Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


ЛАВ плодотворящая

 

Главный художник Театра на Спасской Лена Авинова творит всегда, творит везде

 

Авинова во всеоружии. Презентация выставки "ЛАВ красное". 2007. Фото Т. Рыловой

 

Елена Авинова. Вятка - жопа мира. 2005. Бум., темпера. Выставка "Хармсусто!" (к 100-летию Хармса)

 

При виде Лены мне почему-то вспоминается стих Николая Тихонова: "Праздничный, весёлый, бесноватый, / С марсианской жаждою творить". Слово "бесноватый" по отношению к Лене - лишнее, зато всё остальное - в точку.

Кроме того, что она делала сценографию всех спектаклей Александра Клокова в XXI веке, Авинова натворила ещё много чего - живопись, графику, объекты, инсталляции, фотографии. Устроила массу выставок с перформансами, в том числе в зале на Либкнехта - "Мир клетки", а в родном Театре на Спасской - "Рыбыкамни", "Хармсусто!", "ЛАВ красное" и пр. ЛАВ - типа "любовь" (англ.) - это первые буквы её имени и фамилии.

 

 

 

Главреж Сан Палыч нас заметил

 

Лена делает макет "Орфея и Эвридики". 2004. Фото Е. Самарина

Сценографом она стала случайно. Отравленная эстетскими фильмами в киноклубе "Сталкер", где её мама была председателем, Лена возлюбила синтез искусств - после худучилища стремилась то в художники кино, то в книжные графики, то в сценографы. Больше, чем Москва, привлёк Питер - с маху прошла творческий конкурс в ЛГИТМиКе (переименованном в Академию театрального искусства) - и в "Муху" на графика уже не порывалась.

После третьего курса двинулась в Кировский ТЮЗ на Спасской - договариваться о преддипломной практике через год. Главреж Александр Клоков и директор Ольга Симонова посмотрели ленины работы: "Да, да, интересно". Вызов на практику был обеспечен, но Клоков позвонил уже через две недели, предложив оформить "Над пропастью во ржи".

Для спектакля о юном герое Сэлинджера требовалась молодёжная эстетика, а 25-летняя Лена как раз в ней варилась. Она придумала расписать задник весёленькими граффити. После нашумевшей премьеры критики писали, что граффити Авиновой списаны со стены Кировского молокозавода, но сама Лена уверяла, что видела только московские и питерские. Образ неустойчивого пространства вычерчивали на сцене две огромные балки - горизонталь и вертикаль, которые то съезжались, то разъезжались, а в финале складывались чуть ли не в христианский крест.

Так Александр Клоков, потеряв в 97-м своего многолетнего соавтора - художника Кирилла Данилова (и попробовав заменить его Степаном Зограбяном), обрёл в 2001-м нового - Лену Авинову. Конечно, живописное пиршество даниловской сценографии, претендующей на самостоятельное произведение искусства, незабываемо. У Лены - более строго, сурово, минималистично. Изменилось время (условно говоря, распутинское на путинское, разгульное на режимное), спектакли Клокова стали более горькими, жёсткими - и потребовали соответствующей сценографии.

 

Елена Авинова. Макет спектакля "Утиная охота". 2006

Жесть и глянец

 

По признанию Лены, на неё в Питере повлияла сценография Александра Орлова, ученика знаменитого Эдуарда Кочергина (оформителя спектаклей Товстоногова и Додина). Жена Орлова - Ирина Чередникова - учила студентов Академии искусству костюма. Теперь Орлов и Чередникова - признанные корифеи. По Орлову, сценограф должен вникнуть в суть драматургии глубже, чем режиссёр, и выразить её минимальными средствами, но максимально интересно, а не примитивно. В том же духе работали Давид Боровский и Олег Шейнцис - мастера визуальной метафоризации главной идеи спектакля.

В последней вятской постановке Клокова - "Утиной охоте" - Авинова исходила из пьесы Вампилова, где главное, по её мнению, - безвыходность: Зилов существует в замкнутом пространстве, из которого нет пути. Из совмещения охоты и тупика у Лены сам собой возник тир с мишенями. Для Клокова была принципиальна фактура металла - в сценографии появились металлические конструкции. Короче, жесть!

- Минимализм нравился и Клокову, и мне, - говорит Авинова. - А если будут другие режиссёры, могу сделать и пышный, зрелищный спектакль. Не люблю только перебор: сценографии должно быть столько, сколько надо…

Елена Авинова. Двое. 2002. Бум., монотипия

После отъезда Александра Павловича к семье в Москву - на Спасской появился худрук Борис Павлович, и с ним Авиновой пришлось делать как раз зрелище - "Собаку на сене" по Лопе де Вега (2007). Заданная режиссёром игра в голливудские мюзиклы повлекла за собой пышные декорации и костюмы, их частую смену, буйство цвета. Запомнилось. Но следующий спектакль (по мифам Древней Греции) Павлович делает с художниками из Питера, а Лене предложена молодёжная пьеса "Наивно. Супер" по норвежцу Эрленду Лу.


Drang nach Koenigsberg!

 

Вне театра Авинова - свободный художник. Её энергия и разнообразие техник поражают. Такое ощущение, что на какой-то одной манере она остановиться не хочет. Я уже где-то формулировал: "У Елены - поиски стиля и смысла на дорогах символики и декоративности". Что ищет Лена?

Её ответ: "Я не одержима какой-то идеей. Иногда хочется чаю, иногда коньяку. Мне нравится жизнь как игра. Но философией человека играющего не увлекаюсь. Мне интересен человек, но не его изображение. Интересно изучать и изображать мир вокруг человека - дома и предметы: на них - печать человеческих рук".

Меня больше всего зацепил триптих с Пьеро ("Пьеро святой", "Двое", "Смерть Пьеро", 2002-04) - жутковатая живопись в духе экспрессионистов. Что-то личное ленино читается и в инсталляции "Арлекин без Коломбины" (2005), где в прозрачной башке Арлекина кто-то сидит (видимо, образ Коломбины), а сам он в треуголке тоскует за столом с бутылками.

Работы эти вошли в изданный менеджером Леонидом Сухотериным альбом "Молодые художники Вятки 2007". Леонид Янкович и купил триптих с Пьеро (сразу, как тот был создан). Признание известного коллекционера (и покровителя молодых талантов) чего-то да стоит!

А летом 2007-го Лена вместе с художницей-единомышленницей Татьяной Борисовой была приглашена на неделю под Калининград (Koenigsberg) - на международный фестиваль современного искусства "Разрушение и созидание" в замке Инстербург (основан тевтонскими рыцарями в XIII веке). Представила там свою графику - пейзажи Крыма, Соловков и виды руин, сработанные на месте, на территории замка. Художники из Питера, Уэльса, Австрии и Финляндии смотрели на вятчанок, по словам Лены, "как на инопланетянок". Где Восточная Пруссия, где Вятка? На разных планетах.

Елена Авинова и Татьяна Борисова на открытии галереи Алекса Черезова. 2007


Михаил Коковихин

 

Авинова Елена Анатольевна род. в Кирове 2.10.1974 в семье киноведа Т. Бушмелевой и лепсенца А. Авинова. Барабанщик рок-группы Sunflowers (90-e). Вятское худ. уч-ще (1997). Санкт-Петербургская Академия театрального искусства, факультет сценографии (1997-2002). С 2003 главный художник Театра на Спасской. Оформляла спектакли А. Клокова "Над пропастью во ржи" (2001), "Сирано де Бержерак" (2001), "Ромео и Джульетта" (2002), "Дядя Ваня" (2003), "Орфей и Эвридика" (2004), "Утиная охота" (2006) и др. Премия на фестивале искусств им. Петра Вершигорова "Петропавловское-2000". Пристрастия: Боровский и Шейнцис (сценографы), Anton Corbijn (сценограф и клипмейкер Depeche Mode), Depeche Mode, Nick Cave, Sinead O'Connor, Карвай, Кустурица. Сайт: e-avinova.ru

 

"Вятская особая газета" 23.08.2007, № 33

 

 

 

 

Елена Авинова. Панорама Николаевской улицы. 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz