Проблема
живописной цитаты
в фильме
"Андрей Рублёв" Андрея Тарковского
Фрагмент
дипломной работы Елены Беляевой, защищённой под руководством
киноведа Сергея Добротворского в ЛГИТМиКе
|
Андрей Рублёв
на фоне иконостаса Успенского собора во Владимире. Кадр из фильма
|
На первый взгляд,
чёрно-белое киноизображение жизни художника в суровом пятнадцатом
веке и сияющий живописными красками финал фильма "Андрей Рублёв"
есть некое противопоставление действительности и искусства. Кажется,
что средствами кино воссоздана реальность далёкого от нас времени,
а потом показано, как она преломилась в сознании живописца. Но это
верно лишь относительно, так как именно произведения Рублёва стали
отправной точкой для художественных поисков кинорежиссера Тарковского.
После Рублёва и с учётом его взгляда - взгляда живописца - на мир
создал режиссёр своё кинопространство.
Если внимательнее
вглядеться в экран, то фрески и иконы Успенского Владимирского собора
и другие произведения Рублёва, преподнесённые нам в финале фильма,
словно вырастают из предшествующих сцен. Движением камеры (вглядыванием
в детали, будь то гармония цвета или плавное течение линий, соотношение
силуэтов), расставлением нужных режиссёру акцентов, весь этот сложный,
многозначный и многопредметный мир художника как бы подводит "живописный"
итог тому, что средствами киноизображения рассказывал Тарковский.
Очевидно, что
в самой ткани фильма есть "прямые цитаты". Фрески и иконы
включены в кадр как часть среды обитания героя, и это закономерно:
речь идёт о художнике, многие события происходят в храме. В финале
произведения живописи приближены к зрителю, нам дана возможность вглядеться
в них более основательно.
Жанр фильма,
базируясь не только на литературном, но и живописном принципе, оказывается
близок фреске. По своей сдержанной палитре (чёрно-белый фильм с множеством
оттенков серого, подчёркнуто рельефным изображением под стать лепным,
белёным стенам русских храмов), по монументальности композиции, по
степени напряжённости жизни в кадре. В этой фреске угадываются рублёвские
образы, отражённые благодаря возможностям кино в их движении во времени
и в пространстве.
|
Андрей Рублёв и Феофан Грек
|
Лица Андрея Рублёва
(Анатолий Солоницын), его предшественника и учителя Феофана Грека
(Николай Сергеев), его товарища Даниила Чёрного (Николай Гринько)
напоминают лики святых апостолов. Мизансцена воображаемого Андреем
диалога с умершим учителем построена таким образом, что оба её участника
находятся по одну сторону от камеры, передвигаясь только параллельно
плоскости экрана, на нейтральном фоне - это максимально сокращает
глубину кадра, подчёркивает графичность изображения.
|
Фома в фильме и Ангел на фреске
Рублёва
|
Фигура бегущего
Фомы (Михаил Кононов), в тот момент, когда его настигает стрела монгола,
теряет резкие очертания, продолжает плавное движение, окутанная светом.
Этот силуэт со стрелой лишь на долю мгновения повторяет очертания
Трубящего Ангела, возвещающего о приближении Страшного суда на фреске
Андрея Рублёва.
|
Мария Магдалина в фильме "Андрей
Рублёв" и на иконе "Воскрешение Лазаря"
|
В эпизоде Крестного
хода, навеянном спором Андрея с Феофаном Греком, склонившаяся к ногам
Христа Мария Магдалина (Ирина Мирошниченко), застывшая в профиль,
похожа на Марию с рублёвской иконы "Воскрешение Лазаря".
Этот ряд можно продолжить. Дерево, виднеющееся в проёме входа в Успенский
собор, стоящее в дымке тумана, словно оторванное от всего, что его
окружает, хочется сравнить с Деревом "Троицы", а коней,
пасущихся на горизонте, - с теми "земными тварями", что
включены в пространство иконы "Рождества Христова".
|
Дерево в фильме и на иконе Рублёва
|
Тарковский не
ограничивает себя обращением только к древнерусской живописи. Вот
в развороте фигур большого и малого князей, в их братском, а по сути
со стороны малого, предательском поцелуе прочитывается евангельский
мотив и едва уловимые связи с иконой Троицкого собора "Омовение
ног", а более реальные - с фреской Джотто "Поцелуй Иуды".
|
Поцелуй у Тарковского и у Джотто
|
В кадрах встречи
войска малого князя с Ордой Хана, в многофигурной композиции, передающей
их стремительное, сначала встречное, а потом единое движение, вдруг
проступают черты картины передвижника Сурикова "Покорение Сибири
Ермаком". Более серьёзно передвижники повлияли на эпизод, в котором
отливают колокол. Огненные трещины, проступившие в коре земли, её
мощное, жаркое дыхание, фигуры рабочих с напряжёнными жилами на крючковатых
руках - всё это в стилистике, близкой художникам-реалистам конца девятнадцатого
века.
|
Бориска (Николай Бурляев) и "Кочегар"
Николая Ярошенко (1878)
|
А русский пейзаж
с размытой дорогой или с жужжащим пчёлами гречишным полем, на фоне
которого Рублёв переживает мучительную неуверенность в своём праве
приступить к творению (только чистой душой, только любовь и красоту)
- этот пейзаж похож на картины Алексея Саврасова, Фёдора Васильева
и др.
|
Дорога в гречихе (кадр из фильма)
и "Дорога во ржи" Григория Мясоедова (1881)
|
Григорий Померанц
в своей статье, посвящённой созданным в России фильмам Тарковского,
в качестве недостатка картины называет отсутствие в ней самого Рублёва:
"Рублёв только назван" (Померанц Г. Зримая святость. //
Искусство кино. 1989. № 10, с. 36). В образе, созданном Анатолием
Солоницыным, автор статьи видит черты интеллигента более позднего
времени. Более того, сама поэтика картины говорит о стремлении режиссёра,
вступая в "диалог" с культурой Древней Руси, попытаться
освоить её с позиций современного понимания сущности культуры.
Один из великих
художников Высокого Возрождения, любимый Тарковским и впоследствии
неоднократно им цитируемый Леонардо да Винчи, называл живопись зеркалом.
Отражение земной красоты и красоты человека, разнообразие её форм
- основная функция искусства Нового времени. Русское же Предвозрождение
- перестройка культуры пятнадцатого века - проходило под влиянием
исихазма. Путь человека к единению с Богом не был возможен без созерцания
нетленной красоты, которая есть не человеческое, а божественное творение.
Неслучайно в пятнадцатом веке широкое распространение в русской культуре
получила платоновская идея нетленной красоты, с её пониманием всего
сущего на Земле как отблеска идеи (люди - тени идеи, писать нужно
идеи, а не вещи - тени теней).
В прологе фильма
дерзнувшему преодолеть притяжение Земли удаётся это лишь на краткий
миг. Средства его примитивны. Вслед за пронзительным ликованием: "Ле-тю-у-у…"
- приземление и молчание. Режиссёр знает, что существует иной способ
выхода за пределы времени, за пределы земного бытия. И он доступен
Рублёву.
Насколько возможно
подобное средствами кино? Тарковский в "Лекциях по кинорежиссуре"
говорил о том, что одна из важнейших задач режиссёра заключается в
том, "чтобы создать свой индивидуальный поток времени, передать
в кадре своё ощущение его движения, его бега". В "Андрее
Рублёве" нас настигает дыхание истории, размеренное и мощное.
Тарковский стремится к использованию объективной точки зрения. Она
кажется ему более естественной. Определённое остранение достигается
и за счёт того, что события показаны подробно. Время в кадре близко
реальному. Эмоциональный удар длится столько времени, сколько необходимо
для его переживания и возможного остранения. В кадр включены реалии,
которые могут не иметь явной связи с фабулой фильма. Используя слова
Зигфрида Кракауэра: эти кадры "ассоциируются и с контекстами,
не относящимися к событиям, воссоздаваемым в фильме. Их кинематографичность
как раз и заключается в недосказанности, позволяющей им раскрыть все
свои психологические соответствия. Отсюда и пристрастие обладающих
тонким чувством кинематографа режиссёров и критиков к изобразительному
материалу чисто символического характера" (Кракауэр З. Природа
фильма: Реабилитация физической реальности. М., 1974, с. 107-108).
Так, например,
сцена ослепления художников, данная почти в реальном времени, заканчивается
кадром с опрокинутой в ручей фляжкой - молоко размывается, растворяется
водой (здесь возможен любой ассоциативный ряд). Затем всплеск эмоций.
Звук опрокинутого ведра - на белой стене опрокинутые разводы краски.
Истерика Андрея сменяется бесстрастным голосом подростка: Серёга читает
Писание. Входит юродивая, плачет, размазывая краску руками. В проёме
дверей - дерево, то самое, что из "Рождества Христова" или
"Троицы". Режиссёр позволяет себе отсылку к тексту живописного
произведения, возникающего в финальных кадрах фильма.
Реальность в
фильме воссоздана с максимальной точностью деталей, которые её составляют.
И эта реальность историческая.
Фильм состоит
из семи частей, имеющих не только самостоятельное название, но и точную
историческую дату: "Скоморох. 1400 г.", "Феофан Грек.
1405 г.", "Страсти по Андрею. 1406 г.", "Праздник.
1408 г.", "Страшный суд. 1408 г.", "Набег. 1408
г." и "Колокол. 1423 г.". Вместе с тем, помимо времени
хроникального, для Тарковского оказывается важным и другой его отсчёт:
события первой части происходят осенью, второй - зимой, третьей -
весной, четвёртой - летом, и т. д. В части "Колокол" мы
видим смену времён года от весны - к лету и осени. Календарное время
имеет замкнутый цикл. С точки зрения средневекового человека у каждого
из времён года есть своё символическое значение: зима - время предшествующее
крещению Христа; весна - крещение, обновление человека на пороге его
жизни, воскресение Христа; лето - вечная жизнь; осень - символ последнего
суда, жертва Христа в последние дни мира, сбор посеянного (Лихачёв
Д. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979).
Режиссёр использует
эту символику для того, чтобы оставаясь верным конкретным историческим
реалиям, показать события, имеющие и внеисторическое, непреходящее
значение. Если учесть, что в стилистике картины можно обнаружить влияние
искусства, условно говоря, "от Рублёва до Репина", то становится
очевидным, что Тарковский преподносит нам русскую историю в спрессованном
виде, выбирая период, наиболее точно отразивший её вечную страду.
И этот отрезок он разворачивает перед нами вечным конфликтом между
художником и его временем, между искусством и действительностью.
В качестве подтверждения
данного предположения может служить и тот факт, что наиболее условным
персонажем ("Рублёв только назван") является сам художник.
Странствующий философ - скорее наблюдатель происходящего, чем его
участник. Процесс создания произведения искусства воспроизведён лишь
в последней части картины "Колокол", по своей стилистике
наиболее близкой к живописи конца девятнадцатого века, то есть наиболее
близкой к нам по времени.
|
Князь (Юрий Назаров) и иностранные
послы
|
Пространство
фильма также имеет несколько координат. Это пространство культуры:
Река - время, метафора водораздела, протекает между язычниками и христианами,
между восточными племенами и русской землёй. И эти границы неоднократно
пересекаются, звучит иноземная речь, демонстрируется реакция представителей
иной культуры на русскую. Иностранные послы - итальянцы (Рим - центр
европейской цивилизации) со снисходительным любопытством следят за
работой мастеров колокольного дела. Русские, в свою очередь, оценивают
их "чудные костюмы". "Красив Владимир!" - говорит
Хан. Татарская речь звучит в русском храме. "Вы уйдёте, а мы
опять всё построим", - отвечает завоевателям Пафнутий. Пространство
фильма прочитывается как Россия, находящаяся между Востоком и Западом.
|
Князь и Хан
|
Тарковский рассматривает
русскую культуру как явление, существующее в непрерывном диалоге с
другими типами культуры, в их взаимосвязи и взаимовлиянии. "Мне
кажется, что Тарковский после безумно смелой попытки направить объектив
прямо на небо, понял, что небо не так легко даётся…", - написал
Г. Померанц о фильме (Померанц Г. Зримая святость // Искусство кино.
1989. № 10). Мне же кажется, что режиссёр, в период работы над картиной
сказавший: "К религии я отношусь терпимо", - находился на
другой оси координат, в которой акт творчества есть свободное движение
души художника, соприкасающейся с разными явлениями бытия. Неслучайно
монтаж произведений Рублёва в финале фильма был призван доказать,
что художник-творец способен соединить в своих работах всё: земное
и небесное, временное и вневременное.
Цитируемая в
фильме рублёвская фреска "Страшного суда" в Успенском соборе
во Владимире потрясает полнотой картины мира. "…Могучие фигуры
ангелов властным трубным звуком вверх и вниз призывают к престолу
Всевышнего всю тварь небесную и земную. Движимые этим призывом, стремятся
вперёд и ангелы, и люди, и звери" (Трубецкой Е.Н. Три очерка
о русской иконе. М., 1991). Но символика икон и фресок Рублёва, в
том смысле, который имеют они в рамках религиозного сознания, всё-таки
осталась за пределами фильма Тарковского. Цитаты в тексте произведения
превратились в метафоры, имеющие своей целью уподобление, основанное
на живом и непосредственном восприятии мира.
|
Путь художника: полёт на небо, шествие на Голгофу,
создание иконы Спаса
|
Так эпизод шествия
Христа на Голгофу воспринимается как прямая аналогия: "крестный
путь" художника сопоставлен со страданиями Богочеловека в его
земном бытии. Скорее всего, создавая свою "вторую реальность",
Тарковский направлял объектив кинокамеры не "прямо на небо",
а на не меркнущий в веках феномен явления Рублёва, во всём комплексе
его историко-культурных традиций. Фильм заканчивается кадром: в серой
дымке, вдали пасутся кони - образ, соединивший в себе и реальность
жизни, и условность искусства, как это возможно только в кино.
1991
Елена Беляева
Первая публикация:
Беляева Елена Леонидовна. Дневник Генриетты Смелянской [Текст] : повесть,
рецензии, эссе / Е. Л. Беляева - Киров (Вятка) : Бинокль, 2018. (ООО
"Кировская областная типография") - 276 стр. : ил.
|
Обложка, корешок и задник книги
|
|
Концепция и схема дипломной работы
об Андрее Тарковском выпускницы Ленинградского гос. института
театра, музыки и кино (ЛГИТМиК) Елены Беляевой, написанные рукой
преподавателя Сергея Добротворского
|