Нас
оптимизируют, а мы крепчаем
23 мая 2018 года в городской библиотеке имени Пушкина клуб "Вятчане" общественной организации "Возрождение Вятки"
устроил презентацию книги Елены Беляевой "Дневник Генриетты Смелянской"
(Вятка, издательство "Бинокль")
|
Елена Беляева начинает презентацию в Пушкинском зале с титульного
листа. 23.05.2018
|
|
Александр Котов рекламирует "Вятскую газету"
(ежемесячное издание региональной общественной организации "Возрождение
Вятки", тираж 50500), где он главный редактор. 23.05.2018
|
В клубе "Вятчане"
под руководством полковника запаса Александра Котова возрождают Вятку.
Или пытаются это сделать. Майским вечером возрождали вятский театр.
Театровед и журналист Елена Беляева рассказала почти полусотне собравшихся
о славных страницах театрального прошлого, зафиксированных в её газетно-журнальных
рецензиях 1990-2000-х годов, вошедших сейчас в книгу.
Спектакли облдрамтеатра
имени С.М. Кирова под руководством Евгения Степанцева, Кировского
ТЮЗа (Театра на Спасской) эпохи Александра Клокова, Театра кукол времён
Вадима Афанасьева, авангардные постановки Юрия Ардашева "Три
сестры" и "Моцарт и Сальери" - всё это было в своё
время интереснее и точнее других критиков отрецензировано Еленой Беляевой.
И представлено на вечере. Фотопортретами и весомыми словами вспомнила
она о Степанцеве, который "гнул свою линию", о психологическом
театре Клокова и его соавторах - выдающихся сценографах Станиславе
Бенедиктове и Кирилле Данилове, замечательных актрисах Ольге Симоновой
и Марине Карпичевой, завлитах ТЮЗа Владимире Урине (ныне гендиректоре
Большого театра), Александре Коровине (к тому же отличном актёре),
Михаиле Угарове (основателе Театра.doc, недавно безвременно скончавшемся).
Иных уж нет...
|
На обложке книги - акварель Беляевой "Дорога
к саду" и фотопортрет автора во дворе Ленинградского госинститута
театра, музыки и кино (Кировская областная типография, тираж
40 экз., 276 страниц, включая 20 цветных стр. акварелей и фотографий
Елены)
|
По словам Елены
Леонидовны, Генриетта Смелянская - это её псевдоним под некоторыми
материалами тех ещё лет в газете "Вятский наблюдатель",
журналах "Товар - Деньги - Товар" и "Бинокль".
От лица вымышленной героини с этими именем и фамилией написана авантюрно-сатирическая
повесть "Дневник Генриетты Смелянской" - о похождениях искусствоведа
в городе Вятке в эпоху оптимизации. Повесть была опубликована в "Вятской
особой газете" в 2007 году, а сейчас - в новой редакции и с новыми
картинками автора - приобрела каноническую форму в одноимённой книге.
|
Страница с началом дневника. Гета ещё и рисует
в блокноте с пружинкой
|
Молодая героиня,
называющая себя Гетой, сначала мается в рекламной фирме некоего Гершензона
(до увольнения), потом под давлением своего голодного кота Котюни
пускается во все тяжкие: соглашается на предложение галериста Котофеева
поработать в его галерее "Арт-Актуал", пишет сценарий сериала
для столичной кинофирмы и закручивает рискованный роман с непонятным
майором, похожим на сербского композитора и музыканта Бреговича.
Однако галерея превращается в притон, кинофирма - в криминальную,
а майор - в следователя, подозревающего Гету-Генриетту в участии
в преступной схеме по отмыванию денег: Тель-Авив - Москва - Вятка.
Куда бедному
искусствоведу податься? К докторам Менгеле, в санаторий, на недельный
сеанс анабиоза и психотерапии во сне. Кого-то выбирают римским папою,
кого-то запирают в тесный бокс. И там мы увидим небо в алмазах?
Повесть ярко
живописует процесс криминализации бизнеса - и невостребованность гуманитарных
профессий в России. Впечатляют и забавные политические детали нулевых
годов, типа: "Без звука крутится телик. Лучше не слышать,
как "Яблоко" в каких-то регионах не допускают до выборов.
Явлинский уже перезрел, а ему аж 15 лет не дают осуществить "500
дней".
|
Александр Котов фотографирует. Слева - Владимир
Васильев, председатель региональной общественной организации
"Возрождение Вятки" (её девиз - "Вернём родное
имя нашему городу!"). 23.05.2018
|
|
Выступление Елены Беляевой - это песня! 23.05.2018.
Фото Александра Котова
|
После темы "О
театре" автор кратко прошлась на вечере и по другим разделам
книги: "О кино" (рецензии на фильмы Трюффо, Тарантино, Бессона,
Муратовой, Сокурова и др.), "Эссе" (архитектура Вятки, стиль
нового поколения, особинка вятской глубинки, садоводство как феномен
вятского менталитета). Аплодисменты.
Продолжая программу,
выступили новый худрук облдрамтеатра Евгений Ланцов, руководитель
литклуба "Молодость" Николай Пересторонин, а под занавес
Татьяна Клестова спела романсы под аккомпанемент пианиста Станислава
Хусаинова. Слушатели оценили, а уходя, купили несколько экземпляров
книги, дороговатой для беднеющей год от году интеллигенции (по 500
р.), зато (скажу по секрету) вполовину себестоимости.
Михаил Коко
(текст и фото)
Елена Леонидовна
Беляева - уроженка города Кирова-Вятки, выпускница Ленинградского
института культуры (1984) и Ленинградского института театра, музыки
и кино (1992, искусствовед), ученица известного киноведа Сергея Добротворского.
Преподавала в Кировском колледже культуры, работала обозревателем газеты
"Вятский наблюдатель", корреспондентом редакции новостей "Гранд
ТВ", редактором М-студии ГТРК "Вятка". Один из сценаристов
фильмов цикла "Как устроена Россия" (2001), "Мир"
и "Мирный" (2003, цикл "Территория") и др. Член
совета вятского киноклуба "Сталкер" (1985-1995). С 1999 -
редактор вятского культурного журнала "Бинокль" (binokl-vyatka.narod.ru).
Автор статей про "особинку вятской глубинки", театральных
и кинорецензий, а также сатирической повести "Дневник
Генриетты Смелянской" и одноимённой книги (изд-во "Бинокль",
kokohallo@gmail.com, 2018). Страница Беляевой в ФБ: https://www.facebook.com/elena.belyaeva.16,
"ВКонтакте": https://m.vk.com/id20464803.
E-mail: belyaeva.editor@mail.ru
|
Финальная страница рецензии Елены Беляевой
на спектакль Степанцева "Корсиканка"
|
|
Финальная страница рецензии на спектакль Клокова
и Данилова "Гамлет"
|
|
Начало статьи Беляевой про эстетику Клокова
|
|
Худрук Евгений Ланцов обещает усилить и улучшить
работу облдрамтеатра на всех уровнях. 23.05.2018
|
|
Поэт и прозаик Николай Пересторонин: стихи о
чём-то большем. 23.05.2018
|