Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Одиссея в андеграунде


В ответ на роман Пелевина "Generation П" вятский художник, литератор и культуртрегер Алекс Черезов пишет роман-опровержение "Provocation Г"

 

Алекс Черезов и его "Рождение креста". Галерея "Интер-арт", 7.04.2007. Фото М. К.

 

Алекса задело за живое, что Пелевин слишком поверхностно описал тусовки в московском клубе "Бедные люди". Там с 1995-го лет пять тусил и сам Алекс, будучи администратором творческого центра "Третий путь" (в этот холдинг входил клуб). Помню, говорит, в "Бедных людях" Дмитрия Пригова, Артемия Троицкого, Владимира Сорокина, кислотных рейверов "Птюча", художников Кабакова, Мамышева-Монро, Дмитрия Врубеля (который нарисовал поцелуй Брежнева и Хонеккера), а вот Пелевина никакого не было. Или втихаря заходил, или вообще Пелевин - собирательный образ.

Расценив "Generation П" как рекламно-газетный памфлет, Черезов отстукивает сейчас на машинке подлинное, реалистическое описание тусовок столичной богемы тех лет. Идея романа выражена в названии: "Provocation Г", то есть, по Алексу, опус Пелевина - провокация, причем с душком-с…

Алекс Черезов. На мотив песни "Mother Russia" группы Sisters of Mercy. 2000. Холст, акрил

 

Родственник Сократа

 

У Черезова - богатейшая биография. В середине и конце 80-х на Вятке он пребывал в ореоле скандальной славы: участник первых неформальных выставок художников (сначала подпольных, потом разрешённых перестройщиками), Лёша подвергся прессингу со стороны КГБ, увольнению с работы в Доме офицеров, был заклеймён в "Кирправде" художником Веприковым как "жалкий подражатель Запада" (1987).

После серии статей Черезова о рок-культуре (в задружившей было с неформалами "Комсопле") его фамилия была внесена в "чёрный список" органов КПСС-ВЛКСМ. Устраивая в 88-м выставку альтернативных художников в музее комсомольской славы, обкомовцы уговорили соратников Черезова (Агаева, Машковцева и Крысова) убрать его абстрактные полотна из экспозиции…

Помню, как в 86-м он пришёл в литературный клуб "Верлибр", заседавший в ДК "Авангард", и привёл с собой поэтов Олега Чарушина, Георгия Антонова (Андрея Абдуллина) и Сергея Шуклина. Квартет стал радикальным ("экстремистским") крылом "Верлибра", вызывая порой оторопь умеренных - Светланы Сырневой и Сергея Ухова. Но и они признавали, что Черезов читает свои стихи бесподобно, "гениально". Он скромно выходил на сцену и обрушивал в зал глоссолалию - бурный поток звуков, подкрёпленных стихийными жестами и сомнамбулической мимикой, а в конце всегда небрежно говорил: "Вот такая штучка…" Публика - в восторге.

Об чём стихи, можно было догадаться только при прочтении их на бумаге. Цитирую фрагмент: "я был не здесь, когда я был в Париже / я помню койка санитары лыжи / ведро с водой околыши фуражек / почтовый поезд мессершмит овражек / визг нянечки замотанной в тулуп / нашедшей крест в моей ладони; глуп / конечно был - забрёл туда / лишь только потому, что и не знал куда / вообще иду я - родственник Сократа / и не Париж там был а пятая палата"…

 

На островах циклопов и сирен

.Алекс Черезов в Германии. 1993

 

22 апреля 88-го Лёша забрёл на первую в Кирове несанкционированную демонстрацию и в авангарде колонны (на пару с соратником по "Верлибру" и анархистскому кружку Сергеем Бачининым) возложил цветы к каменному Ленину у обкома. Неформалы шли под лозунгами, которые намалевал Черезов гуашью (на моей квартире).

Потом стал отлучаться из Вятки на арт-тусовки в Москву. А в 91-м по приглашению подружки (дочери Бориса Березовского Лизы, студентки Гёте-института) уехал в Германию. Три года Лёша продлевал там вид на жительство, мотивируя свое нежелание возвращаться августовским путчем, страхом перед репрессиями, намерением жениться на немке.

За первое германское полугодие он растратил свои советские сбережения и был вынужден пойти на чёрную работу: колол дрова, ремонтировал квартиры, чистил конюшни - и одновременно писал. Спустя год вошёл в союз тамошних художников под Нюрнбергом - и поехало: совместные выставки, фестивали, экшны…

Его картины, подписанные псевдонимом Alex Russ, активно покупались бюргерами (впятеро дороже, чем в Кирове, но втрое дешевле картин немецких художников). "Живопись - это у них немодно, - говорил тогда Алекс. - Арт-богема давно ушла в создание объектов, инсталляций, виртуала. А я для них - экзотика, как африканский художник, рисующий крокодилов под пальмами. У немцев всё идет от ума, у меня - от сердца. На Западе я подвинулся в сторону экспрессионизма, фигуративности, примитива, детских и наскальных рисунков - и слил всё это в единый стиль (кич), синтез знаков всех времён и народов".

Он мечтал стать фигурой типа Пикассо и жить в Испании, но пришлось вернуться в Россию - продлевать просроченный загранпаспорт. И всё же на Запад Алекс не уехал - стал патриотом: "В Германии я воочию убедился, что в любом нашем ханыге присутствует духовно-исторический пласт русской культуры, а в каждом благонамеренном бюргере - лишь временно нажитое с помощью янки и русских ресурсов местечковое благоденствие".

На десятилетие он завис в московском андеграунде. Об этом мы прочтём в его романе "Provocation Г". Зная Алекса, я уверен: не скоро!

Черезов куёт скульптуру "Ленин на Чернобыльской АЭС". 2007

 

Вятка - столица Итаки

 

Итак, на Итаку вернулся Улисс, на круги свои ветер. В городе Вятке с большими мытарствами Алекс открыл в марте 2007-го частную галерею "ИНТЕР-АРТ" (Центр Актуального Искусства). По сути, это попытка возрождения вятского андеграунда, коммерчески забитого агрессией гламура и официального искусства. Попытка с учётом московского опыта Алекса.

На открытии была презентована выставка "Alter Ego" ("Другое я"). Другое искусство, другая Россия - то есть альтернатива тотальной бюрократизации общества. Алекс устроил в галерее что-то вроде музея стильной одежды андеграунда, вывезенной им из Москвы. Думает вместить сюда и стеллажи с буккнигой, и коллекцию дисков с "неформатной" музыкой. Типа клуб для любителей нонконформистской - антибуржуазной - культуры.

В последнее время Черезов, по его словам, пытается отыскать философский камень - "рецепт бытия для любого этноса". Пересматривая историю, он пришел к выводу, что в раннем Средневековье люди верили в единого Бога и только позже разделились на христиан, иудаистов и мусульман. Идея Алекса: "Во избежание религиозного фанатизма и вражды народов надо вернуться к общему корню - единобожию - через общечеловеческие ценности, сделать акцент не на религиозном, а на философском осмыслении бытия".

Дай Бог ему единый направить заблудшие народы на путь истинный! Аминь.

 

Михаил Коковихин

 

Черезов Алексей Владимирович род. 2.09.1960 в Кирове в семье коммунистов - преподавательницы ПТУ и журналиста. Два курса политеха. Вольнослушатель Кировского художественного уч-ща (у Жолобова, Румянцева, Брайловского, 1981-84). Работал главхудожником ДК ХХ партсъезда и Дома офицеров. В 1983-88 подвергался преследованиям КГБ. Член Вятского литклуба "Верлибр" с 1986 года. Печатался в cамиздате и в рижском журнале "Родник" № 8 за 1987 год. В 1991-94 работал в Германии. В 1995-2005 - в Москве. Сейчас живёт в Кирове. Гендиректор вятской галереи "ИНТЕР-АРТ" (2007 - лето 2008). Третья жена - в Москве, взрослая дочь от первого брака - в Кирове. Пристрастия: Лев Гумилёв, Поллок, Уорхол, Херринг.

 


"Вятская особая газета" 12.04.2007, № 14

 

Алекс Черезов и художница Мария Вачевских на открытии галереи "Интер-арт". В центре - картина Алекса "Спираль". 16.03.2007. Фото Е. Михалёва
Алекс Черезов. Спираль. 2007. Оргалит, смеш. тех.

 

 

 

    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008