Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


И хаос опять выползает на свет,

как во времена ископаемых

 

В Вятском художественном музее в марте 2017-го открылась очередная областная выставка местного Союза художников, на этот раз под названием "Дыхание современности" (куратор - замдиректора ВХМ Ираида Кувалдина)

 

Игорь Сметанин вписался в свою картину "Райский сад". 3.03.2017. Фото Елены Беляевой

 

Судя по афише, современность дышит динозаврами. Использована картина Дмитрия Сенникова "Потанцуем". Однако динозавры в вятском Юркином парке Валерия Крепостнова, скорее, борются за существование. И страшновато нависают над отдыхающими людьми под алым солнцем. Людей жалко.

От звероужасов художники уходят в частную жизнь и в мифологию. Глава Вятского Союза художников Игорь Сметанин написал "Райский сад", где современного Адама соблазняет, само собой, Ева и ещё одна девица, вероятно, дьяволица. Как всегда, любовный треугольник. Сам Адам тоже не ангел: на майке у него - знак Супермена, то есть Змей. Повсюду страсти роковые, и от судеб защиты нет.

Лирического героя Александра Мочалова (с семейством) - судит современный Пилат в галстуке-бабочке и фарисеи в очках. Помнится, Николай Ендальцев тоже сравнивал свои мытарства с крестным путём Христа ("Голгофа", "В мастерской"). А у Мочалова геометризированность живописи вполне адекватна строкам Пастернака: "Но продуман распорядок действий / И неотвратим конец пути. / Я один. Всё тонет в фарисействе. / Жизнь прожить - не поле перейти".

 

 

 

 

Александр Мочалов в картине "Суд" примерил на себя роль судимого фарисеями

Вот и Ендальцев на этот раз попытался противопоставить себя "ветру времени" и "герою нашего времени" - вятскому Вите моднику (Казаковцеву). Правда, антагонист для крупного художника - мелковатый (местечковый фрик), а вся картина слишком напоминает знаменитый "Фундаментальный лексикон" Гриши Брускина времён Перестройки.

Николай Ендальцев изобразил себя с собакой в триптихе "Вятский модник В. Казаковцев. Ветер времени". 2014-2015. Х., м.
Гриша Брускин. Фундаментальный лексикон. 1986. Фрагмент

Используя отличное умение живописать узнаваемые лица известных персон, наивный художник Василий Ифанов, принятый не так давно в Союз художников, нагромоздил кучу малу ВИПов вокруг сюжета завиральной вятской байки. Эту бы энергию да на разумные цели! А то Никита Юрьевич, обнаружив себя в одной шайке-лейке с Владимиром Владимировичем, перевернётся на нарах в Лефортове!

Василий Ифанов. Как вятские колокольней Ивана Великого, что на Москве городе стоит, обзаводились (по вятской байке и авторскому переложению). 2017. Х., м. Фрагмент

И напоследок о приятном - о приватном. Оставив за бортом умствования и глобальные катаклизмы, художники Вера Ушакова, Виктор Харлов, Николай Жолобов живописуют красоту тихой жизни вдали от города и мира. Там мороз и солнце, день чудесный, холст, модель и жена ждут, готовятся, а крестьянин торжествуя, на дровнях обновляет путь, его лошадка - и прочая и прочая. Там хочется жить.

Виктор Харлов. Вечерний интерьер. 2014. Х. м.
Вера Ушакова. Деревенский отдых. 2016. Х., м.
Николай Жолобов. Снегопад. 2014. Х., м.

 

Михаил Коковихин

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2017
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008