Реабилитация
Демидова
Очерк об одном из основателей Вятского художественного музея имени Васнецовых - участников большой выставки,
проходившей в 1997 году в старом музейном здании на улице Карла Маркса
|
М. Демидов. Девушка у зеркала. Портрет Лидии
Николаевны Агалаковой. 1924. Холст, масло
|
|
М. Демидов. Автопортрет. 1920-е
|
БИОСПРАВКА:
Демидов Михаил Афанасьевич род. 26.10(7.11).1885 в Вятке. Казанская
худшкола (1901-07). Московское училище живописи, ваяния и зодчества
(1907-13, учителя - Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Валентин
Серов). Один из создателей Вятского художественно-исторического музея
(1910). Работал в Москве (1913-16), затем постоянно в Вятке (с конца
1917). В 1920-е преподавал в Вятских художественно-промышленных мастерских.
В 1925 вошёл в первое правление вятского филиала АХРР. Возглавлял
жюри местных выставок, оформлял революционные праздники и газеты,
расписывал общественные здания. Автор рельефа на здании Вятской гуманитарной
гимназии, соавтор памятника Степану Халтурину у стадиона "Динамо".
Умер 27.03.1929 от туберкулёза. Похоронен в г. Вятке, могила не сохранилась.
Персональные выставки: 1939, 1971, 1986 (с учениками) - в Кировском
художественном музее, 1975 - в Центральном Доме литераторов (Москва)
|
Михаил Демидов. Фото 1927 года
|
У Михаила Демидова
- типичная для русских художников биография "страдальца":
сначала первые успехи, восторги столичных мэтров и паломничество к
шедеврам Италии, потом удары судьбы - разлука с невестой в 1916-м,
пожар в московской мастерской, вынужденный отъезд в провинцию в 1917-м,
невостребованность, растрата себя на исполнение соцзаказов - и смерть
от чахотки в чеховском возрасте (на 44-м году). В 1950-е демидовское
наследие объявили формализмом и постановили: "подлежит списанию",
- однако вятские музейщики не уничтожили его, а задвинули подальше
- до лучших времен. В 60-е благодаря восторгам московских реставраторов
картины Демидова были реабилитированы - для эпизодического экспонирования.
И только в конце 1996 года собранные "всерьёз и надолго"
в одном зале демидовские полотна позволили составить целостное представление
о художнике и попытаться определить его место в ряду других.
Оказалось, что
это отличный портретист на уровне русских классиков 1910-20-х годов
- с прекрасной школой, со своей пронзительной лирической темой, с
точным ощущением времени. В его ученических работах ощутимо влияние
декоративизма Врубеля ("Жена Понтифара", 1910-е), композиционности
Дега ("Балет", без даты) и особенно - предметной обобщённости
Сезанна ("Батум. Вечер", 1910-е). Стиль Михаила Афанасьевича
сложился в русле "московского сезаннизма". Можно сказать,
что Демидов - один из русских сезаннистов типа Кончаловского и Осмёркина.
Вместе с тем в некоторых полотнах использована перспектива в духе
Штеренберга или Петрова-Водкина. Вообще палитра Демидова вобрала в
себя лучшие черты Серебряного века живописи, пытавшегося продлить
чистое искусство, свободное от идеологии.
|
М. Демидов. За роялем. Портрет Рудольфа Ивановича
Мервольфа. 1920-21. Х., м.
|
С переломами
эпохи и сознания перекликается демидовская манера членить фигуру и
пространство цветовыми плоскостями, а кое-где - искажать обратной
перспективой, резать композицию краем холста. В картине "За роялем"
(1920-21) композитор-пианист Рудольф Мервольф то ли ожесточённо сопротивляется
зримым контурам стихии - "музыки революции", то ли сам обрушивает
её на мир.
|
М. Демидов. Портрет женщины с муфтой. 1922.
Х., м.
|
Эта стихия вторгается
и в почти все женские портреты Демидова, определяя самочувствие портретируемых
и лирический градус картин. Героиня беззащитна, тревожна и белой блузкой
слита с белой стеной ("Портрет Н.Г. Поскрёбышевой", 1920),
придавлена верхним ракурсом, разбита на несколько граней, погружена
в сумерки серо-чёрно-охристого колорита ("Портрет женщины с муфтой",
1922), лишена глаз и напугана вместе с ребёнком ("Мать и дитя",
1924-25). Кажется,что на картине "Девочка в кресле" (1923-24)
ваза с яблоками вот-вот скатится со скатерти, кресло рухнет за край
рамы, а напрягшаяся героиня, если разожмёт пальцы, упадёт.
|
М. Демидов. Мать и дитя. 1924-25. Х., м.
|
|
М. Демидов. Девочка в кресле. Портрет Надежды
Воробьёвой. 1923-24. Х., м.
|
|
М. Демидов. Портрет Лидии Николаевны Агалаковой.
1922-23. Х., м.
|
Излишне, наверное,
говорить о том, что настроения неустойчивости, страха и ужаса были
явно присущи и самому автору (см. "Автопортрет"). И, пожалуй,
лишь однажды в этой мгле наступил просвет - при встрече Демидова,
преподававшего в Вятских худпроммастерских, с ученицей Агалаковой.
Художник, которому было под сорок, увлёкся, написал пару портретов
Лидочки, как он её называл, но она выбрала другого - сокурсника Николая
Прокошева, уехала с ним в 1926-м в Москву учиться во ВХУТЕМАСе и вышла
за него замуж. Счастливого соперника Михаил Афанасьевич изобразил
опёршимся на ружьё ("Молодой охотник", 1923) - ружейный
ствол оказался в опасной близости от виска. А через три года после
отъезда Лидочки Демидов умер.
От этого увлечения
родился шедевр - "Девушка у зеркала" (1924). Для модели
(Лидочки), а значит, и для художника зима и страхи отступили, пришла
весна, а с ней - молодость, солнце, радость. Малиновый бант в волосах
смотрится прилетевшей бабочкой. Сквозь блузку беззащитно-притягательно
просвечивает бельё. Мажорное настроение передаётся через колорит -
через ослепительность белого цвета, яркую декоративность красно-сине-сиреневой
расцветки тканей, скатерти и ковра.
|
М. Демидов. Девушка у зеркала. Портрет Лидии
Николаевны Агалаковой. 1924. Х., м.
|
Композиция гармонична,
деформация реальности минимальна, а отразившийся в овале зеркала портрет
- почти академичен. Картина приблизилась к искомому Большому стилю
великой эпохи, но всё-таки не переступила грань, отделяющую Демидова,
допустим, от соцреалистичного Юрия Пименова. Побольше бы таких полотен
с коврами, зеркалами, солнечными окнами, с трогательной темой женских
надежд, и прозвали бы тогда Михаила Афанасьевича "вятским Яном
Вермером" (или по старой привычке - Вермеером)...
|
М. Демидов. Молодой охотник. Портрет Николая
Ивановича Прокошева. 1923. Х., м.
|
Отчего же Демидов
был фактически забыт? Главная причина - в выпадении его из контекста:
идеологического, политического, столично-художественного. Он не эмигрировал,
как Исупов или Фешин, не был расстрелян, как Клуцис, не изображал,
как Виктор Васнецов, былинных богатырей, востребованных романовской
и сталинской империями, не успел стать соцреалистом, как Кончаловский,
Рылов, Машков, Пименов, Лебедев, Петров-Водкин и др. Демидов - не
хуже любого из них, но почти не восстановлен в правах до сих пор.
Кроме написанного Клавдией Анисовой каталога выставки 1971 года и
пары статей Нины Мартыновой (в "Панораме искусств", вып.13,
и в "Художнике" № 3, 1993), исследований его творчества
нет, не говоря уже о монографии, альбоме репродукций или, на худой
конец, наборе открыток. Конечно, гораздо проще без конца твердить,
что "богата земля Вятская талантами, ой, богата", чем что-то
сделать конкретно, чтобы таланты эти не зарывались в ту самую и без
того уже богатую ими почву...
Михаил Коковихин
"Вятский
наблюдатель" № 42, 30 мая 1997
|
"Вятский наблюдатель" № 42, 30.05.1997.
Скан
|
|
"Вятский наблюдатель" № 5, 28.01.2000.
Скан
|