ЛАВ
плодотворящая
Главный
художник Театра на Спасской Лена Авинова творит всегда, творит везде
|
Авинова во всеоружии. Презентация выставки
"ЛАВ красное". 2007. Фото Т. Рыловой
|
|
Елена Авинова. Вятка - жопа мира. 2005. Бум.,
темпера. Выставка "Хармсусто!" (к 100-летию Хармса)
|
При виде Лены
мне почему-то вспоминается стих Николая Тихонова: "Праздничный,
весёлый, бесноватый, / С марсианской жаждою творить". Слово "бесноватый"
по отношению к Лене - лишнее, зато всё остальное - в точку.
Кроме того, что
она делала сценографию всех спектаклей Александра Клокова в XXI веке,
Авинова натворила ещё много чего - живопись, графику, объекты, инсталляции,
фотографии. Устроила массу выставок с перформансами, в том числе в
зале на Либкнехта - "Мир клетки", а в родном Театре на Спасской
- "Рыбыкамни", "Хармсусто!", "ЛАВ красное"
и пр. ЛАВ - типа "любовь" (англ.) - это первые буквы её
имени и фамилии.
Главреж Сан
Палыч нас заметил
|
Лена делает макет "Орфея и Эвридики".
2004. Фото Е. Самарина
|
Сценографом она
стала случайно. Отравленная эстетскими фильмами в киноклубе "Сталкер",
где её мама была председателем, Лена возлюбила синтез искусств - после
худучилища стремилась то в художники кино, то в книжные графики, то
в сценографы. Больше, чем Москва, привлёк Питер - с маху прошла творческий
конкурс в ЛГИТМиКе (переименованном в Академию театрального искусства)
- и в "Муху" на графика уже не порывалась.
После третьего
курса двинулась в Кировский ТЮЗ на Спасской - договариваться о преддипломной
практике через год. Главреж Александр Клоков и директор Ольга Симонова
посмотрели ленины работы: "Да, да, интересно". Вызов на
практику был обеспечен, но Клоков позвонил уже через две недели, предложив
оформить "Над пропастью во ржи".
Для спектакля
о юном герое Сэлинджера требовалась молодёжная эстетика, а 25-летняя
Лена как раз в ней варилась. Она придумала расписать задник весёленькими
граффити. После нашумевшей премьеры критики писали, что граффити Авиновой
списаны со стены Кировского молокозавода, но сама Лена уверяла, что
видела только московские и питерские. Образ неустойчивого пространства
вычерчивали на сцене две огромные балки - горизонталь и вертикаль,
которые то съезжались, то разъезжались, а в финале складывались чуть
ли не в христианский крест.
Так Александр
Клоков, потеряв в 97-м своего многолетнего соавтора - художника Кирилла
Данилова (и попробовав заменить его Степаном Зограбяном), обрёл в
2001-м нового - Лену Авинову. Конечно, живописное пиршество даниловской
сценографии, претендующей на самостоятельное произведение искусства,
незабываемо. У Лены - более строго, сурово, минималистично. Изменилось
время (условно говоря, распутинское на путинское, разгульное на режимное),
спектакли Клокова стали более горькими, жёсткими - и потребовали соответствующей
сценографии.
|
Елена Авинова. Макет
спектакля "Утиная охота". 2006 |
Жесть и глянец
По признанию
Лены, на неё в Питере повлияла сценография Александра Орлова, ученика
знаменитого Эдуарда Кочергина (оформителя спектаклей Товстоногова
и Додина). Жена Орлова - Ирина Чередникова - учила студентов Академии
искусству костюма. Теперь Орлов и Чередникова - признанные корифеи.
По Орлову, сценограф должен вникнуть в суть драматургии глубже, чем
режиссёр, и выразить её минимальными средствами, но максимально интересно,
а не примитивно. В том же духе работали Давид Боровский и Олег Шейнцис
- мастера визуальной метафоризации главной идеи спектакля.
В последней вятской
постановке Клокова - "Утиной охоте" - Авинова исходила из
пьесы Вампилова, где главное, по её мнению, - безвыходность: Зилов
существует в замкнутом пространстве, из которого нет пути. Из совмещения
охоты и тупика у Лены сам собой возник тир с мишенями. Для Клокова
была принципиальна фактура металла - в сценографии появились металлические
конструкции. Короче, жесть!
- Минимализм
нравился и Клокову, и мне, - говорит Авинова. - А если будут другие
режиссёры, могу сделать и пышный, зрелищный спектакль. Не люблю только
перебор: сценографии должно быть столько, сколько надо…
|
Елена Авинова. Двое. 2002. Бум., монотипия
|
После отъезда
Александра Павловича к семье в Москву - на Спасской появился худрук
Борис Павлович, и с ним Авиновой пришлось делать как раз зрелище -
"Собаку на сене" по Лопе де Вега (2007). Заданная режиссёром
игра в голливудские мюзиклы повлекла за собой пышные декорации и костюмы,
их частую смену, буйство цвета. Запомнилось. Но следующий спектакль
(по мифам Древней Греции) Павлович делает с художниками из Питера,
а Лене предложена молодёжная пьеса "Наивно. Супер" по норвежцу
Эрленду Лу.
Drang nach
Koenigsberg!
Вне театра Авинова
- свободный художник. Её энергия и разнообразие техник поражают. Такое
ощущение, что на какой-то одной манере она остановиться не хочет.
Я уже где-то формулировал: "У Елены - поиски стиля и смысла на
дорогах символики и декоративности". Что ищет Лена?
Её ответ: "Я
не одержима какой-то идеей. Иногда хочется чаю, иногда коньяку. Мне
нравится жизнь как игра. Но философией человека играющего не увлекаюсь.
Мне интересен человек, но не его изображение. Интересно изучать и
изображать мир вокруг человека - дома и предметы: на них - печать
человеческих рук".
Меня больше всего
зацепил триптих с Пьеро ("Пьеро святой", "Двое",
"Смерть Пьеро", 2002-04) - жутковатая живопись в духе экспрессионистов.
Что-то личное ленино читается и в инсталляции "Арлекин без Коломбины"
(2005), где в прозрачной башке Арлекина кто-то сидит (видимо, образ
Коломбины), а сам он в треуголке тоскует за столом с бутылками.
Работы эти вошли
в изданный менеджером Леонидом Сухотериным альбом "Молодые художники
Вятки 2007". Леонид Янкович и купил триптих с Пьеро (сразу, как
тот был создан). Признание известного коллекционера (и покровителя
молодых талантов) чего-то да стоит!
А летом 2007-го
Лена вместе с художницей-единомышленницей Татьяной Борисовой была
приглашена на неделю под Калининград (Koenigsberg) - на международный
фестиваль современного искусства "Разрушение и созидание"
в замке Инстербург (основан тевтонскими рыцарями в XIII веке). Представила
там свою графику - пейзажи Крыма, Соловков и виды руин, сработанные
на месте, на территории замка. Художники из Питера, Уэльса, Австрии
и Финляндии смотрели на вятчанок, по словам Лены, "как на инопланетянок".
Где Восточная Пруссия, где Вятка? На разных планетах.
|
Елена Авинова и Татьяна Борисова
на открытии галереи Алекса Черезова. 2007 |
Михаил Коковихин
Авинова
Елена Анатольевна
род. в Кирове 2.10.1974 в семье киноведа Т. Бушмелевой и лепсенца
А. Авинова. Барабанщик рок-группы Sunflowers (90-e). Вятское худ.
уч-ще (1997). Санкт-Петербургская Академия театрального искусства,
факультет сценографии (1997-2002). С 2003 главный художник Театра
на Спасской. Оформляла спектакли А. Клокова "Над пропастью во
ржи" (2001), "Сирано де Бержерак" (2001), "Ромео
и Джульетта" (2002), "Дядя Ваня" (2003), "Орфей
и Эвридика" (2004), "Утиная охота" (2006) и др. Премия
на фестивале искусств им. Петра Вершигорова "Петропавловское-2000".
Пристрастия: Боровский и Шейнцис (сценографы), Anton Corbijn (сценограф
и клипмейкер Depeche Mode), Depeche Mode, Nick Cave, Sinead O'Connor,
Карвай, Кустурица. Сайт: e-avinova.ru
"Вятская
особая газета" 23.08.2007, № 33
|
Елена Авинова. Панорама Николаевской улицы.
2006
|