И
хаос опять выползает на свет,
как
во времена ископаемых
В Вятском художественном музее в марте 2017-го открылась очередная областная
выставка местного Союза художников, на этот раз под названием "Дыхание
современности" (куратор - замдиректора ВХМ Ираида Кувалдина)
|
Игорь Сметанин вписался в свою картину "Райский
сад". 3.03.2017. Фото Елены Беляевой
|
Судя по афише,
современность дышит динозаврами. Использована картина Дмитрия Сенникова
"Потанцуем". Однако динозавры в вятском Юркином парке Валерия
Крепостнова, скорее, борются за существование. И страшновато нависают
над отдыхающими людьми под алым солнцем. Людей жалко.
От звероужасов
художники уходят в частную жизнь и в мифологию. Глава Вятского Союза
художников Игорь Сметанин написал "Райский сад", где современного
Адама соблазняет, само собой, Ева и ещё одна девица, вероятно, дьяволица.
Как всегда, любовный треугольник. Сам Адам тоже не ангел: на майке
у него - знак Супермена, то есть Змей. Повсюду страсти роковые, и
от судеб защиты нет.
Лирического героя
Александра Мочалова (с семейством) - судит современный Пилат в галстуке-бабочке
и фарисеи в очках. Помнится, Николай Ендальцев тоже сравнивал свои
мытарства с крестным путём Христа ("Голгофа", "В мастерской").
А у Мочалова геометризированность живописи вполне адекватна строкам
Пастернака: "Но продуман распорядок действий / И неотвратим конец
пути. / Я один. Всё тонет в фарисействе. / Жизнь прожить - не поле
перейти".
|
Александр Мочалов в картине "Суд"
примерил на себя роль судимого фарисеями
|
Вот и Ендальцев
на этот раз попытался противопоставить себя "ветру времени"
и "герою нашего времени" - вятскому Вите моднику (Казаковцеву).
Правда, антагонист для крупного художника - мелковатый (местечковый
фрик), а вся картина слишком напоминает знаменитый "Фундаментальный
лексикон" Гриши Брускина времён Перестройки.
|
Николай Ендальцев
изобразил себя с собакой в триптихе "Вятский модник В. Казаковцев.
Ветер времени". 2014-2015. Х., м. |
|
Гриша Брускин. Фундаментальный лексикон. 1986.
Фрагмент
|
Используя отличное
умение живописать узнаваемые лица известных персон, наивный художник
Василий Ифанов, принятый не так давно в Союз художников, нагромоздил
кучу малу ВИПов вокруг сюжета завиральной вятской байки. Эту бы энергию
да на разумные цели! А то Никита Юрьевич, обнаружив себя в одной шайке-лейке
с Владимиром Владимировичем, перевернётся на нарах в Лефортове!
|
Василий Ифанов. Как вятские колокольней Ивана
Великого, что на Москве городе стоит, обзаводились (по вятской
байке и авторскому переложению). 2017. Х., м. Фрагмент
|
И напоследок
о приятном - о приватном. Оставив за бортом умствования и глобальные
катаклизмы, художники Вера Ушакова, Виктор Харлов, Николай Жолобов
живописуют красоту тихой жизни вдали от города и мира. Там мороз и
солнце, день чудесный, холст, модель и жена ждут, готовятся, а крестьянин
торжествуя, на дровнях обновляет путь, его лошадка - и прочая и прочая.
Там хочется жить.
|
Виктор Харлов. Вечерний интерьер. 2014. Х. м.
|
|
Вера Ушакова. Деревенский отдых. 2016. Х., м.
|
|
Николай Жолобов. Снегопад. 2014. Х., м.
|
Михаил Коковихин