Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Нас оптимизируют, а мы крепчаем

 

23 мая 2018 года в городской библиотеке имени Пушкина клуб "Вятчане" общественной организации "Возрождение Вятки" устроил презентацию книги Елены Беляевой "Дневник Генриетты Смелянской" (Вятка, издательство "Бинокль")

 

Елена Беляева начинает презентацию в Пушкинском зале с титульного листа. 23.05.2018

 

Александр Котов рекламирует "Вятскую газету" (ежемесячное издание региональной общественной организации "Возрождение Вятки", тираж 50500), где он главный редактор. 23.05.2018

В клубе "Вятчане" под руководством полковника запаса Александра Котова возрождают Вятку. Или пытаются это сделать. Майским вечером возрождали вятский театр. Театровед и журналист Елена Беляева рассказала почти полусотне собравшихся о славных страницах театрального прошлого, зафиксированных в её газетно-журнальных рецензиях 1990-2000-х годов, вошедших сейчас в книгу.

Спектакли облдрамтеатра имени С.М. Кирова под руководством Евгения Степанцева, Кировского ТЮЗа (Театра на Спасской) эпохи Александра Клокова, Театра кукол времён Вадима Афанасьева, авангардные постановки Юрия Ардашева "Три сестры" и "Моцарт и Сальери" - всё это было в своё время интереснее и точнее других критиков отрецензировано Еленой Беляевой. И представлено на вечере. Фотопортретами и весомыми словами вспомнила она о Степанцеве, который "гнул свою линию", о психологическом театре Клокова и его соавторах - выдающихся сценографах Станиславе Бенедиктове и Кирилле Данилове, замечательных актрисах Ольге Симоновой и Марине Карпичевой, завлитах ТЮЗа Владимире Урине (ныне гендиректоре Большого театра), Александре Коровине (к тому же отличном актёре), Михаиле Угарове (основателе Театра.doc, недавно безвременно скончавшемся). Иных уж нет...

На обложке книги - акварель Беляевой "Дорога к саду" и фотопортрет автора во дворе Ленинградского госинститута театра, музыки и кино (Кировская областная типография, тираж 40 экз., 276 страниц, включая 20 цветных стр. акварелей и фотографий Елены)

По словам Елены Леонидовны, Генриетта Смелянская - это её псевдоним под некоторыми материалами тех ещё лет в газете "Вятский наблюдатель", журналах "Товар - Деньги - Товар" и "Бинокль". От лица вымышленной героини с этими именем и фамилией написана авантюрно-сатирическая повесть "Дневник Генриетты Смелянской" - о похождениях искусствоведа в городе Вятке в эпоху оптимизации. Повесть была опубликована в "Вятской особой газете" в 2007 году, а сейчас - в новой редакции и с новыми картинками автора - приобрела каноническую форму в одноимённой книге.

Страница с началом дневника. Гета ещё и рисует в блокноте с пружинкой

Молодая героиня, называющая себя Гетой, сначала мается в рекламной фирме некоего Гершензона (до увольнения), потом под давлением своего голодного кота Котюни пускается во все тяжкие: соглашается на предложение галериста Котофеева поработать в его галерее "Арт-Актуал", пишет сценарий сериала для столичной кинофирмы и закручивает рискованный роман с непонятным майором, похожим на сербского композитора и музыканта Бреговича. Однако галерея превращается в притон, кинофирма - в криминальную, а майор - в следователя, подозревающего Гету-Генриетту в участии в преступной схеме по отмыванию денег: Тель-Авив - Москва - Вятка.

Куда бедному искусствоведу податься? К докторам Менгеле, в санаторий, на недельный сеанс анабиоза и психотерапии во сне. Кого-то выбирают римским папою, кого-то запирают в тесный бокс. И там мы увидим небо в алмазах?

Повесть ярко живописует процесс криминализации бизнеса - и невостребованность гуманитарных профессий в России. Впечатляют и забавные политические детали нулевых годов, типа: "Без звука крутится телик. Лучше не слышать, как "Яблоко" в каких-то регионах не допускают до выборов. Явлинский уже перезрел, а ему аж 15 лет не дают осуществить "500 дней".

Александр Котов фотографирует. Слева - Владимир Васильев, председатель региональной общественной организации "Возрождение Вятки" (её девиз - "Вернём родное имя нашему городу!"). 23.05.2018
Выступление Елены Беляевой - это песня! 23.05.2018. Фото Александра Котова

 

После темы "О театре" автор кратко прошлась на вечере и по другим разделам книги: "О кино" (рецензии на фильмы Трюффо, Тарантино, Бессона, Муратовой, Сокурова и др.), "Эссе" (архитектура Вятки, стиль нового поколения, особинка вятской глубинки, садоводство как феномен вятского менталитета). Аплодисменты.

Продолжая программу, выступили новый худрук облдрамтеатра Евгений Ланцов, руководитель литклуба "Молодость" Николай Пересторонин, а под занавес Татьяна Клестова спела романсы под аккомпанемент пианиста Станислава Хусаинова. Слушатели оценили, а уходя, купили несколько экземпляров книги, дороговатой для беднеющей год от году интеллигенции (по 500 р.), зато (скажу по секрету) вполовину себестоимости.

 

Михаил Коко (текст и фото)

 

Елена Леонидовна Беляева - уроженка города Кирова-Вятки, выпускница Ленинградского института культуры (1984) и Ленинградского института театра, музыки и кино (1992, искусствовед), ученица известного киноведа Сергея Добротворского. Преподавала в Кировском колледже культуры, работала обозревателем газеты "Вятский наблюдатель", корреспондентом редакции новостей "Гранд ТВ", редактором М-студии ГТРК "Вятка". Один из сценаристов фильмов цикла "Как устроена Россия" (2001), "Мир" и "Мирный" (2003, цикл "Территория") и др. Член совета вятского киноклуба "Сталкер" (1985-1995). С 1999 - редактор вятского культурного журнала "Бинокль" (binokl-vyatka.narod.ru). Автор статей про "особинку вятской глубинки", театральных и кинорецензий, а также сатирической повести "Дневник Генриетты Смелянской" и одноимённой книги (изд-во "Бинокль", kokohallo@gmail.com, 2018). Страница Беляевой в ФБ: https://www.facebook.com/elena.belyaeva.16, "ВКонтакте": https://m.vk.com/id20464803. E-mail: belyaeva.editor@mail.ru

 

Финальная страница рецензии Елены Беляевой на спектакль Степанцева "Корсиканка"

 

Финальная страница рецензии на спектакль Клокова и Данилова "Гамлет"

 

Начало статьи Беляевой про эстетику Клокова

 

Худрук Евгений Ланцов обещает усилить и улучшить работу облдрамтеатра на всех уровнях. 23.05.2018
Поэт и прозаик Николай Пересторонин: стихи о чём-то большем. 23.05.2018

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2018
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008