Нельзя
в театре лузгать семечки, или Воспоминания о будущем
Мысли по окончании театрального сезона в Кирове
|
"В
добрый час!" Виктора Розова в постановке Юрия Ардашева в Кировском облдрамтеатре
им. С.М. Кирова. kdt.kirov.ru |
Если
страшно вам, боитесь,
что невежественный зритель не оценит полновесно
ваших
тонких, острых мыслей, попечения оставьте!
Не заботьтесь! Страх смешон.
Здесь
сидит народ бывалый,
книгам каждый обучался, правду каждый разберёт.
Все
- испытанные судьи, изощрённые в ристаньях,
так не бойтесь, спорьте смело,
состязайтесь.
По заслугам зрители отплатят вам.
Аристофан
В
июле 2015 года на Вятке должна завершиться реорганизация системы управления культурой.
Вскоре вместо департамента начнет руководить министерство. Сколько их уже было
- перестроек, ускорений, реорганизаций, модернизаций "сферы культуры"
при нескончаемой оптимизации (читай: урезании финансирования и сокращении штатов)
- не сосчитать. Но надежда, как известно, умирает последней. И мы жаждем, наконец,
увидеть во главе дела заботливого профессионала культуры, а не очередного топ-менеджера
широкого профиля "из своих", от которого и культуры-то не требуется,
а важна только красивая отчётность "за своевременное освоение выделенных
ассигнований".
Это
не про персоналии - про систему!
Новые
лица - новый курс
|
gtrk-vyatka.ru |
Весь прошедший
сезон театры работали, зная, что денег не прибавится. Хотя в обоих драматических
театрах ситуация кардинально изменилась, пришли новые главные режиссёры. В Драме
афишу начал подписывать Юрий Ардашев, а в Театре на Спасской - Юлия Батурина.
Нельзя сравнивать их как художников, каждый режиссёр уникален так же, как незаменим
каждый актёр. Можно, с определённой долей вероятности, говорить об изменениях
курса драматических флагманов. Это видно по прокату, да и в СМИ информации достаточно.
Судьба театров волнует всех, Киров считается городом театральным, поэтому обоих
главрежей интервьюировали часто по поводу и без.
|
"В
добрый час!" в постановке Юрия Ардашева. kdt.kirov.ru |
Юрием
Ардашевым в завершающемся сезоне выпущено три спектакля: музыкальная сказка "Кот
в сапогах" по пьесе Владимира Ганзенко, драматическая комедия "В добрый
час" Виктора Розова и драматическая баллада "Не покидай меня" Александра
Дударева. Премьеры добротные, сделанные в привычной стилистике нашей Драмы и сразу
включённые администрацией в постоянный прокат. Яркое разнообразие афише сезона
придали гастроли "Школы современной пьесы" - в начале, и Пермского академического
Театр-театра - в завершение. В конце июня ещё ожидается приезд театра-фестиваля
из Санкт-Петербурга "Балтийский дом". В каком-то смысле чужие спектакли
компенсировали нехватку количества собственных премьер, на которые, по словам
руководства, не хватает финансирования. Но как бы с такой "экономией"
не пришла администрации крамольная мысль совсем перевести прокат на гастролёров!
Во всяком случае, возникло ощущение, что мы в сезоне больше чем своих, видим сторонних
актёров.
|
"Не
покидай меня" в постановке Юрия Ардашева. gtrk-vyatka.ru |
К немалому удивлению
тех, кто смаковал скандал на представлении коллективу нового главного и предсказывал
неминуемый взрыв, сезон в Драме - по крайней мере, внешне - прошёл спокойно и
тихо. Никаких дальнейших демаршей и демонстраций со стороны труппы не последовало.
И как ни хотелось молодой корреспондентке среди сезона, беря интервью покопаться
в закулисье, "жареного" не выявилось. По словам Юрия Ардашева, "обстановка
рабочая".
В
театре личные амбиции всегда подчинены общему делу. Конечно, каждый актёр в себе
должен быть уверен, он самый талантливый, он - та курица, что несёт золотые яйца.
Но при этом каждый твёрдо знает, что состояться он может только в спектакле. Только
общий ансамбль определяет реальную цену каждого. "Люби искусство в себе,
а не себя в искусстве" - на все времена останется главным законом внутренней
жизни живого театра. Очень хорошо, что мудрость и такт коллектива позволили в
сезоне сохранить именно рабочий настрой, не допустить срывов. Правда, системное
противоречие управления не разрешено, ситуация остается по-прежнему чреватой конфликтом.
Опять
- про систему, ничего личного.
Вся
власть профессионалу!
На
мой взгляд, исправно работавшие прежде институты "главных режиссёров"
так же, как и схема управления "директор - главный режиссёр", безвозвратно
остались в прошлом веке.
В
советской схеме управления театральным делом главный режиссёр и директор, как
в счастливой семье муж и жена, сходились по любви и на долгие годы. Неизвестно,
как бы сложилась судьба молодого Жени Степанцева, приехавшего в Киров после многолетнего
руководства театром Виталия Ланского, если бы не было рядом мудрого и очень театрального
директора Анатолия Александровича Дёмина. Все, работавшие в то время директора
понимали, что главный режиссер - это голова, а директор - шея. Лавровый венок
- на голову, топором - по шее. При этом умная голова никогда не подставит свою
шею, и никогда умная шея себе голову не будет выворачивать. Вместе работали долгие
годы, вместе переезжали из города в город. Хоть формально приказы по театру подписывал
директор, фактически осуществлялась воля главного режиссёра. К нему ехали актёры,
он распределял роли, приглашал на постановки сторонних режиссёров и художников.
Главный режиссёр, подписывая афишу, нёс персональную ответственность за уровень
своего театра. На реализацию его репертуарной политики директором направлялись
все ресурсы - кадровые, финансовые, административные. Двое делали одно дело -
заботились об актёрах, укрепляли их авторитет, и тем добивались успеха, поднимая
престиж своего театра и города.
Помним
прошлые триумфы кировских театров. Премия Ленинского комсомола в ТЮЗе, Государственная
премия в драмтеатре и его успешные гастроли в Москве и, наконец, участие нашего
ТЮЗа со спектаклем "Снегурочка" в 1984 году в международном форуме деятелей
детских театров мира - Ассамблее АССИТЭЖ. Только Кировский, Саратовский и Иркутский
областные ТЮЗы вместе со столичными театрами Москвы, Риги, Еревана, Ленинградским
им. Брянцева представляли мировому профессиональному сообществу уровень детских
театров СССР!
…Потом
перестройка, потом опять "до основанья, а затем"… И вот мы в нынешнем
сегодня "хотели, как лучше, а получилось - как всегда". В смутные времена
театрам удалось сохранить стабильность трупп и высокий потенциал только благодаря
многолетнему художественному руководству Евгения Степанцева, Александра Клокова,
Вадима Афанасьева.
Но
сегодня желающих брать на себя бремя воспитания труппы - перековки "террариума
единомышленников" в творческий коллектив - становится всё меньше и меньше.
Подвижничество не приносит дивидендов! Ныне выгоднее зарабатывать на разовых постановках,
проезжая по городам и весям и тиражируя свои "шедевры времён Очакова и покоренья
Крыма". За "идеологическую направленность репертуара" тоже больше
не платят. Свободы в театре стало много, а финансирование сократилось до минимума.
Стабильность в новых условиях могут обеспечить только полные залы, сформированная
самим театром постоянная зрительская аудитория.
Ныне
единоначалие в театре чиновниками отдано не главному режиссёру, а директору. Он
утверждает контракты с актёрами и режиссёрами, решает, за счёт чего будет создаваться
престиж театра и набиваться касса. Но - парадокс! Чем будут заполнены графы -
своими спектаклями, гастролёрами или "мероприятиями по случаю" - решает
администрация, но под сводной афишей по-прежнему стоит фамилия главного режиссёра!
Он, и только он, продолжает нести персональную ответственность за состояние труппы
и качество идущего репертуара. За малейшее снижение уровня именно ему, главрежу,
привычно пеняют и за кулисами, и из зала.
Две
головы повернуты в разные стороны. Нужен высокий профессионализм театральных руководителей,
чтобы не сломать сложившийся творческий уклад. "Директор театра" - арт-менеджер
- профессия такая же уникальная, как и "главный режиссёр". Но
пока не перестанут относиться к ней как к должности, на которую можно устроить
"своего человечка", Дягилевых на Вятке не появится. В системе управления
надо профессионалу, а не чиновнику со стороны вручать всю власть, наделять всеми
полномочиями! Художественный руководитель должен нанимать по контракту
директора-распорядителя, а не директор со стороны распоряжаться судьбой художников.
Практика театра
последних лет доказала эффективность именно такого единоначалия. После смерти
Георгия Александровича Товстоногова актёрская коллегия во главе с народным артистом
Кириллом Лавровым долгие годы успешно руководила БДТ. По этой же схеме управления
работал Вахтанговский театр под руководством народного артиста Михаила Ульянова.
Сегодня блестящий организатор театрального дела, народный артист Олег Табаков
собрал в МХТ им. Чехова и "Табакерке" блестящую труппу. Он не боится
приглашать на постановки режиссёров самых разных, подчас противоположных взглядов
и направлений. Этот рискованный творческий поиск привлекает самые разные категории
зрителей, уже много лет даёт в его театрах стопроцентную заполняемость. Так же
смело за руководство новыми московскими театрами берутся ученики Олега Табакова
- артисты Евгений Миронов и Сергей Безруков…
Поэтому
в начале сезона, когда часть труппы Кировского облдрамтеатра демонстративно ушла
с представления ей нового главного, ничего лично против Юрия Ардашева я в этом
не усмотрел. Ведь все понимают, что художественный лидер приказом не назначается,
им можно стать, только делом доказывая свою состоятельность долгие годы. "Театр
Степанцева", как это ни горько осознавать, без Евгения Кузьмича уже не возродить.
Впереди долгий и сложный путь новых исканий и проб с новыми режиссёрами. Поэтому
представляется, что активный протест труппы был направлен против двойственной
системы управления театром. Вместо одного художественного руководителя
опять возникало две головы - директор и главный режиссёр. Одновременное служение
двум богам - и музе, и копейке невозможно. Это неминуемо порождает нездоровый
ажиотаж: "против кого сегодня дружим?"
Конфликт
в сезоне удалось прикрыть, но "двухголовие" осталось. Боюсь, что дальнейшая
неопределённость положения труппы неминуемо приведёт к новым скандалам и взрывам.
|
gtrk-vyatka.ru |
Поворот на тюзятину?
Единственный
в городе театральный директор остался только на Спасской - засл. арт. РФ Владимир
Грибанов. Точно зная, "кто в театре главный", он создал Юлии Батуриной
все условия для её успешного вхождения в должность.
В
сезоне театр осуществил пять (!) постановок: "Собаки-якудза" Юрия Клавдиева,
"Дракон" Евгения Шварца, "Морозко" (по мотивам русской народной
сказки), "Приснись мне" (по мотивам трагической повести для театра "Эшелон"
Михаила Рощина), "Господа Головлёвы. Маменька" Ярославы Пулинович. При
этом четыре из пяти спектаклей поставлены непосредственно главным режиссёром.
|
Пьеса
Евгения Шварца под рукой Юлии Батуриной лишилась актуального подтекста |
Двадцать лет возглавляя
в Серове единственный городской театр, Юлия Батурина накопила, несомненно, свой
административный и творческий опыт. За спиной - 70 постановок, как со своей труппой,
так и в других периферийных театрах. Она чётко позиционирует себя как режиссёра
новой волны. В отличие от прежней режиссуры - интерпретаторов автора - эта новая
претендует только на собственное прочтение. Считается, что под себя можно ломать
и перекраивать любой драматургический материал, пусть при этом по смыслу он может
стать даже совершенно противоположен первоисточнику.
Поначалу
спектакли, появившиеся в репертуаре Театра на Спасской в результате творческого
тандема драматурга Пулинович и режиссёра Батуриной, радовали уже тем, что драматург
достаточно бережно относится и к Толстому, и к Салтыкову-Щедрину. И ещё повезло,
что режиссёр ставит для себя Ярославу Пулинович наравне с Шекспиром, поэтому не
позволяла себе активной ампутации текста. Шварцу и особенно Рощину повезло куда
меньше - пьесы "Дракон" и "Эшелон" урезаны и переделаны до
безобразия.
Имеет
режиссёр право на эксперимент? Несомненно!
|
gtrk-vyatka.ru |
Но к концу сезона
эксперименты Юлии Батуриной над юными зрителями начали вызывать грусть. Хотелось
режиссуры другого знака и другой культуры. Творческий потенциал Театра на Спасской
расходовался, к сожалению, на поделки. Кроме того, стал настораживать, поворот
на "тюзятину" прошлого века.
Один
пример. Ради новогодних каникул зачем-то было взято уже давно идущее в местном
театре кукол название - "Морозко". Добрая русская сказка переписана
в бессмысленный винегрет разных сюжетов, в который напиханы странные герои (вплоть
до Верки Сердючки!). Вкус "постановки" оказался ниже плинтуса пошлых
ток-шоу, которыми телевидение ежедневно зомбирует нашу молодёжь.
А
дальше - больше!
Ещё
в 1981 году Кировский ТЮЗ им. Н. Островского принципиально отказался от новогодних
утренников. Главное в театре - спектакль, а все "мероприятия" - это
забота домов культуры и сельских клубов. Но, вернувшись в Киров после долгого
отсутствия, я вдруг опять в родном театре с досадой увидел топтание вкруг ёлки
в тесноте фойе, и это почему-то называется "подарком Деда Мороза".
|
Финальная
премьера сезона стала триумфальной |
Какой
"подарок"?! Устроен был откровенный театральный чёс, когда играется
по два-три спектакля в день одного и того же названия. Это когда в короткое время
каникул надо успеть прогнать через конвейер "культурного обслуживания"
как можно большую "аудиторию". Практика захудалого клуба, о которой
приличные театры давно забыли, как о кошмарном сне.
Полагаю,
что если бы директор Владимир Грибанов, являясь много лет художественным руководителем
де-факто, был бы им де-юре - то есть сам бы подписывался под афишей - театр не
допустил бы этого скатывания от "Снегурочки-1984" к "Морозко-2015"!
Справедливости
ради стоит отметить, что ушедший 79-й театральный сезон на Спасской закрылся всё
же триумфально, достойной премьерой ("Господа Головлёвы. Маменька").
Труппа, как всегда, спасла положение. Так же, как и в Драме, победило дело, несмотря
на наметившийся и даже вышедший в публичное пространство конфликт между театром
и новым главным режиссёром. Очень обидно, что на смену радостным ожиданиям пришло
полное разочарование. Вопрос, "сможет ли сама Юлия Владиленовна продолжить
работу в нашем городе", после её скандального интервью на одном из кировских
интернет-порталов, повис в воздухе.
Неприятность
эту мы переживём
Есть
старая актёрская примета: "если в театре кто-то ест семечки - сборов не будет".
Объясняется просто - коль внутри перестают относиться к театру как к храму и начинают
хлопотать о коммерции, видя вместо детей "пятидесятирублёвиков", зритель
уходит. Каков поп - таков и приход! Если перестают заниматься делом и начинают
раскалываться на группы по принципу "против кого сегодня дружим" - склока
так же моментально передаётся через рампу. Успех театра только в духовном единстве
сцены и зала. Звучит вроде банально и пафосно, но на практике только "жизнь
человеческого духа" на сцене обеспечивает заполнение залов и даёт, в конечном
счёте, финансовую стабильность. Сегодня во всех театрах определённо требуется
художественное единоначалие.
Поэтому
естественным продолжением реформирования системы управления культурой должно стать
принятие закона "Об особом управлении театрами в Кировской области",
которым власть в театрах навсегда бы отдавалась профессиональному творчеству,
а не алчной коммерции. Кто персонально как Художественный руководитель
будет подписывать афишу того или иного театра, одним собранием, да и одним сезоном
не решишь - жизнь сама определит, "на деле Бог умудрит". Важно не спешить
"разрушать до основания", не "топтаться на костях", а слышать
друг друга, обязательно учитывая мнение не только "наших", но и зрительного
зала и всего театрального сообщества. Как бы ни упражнялись "ультрасовременные"
варяги в самовыражениях, нельзя в наших театрах опускать прежнюю столичную планку
художественных притязаний.
Хотелось
бы по-прежнему с доверием приходить на спектакли наших театров, приводить детей
и внуков. Много лет зная друзей-актёров, спешить на праздник. Актёр - профессия
радостная, и даже самые горькие беды наши театры умеют пережить с юмором. Смеёмся
- значит победим. Жизнь продолжается!
Юрий Бабин, театровед, театральный продюсер
10
июня 2015 г.