, но все случайности неслучайны, за каждой, даже двухсекундной работой, - целая жизнь".

С. Горбачёв. Моя Ассоль. 2007. Х., м.
С. Горбачёв. Катюша. 1997. Бум., акв.

 

Орфей в аду

 

Самые судьбоносные, в моём субъективном понимании, страницы его биографии - две: театр "Алые паруса" во Дворце пионеров (начало 80-х) и департамент культуры. В спектакле по Грину он играл сказочника Эгля и встретил свою Ассоль - Катю Петухову, жену. Ей посвящены его работы "Катя. Портрет жены" (1996), "Катюша" (1997) и "Моя Ассоль" (2007).

А в департамент в 2005-м Горбачёва пригласил зампред Александр Галицких. "Долго я сомневался, - вспоминает Сергей, - но, по сути, попался на "слабо!". Сан Саныч сказал мне волшебную фразу: "Вот вы, художники, всегда ругаете чиновников, а ты сам-то попробуй порули!". И я решил попробовать. Уходил в департамент, как в армию, Родине служить. И не жалею теперь, что пришёл. Не жалею, что ушёл".

Глава депкульта В. Микрюков (справа) и зам С. Горбачёв на "Вятской книге 2006"

В депкульте пришлось трудиться под началом Владимира Микрюкова, и что-то у них не срослось. Из-за разногласий Горбачёв подал в отставку. В сентябре 2007-го ходила байка, что Микрюков якобы складывал благодарности, присылаемые Горбачёву от организаций, под сукно (типа ревность к славе). И когда, дескать, Горбачёв об этом узнал, возмутился и уволился. Апокриф, конечно.

От вопросов на эту тему Сергей уклоняется: "Не принято выносить сор из избы. Это вопрос воспитания". Для меня это знак, что он всё-таки остался в системе. Оттуда, как с того света, никто ещё не возвращался (кроме мифического Орфея). Как попал Горбачёв в правление местного Союза художников в 96-м, так пребывает там до сих пор…

По его словам, за два с половиной года службы в департаменте он многому научился, например, аналитике, умению твёрдо говорить "нет" или "да", или "ни да, ни нет", выдержке в беседе с людьми, лояльности к любому мнению, стал спать четыре-пять часов в сутки, "жаднее писать", "оброс собственной разведкой", завёл информаторов ("предпочитаю не говорить информацию другим, но ею владеть"). В партию не вступил, хотя если бы остался, то пришлось бы перед выборами-2007 ездить в агитпоездки по районам…

Осталась у него обида на прессу, которая, критикуя департамент за конкретные произвольные решения, припомнила чиновнику Горбачёву невинное оформление националистических книг Доброслава (Алексея Добровольского). Сергей уверяет: он исполнил обычный заказ (один из многих) и как книжный график обязан был визуально раскрыть личность не свою, но автора книги. И сделал это выразительно. И никакой он не антисемит или панславист или русопят, а, может быть, русофил:

- Я люблю русских и горд тем, что я русский, но презираю русопятов, которые говорят, что русские превыше всего. У меня в работах у каждой ёлки - русская морда. Я пишу Россию! А если пишу заграницу, то - для России!

 

И на пленэры, на пленэры

 

Тринадцать лет назад Сергей признавался, что фильм "Невезучие" с Пьером Ришаром - это про него: он и сирота, и с братом в детстве разлучён, и под лёд проваливался, и в пожарах горел, и шнурки в ботинках рвались по пять раз в день, и голодал, когда не было заказов. А сейчас говорит: "Мне не везёт в мелочах, но везёт по-крупному - с учителями, друзьями, семьёй. Я и другим приношу удачу. Меня преследует счастливый рок".

С. Горбачёв. Пальмы, горы, яхты… 2007. Бум., акв.

Когда-то он любил придумывать свои образы при ходьбе по старой Вятке - "маршрутом сумасшедшего", "напрягая наитие" (термины Горбачёва). Сегодня колесит на старенькой "четвёрке". Мастерская у него тоже видавшая виды (в Доме художника), а получить новую, воспользовавшись служебным положением, помешала совесть. Собирается строить мастерскую в черте города. Попросил было землю в Нововятске, но ему сказали: только через аукцион, а это, по словам Сергея, "не потянуть".

В поисках впечатлений путешествует он на пленэры - в Польшу, Латвию, на Украину. Россию изъездил от и до. Из недавней поездки в Грецию вывез новое видение цвета. Все эти пальмы, горы, бухты, яхты, шхуны (на выставке "Парос") - красиво, "атмосферно", талантливо. И всё же от Горбачёва ждёшь чего-то более крупного и смелого. Но, может быть, "маршруты сумасшедшего" уже позабыты-позаброшены?

 

Михаил Коковихин

 

На выставке акварелей Горбачёва с пленэра на острове Парос - в вятском музее А. Грина. 2007

 

 

Горбачёв Сергей Юрьевич род. 8.06.1964 в Кирове в семье рабочего. Ефрейтор-ракетчик (1982-84). Окончил Кировское худ. уч-ще (1987, педагог Нелли Зубарева) и Московскую госакадемию печати (1994). Карьера: преподаватель Кир. школы искусств и КХУ, главхудожник Вятского лит.-худ. изд-ва Фонда культуры, худ. редактор издательств "Информ. центр", "Промиздат", "Триада-С" и газеты "Я расту", преподаватель Кир. филиала МГЭИ (с 2000 по наст. время), замглавы депкульта (03.2005 - 08.2007). Член Союза художников (1995), член правления (с 1996) и зампред Вятского СХ (с 2007). Лауреат премии Кировской области по лит-ре и иск-ву (за оформление альманаха "Герценка", 2004). Работы - в Кировском худ. музее (2 портрета, 3 пейзажа) и госмузее им. Репина (Украина). Жена Катя - учитель-словесник технич. лицея. Сын Егор заканчивает электротехфак ВятГУ. Влияния: Мариано Фортуни, Старкова, Пименов, графика Сенникова и Веприкова. Алкоголь не любит. Курит трубку (редко).

 

"Вятская особая газета" 6.12.2007, № 48

 

 

 

 

 

 

С. Горбачёв. Русалочка. 2001. Бумага, акварель

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz