Одиссея
в андеграунде
В ответ на роман Пелевина "Generation П" вятский художник,
литератор и культуртрегер Алекс Черезов пишет роман-опровержение "Provocation
Г"
|
Алекс
Черезов и его "Рождение креста". Галерея "Интер-арт", 7.04.2007.
Фото М. К. |
Алекса
задело за живое, что Пелевин слишком поверхностно описал тусовки в московском
клубе "Бедные люди". Там с 1995-го лет пять тусил и сам Алекс, будучи
администратором творческого центра "Третий путь" (в этот холдинг входил
клуб). Помню, говорит, в "Бедных людях" Дмитрия Пригова, Артемия Троицкого,
Владимира Сорокина, кислотных рейверов "Птюча", художников Кабакова,
Мамышева-Монро, Дмитрия Врубеля (который нарисовал поцелуй Брежнева и Хонеккера),
а вот Пелевина никакого не было. Или втихаря заходил, или вообще Пелевин - собирательный
образ.
Расценив
"Generation П" как рекламно-газетный памфлет, Черезов отстукивает сейчас
на машинке подлинное, реалистическое описание тусовок столичной богемы тех лет.
Идея романа выражена в названии: "Provocation Г", то есть, по Алексу,
опус Пелевина - провокация, причем с душком-с…
|
Алекс
Черезов. На мотив песни "Mother Russia" группы Sisters of Mercy. 2000.
Холст, акрил |
Родственник
Сократа
У
Черезова - богатейшая биография. В середине и конце 80-х на Вятке он пребывал
в ореоле скандальной славы: участник первых неформальных выставок художников (сначала
подпольных, потом разрешённых перестройщиками), Лёша подвергся прессингу со стороны
КГБ, увольнению с работы в Доме офицеров, был заклеймён в "Кирправде"
художником Веприковым как "жалкий подражатель Запада" (1987).
После
серии статей Черезова о рок-культуре (в задружившей было с неформалами "Комсопле")
его фамилия была внесена в "чёрный список" органов КПСС-ВЛКСМ. Устраивая
в 88-м выставку альтернативных художников в музее комсомольской славы, обкомовцы
уговорили соратников Черезова (Агаева, Машковцева и Крысова) убрать его абстрактные
полотна из экспозиции…
Помню,
как в 86-м он пришёл в литературный клуб "Верлибр", заседавший в ДК
"Авангард", и привёл с собой поэтов Олега Чарушина, Георгия Антонова
(Андрея Абдуллина) и Сергея Шуклина. Квартет стал радикальным ("экстремистским")
крылом "Верлибра", вызывая порой оторопь умеренных - Светланы Сырневой
и Сергея Ухова. Но и они признавали, что Черезов читает свои стихи бесподобно,
"гениально". Он скромно выходил на сцену и обрушивал в зал глоссолалию
- бурный поток звуков, подкрёпленных стихийными жестами и сомнамбулической мимикой,
а в конце всегда небрежно говорил: "Вот такая штучка…" Публика - в восторге.
Об
чём стихи, можно было догадаться только при прочтении их на бумаге. Цитирую фрагмент:
"я был не здесь, когда я был в Париже / я помню койка санитары лыжи / ведро
с водой околыши фуражек / почтовый поезд мессершмит овражек / визг нянечки замотанной
в тулуп / нашедшей крест в моей ладони; глуп / конечно был - забрёл туда / лишь
только потому, что и не знал куда / вообще иду я - родственник Сократа / и не
Париж там был а пятая палата"…
На
островах циклопов и сирен
|
.Алекс Черезов в Германии. 1993 |
22 апреля
88-го Лёша забрёл на первую в Кирове несанкционированную демонстрацию и в авангарде
колонны (на пару с соратником по "Верлибру" и анархистскому кружку Сергеем
Бачининым) возложил цветы к каменному Ленину у обкома. Неформалы шли под лозунгами,
которые намалевал Черезов гуашью (на моей квартире).
Потом
стал отлучаться из Вятки на арт-тусовки в Москву. А в 91-м по приглашению подружки
(дочери Бориса Березовского Лизы, студентки Гёте-института) уехал в Германию.
Три года Лёша продлевал там вид на жительство, мотивируя свое нежелание возвращаться
августовским путчем, страхом перед репрессиями, намерением жениться на немке.
За
первое германское полугодие он растратил свои советские сбережения и был вынужден
пойти на чёрную работу: колол дрова, ремонтировал квартиры, чистил конюшни - и
одновременно писал. Спустя год вошёл в союз тамошних художников под Нюрнбергом
- и поехало: совместные выставки, фестивали, экшны…
Его
картины, подписанные псевдонимом Alex Russ, активно покупались бюргерами (впятеро
дороже, чем в Кирове, но втрое дешевле картин немецких художников). "Живопись
- это у них немодно, - говорил тогда Алекс. - Арт-богема давно ушла в создание
объектов, инсталляций, виртуала. А я для них - экзотика, как африканский художник,
рисующий крокодилов под пальмами. У немцев всё идет от ума, у меня - от сердца.
На Западе я подвинулся в сторону экспрессионизма, фигуративности, примитива, детских
и наскальных рисунков - и слил всё это в единый стиль (кич), синтез знаков всех
времён и народов".
Он
мечтал стать фигурой типа Пикассо и жить в Испании, но пришлось вернуться в Россию
- продлевать просроченный загранпаспорт. И всё же на Запад Алекс не уехал - стал
патриотом: "В Германии я воочию убедился, что в любом нашем ханыге присутствует
духовно-исторический пласт русской культуры, а в каждом благонамеренном бюргере
- лишь временно нажитое с помощью янки и русских ресурсов местечковое благоденствие".
На
десятилетие он завис в московском андеграунде. Об этом мы прочтём в его романе
"Provocation Г". Зная Алекса, я уверен: не скоро!
|
Черезов
куёт скульптуру "Ленин на Чернобыльской АЭС". 2007 |
Вятка
- столица Итаки
Итак,
на Итаку вернулся Улисс, на круги свои ветер. В городе Вятке с большими мытарствами
Алекс открыл в марте 2007-го частную галерею "ИНТЕР-АРТ" (Центр Актуального
Искусства). По сути, это попытка возрождения вятского андеграунда, коммерчески
забитого агрессией гламура и официального искусства. Попытка с учётом московского
опыта Алекса.
На
открытии была презентована выставка "Alter Ego" ("Другое я").
Другое искусство, другая Россия - то есть альтернатива тотальной бюрократизации
общества. Алекс устроил в галерее что-то вроде музея стильной одежды андеграунда,
вывезенной им из Москвы. Думает вместить сюда и стеллажи с буккнигой, и коллекцию
дисков с "неформатной" музыкой. Типа клуб для любителей нонконформистской
- антибуржуазной - культуры.
В
последнее время Черезов, по его словам, пытается отыскать философский камень -
"рецепт бытия для любого этноса". Пересматривая историю, он пришел к
выводу, что в раннем Средневековье люди верили в единого Бога и только позже разделились
на христиан, иудаистов и мусульман. Идея Алекса: "Во избежание религиозного
фанатизма и вражды народов надо вернуться к общему корню - единобожию - через
общечеловеческие ценности, сделать акцент не на религиозном, а на философском
осмыслении бытия".
Дай
Бог ему единый направить заблудшие народы на путь истинный! Аминь.
Михаил
Коковихин
Черезов
Алексей Владимирович род.
2.09.1960 в Кирове в семье коммунистов - преподавательницы ПТУ и журналиста. Два
курса политеха. Вольнослушатель Кировского художественного уч-ща (у Жолобова,
Румянцева, Брайловского, 1981-84). Работал главхудожником ДК ХХ партсъезда и Дома
офицеров. В 1983-88 подвергался преследованиям КГБ. Член Вятского литклуба "Верлибр"
с 1986 года. Печатался в cамиздате и в рижском журнале "Родник" № 8
за 1987 год. В 1991-94 работал в Германии. В 1995-2005 - в Москве. Сейчас живёт
в Кирове. Гендиректор вятской галереи "ИНТЕР-АРТ" (2007 - лето 2008).
Третья жена - в Москве, взрослая дочь от первого брака - в Кирове. Пристрастия:
Лев Гумилёв, Поллок, Уорхол, Херринг.
"Вятская особая газета" 12.04.2007, № 14
|
Алекс Черезов и художница
Мария Вачевских на открытии галереи "Интер-арт". В центре - картина
Алекса "Спираль". 16.03.2007. Фото Е. Михалёва |
|
Алекс Черезов. Спираль. 2007.
Оргалит, смеш. тех. |