Россия
- принц, выпущенный из подполья
на
божий свет
-
считает участник Каравана Культуры 1992 года, журналист-антропософ Ulrich
Eise (Ульрих Айзе)
|
Ulrich Eise (Ульрих Айзе, в центре) и журналисты
еженедельника "Выбор" Павел Шабалин (слева) и Михаил
Коковихин (справа) у Дома Советов (бывшего обкома КПСС) и памятника
Ленину. Киров (Вятка), 23-24 июля 1992. Фото: Сергей Дубровин
|
|
Идеолог синтеза менеджмента с музыкой, скрипач-виртуоз
из Словении Миха Погачник на первом концерте в Москве. Июль
1992. Фото: Ulrich Eise
|
Предисловие
редакции "Бинокля". В конце июля 1992-го в город Киров
(Вятку) нагрянул с трёхдневным визитом Караван Культуры - поезд из
Берлина с последователями антропософа Рудольфа Штайнера, молодыми
гуманитариями из стран Европы. Цель: открыть для себя Россию, освободившуюся
от тоталитаризма, познакомить её с учением Штайнера и привезти подарки
детям - ноты, игрушки, медицинские средства и пр. Участники жили в
местных семьях, давали концерты, общались с журналистами. Доехав до
Монголии, Караван вернулся обратно. Одним из гостей в Кирове был Ульрих
Айзе из Германии. Свои впечатления он оперативно записал и передал
редакции вятского еженедельника "Выбор", где статья и была
напечатана в ближайшем номере. Его выводы, надежды и опасения от контакта
двух цивилизаций актуальны и сегодня, когда официальная Россия самоизолируется
от остального мира.
Справка. УЛЬРИХ
АЙЗЕ (Ulrich Eise) родился в 1963 году под Штуттгартом (ФРГ). В 1983
году переехал в Берлин (Западный). Изучал в Берлинском Свободном Университете
публицистику, историю, восточноевропейскую историю, американистику,
теологию, окончив его в 1989-м дипломной работой о Каспаре Хаузере,
наследном принце Бадена. Работает в берлинской газете Berliner Tageszeitung,
подрабатывает аккомпанементом эвритмическим танцам. Другие занятия:
исследование воздействия СМИ, вальдорф-педагогика (по Штайнеру), антропософия,
литература. Любимые авторы: Достоевский, Гамсун, Борхес. Любимая футбольная
команда: "Шальке-04".
|
Ульрих Айзе. Статья в вятском еженедельнике
"Выбор" (органе Кировского горсовета) № 28 за 1992
год
|
Текст Ульриха
Айзе с редакторской правкой ("Выбор" № 28, 1-6.08.1992):
Когда я прибыл в Вятку, я уже был включён в журналистскую рабочую
группу, и мне предложили написать о Караване и о Вятке. Я чувствовал
себя польщённым и всё же отказывался по разным причинам. Но не смог
сказать "нет" после долгих, полных надежд, дружелюбных просьб.
Так возникли эти короткие заметки о событиях и мыслях, не лишённые,
надеюсь, правды.
После радушного
приёма в Вятке я был доверен Михаилу Коковихину, ответственному за
страницы культуры газеты "Выбор". Он принял меня с любовью,
показал моё пристанище, а вскоре и город.
|
Михаил Коковихин и Ульрих Айзе в редакции вятского
еженедельника "Выбор". 23-24.07.1992
|
Одной из изумительных
достопримечательностей, поразивших меня, была церковь Св. Серафима.
Так как это была первая русская церковь, которую я увидел, я почувствовал
себя в её покоях возвышенно сразу после того, как посмотрел на оконце
под сводами. Я читал когда-то, что каждый из церковных куполов имеет
своё особое значение. Они символизируют опрокинутую чашу Господню.
В определённый праздник, вероятно в Троицу, в покоях церкви на свободу
выпускается белый голубь, который проделывает путь наружу через небольшое
оконце под сводами куполов. Этим изображается, как Святой Дух проникает
в чашу Грааля (тайная тайных, святая святых, мистическая чаша, искомая
средневековыми рыцарями. - Примечание переводчика).
Я спросил Михаила
об этом оконце, и он указал мне рукой на правую стену башни, где я
увидел эту чёрную дыру.
Позднее мы посетили
выставку голландских художников в бизнес-центре "Авангард".
Там был буфет: водка, вино, пиво, рыба, хлеб, различные сорта колбас
- ну, просто по-королевски. Но одно "но": я мог войти туда,
а Михаил нет. Он был задержан статными мужчинами, потому что не был
участником Каравана. Конечно, в таком случае я тоже отказался от посещения
заведения несмотря на то, что меня очень вежливо просили об этом.
После долгих споров и дискуссий нам всё же удалось войти. То, что
ожидало нас там, сильно напоминало эпизод из фильма "Большая
жратва": почти всё было съедено, в диком хаосе громоздились остатки
пищи. Михаил спросил удивлённо: "Это и есть капитализм?"
Я сказал: "Да, приблизительно".
Мне всё чаще
бросалось в глаза, что русские в этом Караване были обойдены не только
в еде. Во время заключительного представления в Москве всего двое
русских имели счастье выступить. В переполненном зале одна женщина
из детского дома сообщила о том, что срочно небходима помощь. В сжатой
программе Каравана у неё почти не было времени высказаться, поэтому
она быстро закончила своё выступление и, как беженка, покинула помещение.
Позднее, когда повсюду господствовало чемоданное настроение и люди
говорили, перебивая друг друга, другая женщина смогла сообщить об
образовании Антропософского общества в России, а также поблагодарила
нас за приезд и пожелала Каравану счастливого пути. Её речь полностью
потонула в шуме. Концовка акции в Москве - вручение детских игрушек
- потерпела неудачу из-за недостатка времени. Почему же москвичам
не дали рассказать о своих проблемах?
После посещения
выставки я сидел с Михаилом в автобусе. Он показал мне красные пятиконечные
звёзды на фасаде "Авангарда".
|
Дом культуры"Авангард". Старое фото
|
- Авангард народа
- коммунисты. Они ликвидировали и религиозный культ, и культуру в
России, - сказал он. - В Доме культуры теперь Бизнес-центр - это символ.
Герой нашего времени - торгаш, делец, коммерсант.
- Но ведь у вас
также страна великих писателей, - попытался я утешить его. - Достоевский,
например.
- Это всё в прошлом….
- А в этом веке
- Мандельштам.
- Мандельштам
велик, но он слишком малоизвестен и малопонятен для простого народа.
Народ ищет себе других героев - героев массовой культуры. Он вышел
на большую дорогу, но не на духовный путь…
|
Москва, Худ. литература, 1990
|
|
Серия "Литературные памятники". Москва,
Ладомир; Наука, 2017
|
Этот путь, конечно,
также одна из проблем, которая движет Караван Культуры. Мне пришла
в голову одна великолепная метафора. Угнетение стран Восточной Европы
через реальный социализм можно сравнить с пленом Каспара Хаузера,
немецкого принца, который был отстранён от трона и брошен в четырёхлетнем
возрасте в подземелье без всякого контакта с внешним миром. Так же
изолированно от мыслящего мира Центральной Европы прозябали Восточная
Европа и Россия. Падение Берлинской стены похоже на освобождение принца
Хаузера в 16-летнем возрасте. Это было живое существо, не умеющее
говорить, мыслить, ходить, которое двигалось по улицам Нюрнберга,
где ему даровали свободу. Один учитель позаботился о нём, это был
Георг Фридрих Даумер. Он искал путь, который бы привёл "дитя
Европы" из изоляции к воцарению. Но этот путь был обречён на
неудачу: Даумер так и не смог продвинуть Хаузера вперёд, к его истинной
сути.
Таким же образом
дело обстоит и с русской сущностью. Это душа, которая сомневаясь,
ставит на своём пути вопрос. Это и одновременно неверующая в миссию
идеи чувствительность, это и глубокая печаль о своей собственной судьбе,
это и мир мыслей, познания, недооценённый нами и неотвратимый для
нас. Это ведёт к непониманию также и внутри Каравана, и если Караван
"болен" чем-либо, так в этом виновны не его участники, а
с одной стороны, чрезмерно перегруженная программа, почти не оставляющая
времени дышать, размышлять, творить, а с другой стороны, судорожные
претензии русских быть учителями. А может быть, мы сможем чему-то
научиться у вас, как однажды Даумер научился у Хаузера?!
Что же полезного
было сделано? Наверное, культурный обмен, но главное, мне кажется,
частные беседы в семьях. Это почувствовали мы тогда все вместе: Галина,
Михаил, Рут-Мария и я - глубокой ночью. В конце нашей беседы мы снова
заговорили об антропософии.
|
Прощание с Караваном на Кировском вокзале. Слева
направо: Валерина Павловна Миронова (замначальника областного
департамента культуры), Михаил Коковихин ("Выбор"),
Галина Афанасьевна Авдеева (деятель театра, соратница Евгения
Степанцева), Рут-Мария (спутница Ульриха) и сам Ульрих Айзе.
25.07.1992
|
Но чтобы рассказать
обо всём, я должен писать ещё страницу за страницей. Поэтому я заканчиваю
на этом с сердечной благодарностью и Михаилу, и многим другим, кто
подготовил дружескую встречу Каравана в Вятке и с кем мы вступали
в разговоры - и всё это, надеюсь, таким и запомнится.
Ульрих Айзе
Вятка, 24.07.1992
|
Михаил Коковихин. Статья в вятском еженедельнике
"Выбор" (органе Кировского горсовета) № 28 за 1992
год
|
|
Две страницы, посвящённые Каравану на Вятке.
Еженедельник"Выбор" (орган Кировского горсовета) №
28 за 1992 год
|
|
Ulrich Eise. Начало рукописи о России и Караване,
напечатанной в "Выборе"
|
|
Ulrich Eise. Продолжение рукописи о России и
Караване, напечатанной в "Выборе"
|
|
Ulrich Eise. Окончание рукописи о России и Караване,
напечатанной в "Выборе"
|