Поиски
русского: раскол на изломе
В Кирове (Вятке) прошли две сходки неместного значения: Форум творческой
интеллигенции ПФО "Русская культура как важный фактор духовного
единения народов многонациональной России" (16 мая 2007 года) и
литературно-образовательный Форум "Русский человек на изломе эпох
в отечественной литературе" (17-19 мая 2007 года).
|
Кандидат филологических наук Андрей Немзер
- автор рецензий в газете "Время новостей" и альманаха
"Дневник читателя" (2003-06) - прочёл в ВятГГУ лекцию
"Проблемы русской прозы начала XXI века". Справа -
Олег Лекманов
|
В Кирове прошли
две сходки неместного значения: Форум творческой интеллигенции ПФО
"Русская культура как важный фактор духовного единения народов
многонациональной России" (16 мая) и литературно-образовательный
Форум "Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе"
(17-19 мая 2007 года).
Судя по первому
Форуму, термин "творческая интеллигенция" становится синонимом
понятия "официальная интеллигенция": из приехавших самым
известным оказался главный нижегородский писатель Валерий Шамшурин
(которого никто не читал), на заседание в худмузее охранники не пустили
вятского художника и галериста Алекса Черезова (не интеллигент, видать,
а может, террорист?), всех утомил отчётный доклад главы депкульта
Владимира Микрюкова о достигнутых успехах и изумил призыв прозаика
Юрия Панченко объединяться - Союзу писателей России и Российскому
Союзу писателей, где состоит сам Панченко (говорят, при этом у зампреда
местного СП Валерия Фокина - отъявленного панченкофоба - отвисла челюсть).
В общем, плакали наши денежки, которые платим в виде налогов в бюджет
на подобные "муроприятия"!
Вторая сходка
- на филфаке ВятГГУ - была менее официальна: в "гжелку"
(бело-синее здание университета на Красноармейской) пустили без ксивы
даже меня, не говоря уже об авторитетных гостях из Москвы - литкритике
Андрее Немзере, литературоведе Олеге Лекманове, поэтессе Инне Кабыш
и др. Гости и хозяева-филологи читали студентам и друг другу доклады
об, условно говоря, "герое нашего времени" в - не дай вам
Бог - эпоху перемен (работы эти см. в свежем научном сборнике ВятГГУ).
Я был единственным представителем СМИ, и Лекманов с Немзером охотно
откликнулись на просьбу об интервью.
|
Доктор филологических наук Олег Лекманов, автор
книг "Мандельштам" ("ЖЗЛ"), "Книга
об акмеизме", биографии Есенина
|
Олег Лекманов:
Кого люблю, того пишу
- Кого Вы
считаете лучшим русским поэтом ХХ века?
- Я бы не ограничился
одним именем. Во-первых, это Блок. Это, конечно, так называемая "великая
четвёрка": Ахматова, Цветаева, Мандельштам и Пастернак. Ну, и
кроме того, я бы ещё назвал от себя Иннокентия Анненского и замечательного,
недооценённого поэта Николая Олейникова. Если же говорить о второй
половине века, то здесь как раз легче назвать одного поэта: это Бродский.
- А кто из
этой когорты Ваш личный, пристрастный выбор?
- Мандельштам
и Пастернак - два самых любимых моих поэта ХХ века.
- Почему Пастернак
был осторожнее во взаимоотношениях с властью, чем Мандельштам?
- Если мы говорим
о 30-х годах, то это были два совершенно разных типа сознания. Мандельштам
был человеком гораздо более конфликтным, и не только в политике, но
и вообще. Он всё время конфликтовал и с коллегами по литературе, и
с обывателями. Это вопрос приятия или неприятия мира. Мандельштам
был гораздо более жёстким человеком, чем Пастернак до определённого
года. Если говорить о второй половине биографии Пастернака, то в какой-то
момент он вообще отказался от звания советского писателя, отказался
от участия в жизни советской литературы, то есть вёл себя тоже достаточно
жёстко.
- К каким
выводам пришёл Мандельштам перед концом жизни?
- Это огромный
и сложный вопрос. Я думаю о смелости поступка Мандельштама, написавшего
знаменитое стихотворение, за которое он был арестован ("Мы живём,
под собою не чуя страны..."), и что ещё более интересно, написавшего
первое стихотворение против колхозов - "Старый Крым" ("…Природа
своего не узнаёт лица, / И тени страшные Украины, Кубани… / Как в
туфлях войлочных голодные крестьяне / Калитку стерегут, не трогая
кольца"): удивительно, но всё-таки самое первое стихотворение
на эту тему написал не Есенин, не Клюев, а он, городской еврейский
поэт. Человек несводим к одному какому-то полюсу. Мандельштам написал
стихотворение против Сталина, а потом - стихотворение за Сталина (в
воронежской ссылке). Он пришёл к выводам, что страной правит тиран,
что свобода почти уничтожена и необходимо сказать какое-то слово.
"Наши речи за десять шагов не слышны…" Он и сказал эту речь,
и его услышали.
- Как Вы оцениваете
книгу Дмитрия Быкова "Пастернак" в серии "ЖЗЛ"?
- Я довольно
прохладно отношусь к многому из того, что делает Быков. Тем приятнее
мне отметить несомненную удачу его биографии Пастернака. Довольно
много у меня к ней претензий. Отчасти Быков делает из Пастернака удачливца,
который ладит с властью, который всегда в фаворе. Несмотря на это,
я люблю эту книгу.
- Кто, на
Ваш взгляд, самые крупные современные русские поэты?
- Из тех, что
остались после Бродского, я бы назвал три имени, рискуя кого-то забыть,
как всегда. Это русский поэт, живущий в Америке Лев Лосев, Тимур Кибиров
и Сергей Гандлевский. Лев Лосев замечательно написал биографию Бродского
("ЖЗЛ"). Лев был близким другом Иосифа, это позиция сложная:
с одной стороны, избежать патоки, не написать житие, с другой стороны
- не лезть в интимные подробности, не оскорблять память о Бродском.
Мне кажется, ему это удалось. И главное, Лосев - совершенно замечательный
поэт, скорее, обэриутской линии, связанной с Олейниковым, Введенским,
Хармсом. Кибиров мыслит книгами, это характерно для символистской
эпохи, прежде всего для Блока, и в поэтике Кибирова (даже то, как
он Блока высмеивает) Блок для него - очень важное имя, и Блока он
умно и сознательно преодолевает, будучи в то же время от Блока зависимым.
А Гандлевский - один из самых живых и актуальных поэтов, работающий
в традиции Ходасевича, очень скупо, что в его случае хорошо. Есть
хорошие поэты, которых я не процитирую с ходу (даже Пушкин, кроме
общеизвестных текстов), а как только говоришь "Гандлевский",
сразу вспоминается: "Это яблоко, нет, это облако, и пощады не
жди от него…", - и другие, как мне кажется, замечательные стихи.
|
Преподаватели ВятГГУ
Татьяна Загвоздкина, Елена Галицких и Наталья Осипова (справа) |
Андрей
Немзер: Не всё дерьмо, что не моча
- Вы считаете,
что в конце 1980-х под давлением критики русская литература потеряла
свое влияние на общество?
- Критика сыграла
в том свою роль, но не только критика. Меня не радует, что серьёзная
литература оказалась отодвинутой. Мне кажется, это плохо и для саморазвития
литературы, и для общества. В частности, потому, что надежды на становление
нашего гражданского общества оказались эфемерны - построить его гораздо
труднее, чем мы предполагали. О развитии судебно-юридической сферы
лучше и не говорить. Церковь не выполняет тех функций, которые ей
назначены Богом. И когда при этом традиционный литературный ориентир
вынимается, это плохо.
- Делая, как
Белинский, обзоры литературы за год, Вы мечтаете о возвращении ей
тех серьёзных функций, которые были присущи в XIX веке и в советский
период?
- Я себе не приписываю
роли Белинского. Он был очень талантливым человеком. А я плохой критик.
Если бы я был совершенно свободен материально, я бы занимался историей
литературы, а не современной. Пятнадцать лет я пашу, как проклятый.
Это утомляет. Пятнадцать лет - это лошадиный век. Кроме того, идеализировать
советский период я не склонен. Литература тогда оставалась неким ориентиром,
но при этом делала и чудовищные вещи. Разумеется, я об этом не мечтаю.
Что касается XIX века, то всё было многопланово. Я хочу не возвращения
ситуации XIX века, но, к примеру, положение престижной серьёзной литературы
в Англии не такое сейчас, как в России. Хотя там попсу тоже читают.
Вопрос не в разливе попсы и не в популярности Оксаны Робски. Самая
издаваемая книга в XIX веке, тиражи которой были больше Толстого и
Достоевского, это сочинение господина Зряхова "Битва русских
с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего
мужа". Её читал весь русский народ. Некрасов жаловался на то,
что люди читают "Милорда" глупого. "Милорд" последний
раз был издан чуть ли не в 1916 году. Это уж был не настоящий текст
Матвея Комарова XVIII века, а его адаптация. Попса была всегда, но
было разграничение и не было вот этого постмодернистского щенячьего
восторга от снятия границ и восторга от унижения высокого.
- Вам чужды
Сорокин и Пелевин?
- Сорокинские
эстетские игры были в свое время более-менее осмысленны, но сейчас
они поставлены на промышленный конвейер, и это скучно и вторично.
В литературном таланте я ему не отказываю. Мне даже одна вещь нравится
- "Очередь". Но Сорокин 90-х и нулевых годов - это проедание
капитала, начиная с "Пира" и "Голубого сала".
В "Дне опричника" мне противны цинизм (ах, как прекрасен
тоталитаризм!), подмигивание (дескать, я же путинский режим обличаю!),
этакое двурушничество.
А Пелевин есть
зеркало российского инфантилизма, любимый писатель всех тинэйджеров
и взрослых, которые хотят стать тинэйджерами. Но когда инфантилен
тот, кто, как Пелевин, разменял пятый десяток, мне это смешно. А то,
что общество у нас инфантильно, это вопрос к социологам, а не ко мне.
Пелевин не видит идеального начала в жизни. Он знает про человека
всё: все - жулики или лохи, всё дерьмо, что не моча, пора бежать во
внутреннюю Монголию, которая есть также Шенгенская зона. А я думаю,
что диапазон человеческих возможностей гораздо более широк. Человек
есть тайна. Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая, Ольга Славникова,
Олег Слаповский - писатели разные, но ощущение осмысленности бытия,
поиск и уважение к человеку им всем присуще. И кроме того, у них есть
уровень мастерства и тонкость работы с сюжетом. Этих писателей я люблю
и высоко ценю.
- В каких
категориях можно описать тайну человека - марксистских, фрейдистских,
мистических?
- Фрейдизм и
марксизм - вот это и есть разоблачение, а тайна не разоблачается,
это то, что всегда было в большой литературе. Описывать параметрами
Маркса и Фрейда "Повести Белкина" бессмысленно. Или романы
Диккенса, Генриха Бёлля, Грэма Грина, Фолкнера... В прозе Андрея Дмитриева
("Дорога обратно", "Призрак театра", "Бухта
радости") есть мысль, что каждый человек сложен, что человека
нельзя разоблачить и раздеть. Это признание прав высокого и признание
того, что наша жизнь поэтична. За этим, конечно, стоит религиозное
сознание. А оно означает не кадилом махать, а доверие к миру и ощущение
его осмысленности.
|
Декан филфака ВятГГУ, кандидат филологических
наук Ксения Лицарева (слева) - главный вдохновитель Форума "Русский
человек на изломе…". Справа - Татьяна Загвоздкина
|
Ксения
Лицарева: В режиме апартеида
- Нам хотелось
охватить не только литературный процесс, но и образовательно-филологический,
поэтому на Форуме обсуждался вопрос о стандарте для бакалавров и магистров.
Приехали ведущие специалисты по литературоведению, по русской и германской
филологии, в том числе из МГУ, Екатеринбурга, Челябинска, Самары и
пр. За все годы существования факультета впервые произошло событие
такого масштаба.
|
Иннна Кабыш на Форуме |
Само название
"Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе"
многозначно и провокационно. Кто такой сегодня русский? Каков русский
путь? В чем русская национальная идея? "На изломе эпох"
- имелся в виду рубеж XX-XXI веков. А на Форуме получилась более широкая
картина, включающая и рубеж XIX-XX-го. Само понятие литературы сегодня
изменилось, даже по сравнению тем, что было 10 лет назад. В него сейчас
входят и Донцова, и Маринина, и Акунин. Разграничение на высокое и
низкое уходит. А может быть, есть необходимость ввести новое понятие:
мультилитература?
Я думаю, сегодня
наша литература находится в состоянии апартеида, и Форум это ярко
продемонстрировал. Размежевание на два лагеря очевидно: западники-либералы
(Немзер и Лекманов), почвенники-славянофилы (Инна Кабыш, сотрудница
"Литгазеты"). Разные тусовки, премии, мероприятия. Внешне
терпят, но до поры, до времени - до того, как надо уколоть. В президиуме
Александр Галицких сообщил: падают тиражи и растёт стоимость книг,
покупательная способность низка. Немзер сказал: в прошлом году только
один процент поэтических сборников продан, но и тиражи какие? 3-5
тысяч. Такие же были у Блока, и тогда никто не стонал. Я ему говорю:
а сколько в России было грамотных? 93 процента к 1917 году не умело
читать! Немзер вскипел: это большевистская пропаганда, читать умело
75 процентов! Немзер - прекрасный литературовед, но не может иногда
отстраниться от политических построений. Ему не нравится Алексей Иванов,
а у меня было выступление по роману Иванова "Общага-на-крови".
Инна Кабыш сказала: хорошо, что Юрий Поляков (редактор "ЛГ")
не приехал, а то бы спор разгорелся на два лагеря. Грустно, что объединения
не произошло. Но зато мы убедились, что ситуация раскола существует.
Михаил Коковихин
(текст и фото)
"Вятская
особая газета" 24 мая 2007 года, № 20
|
Прощание с русским человеком на изломе эпох.
Н. Осипова, А. Немзер, О. Лекманов, В. Поздеев
|