Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Какой раскол в кипении весёлом!

 

До Нового года в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых работают выставки "Императорская Россия. Цари и герои" и "Революция в искусстве" (из фондов ВХМ).

 

Открытие выставок про Империю и Революцию. Директор ВХМ Татьяна Мазур (слева) и певица с песней про гражданскую войну (справа). 5.10.2017. Фото музея

 

Александр Бенуа. Павел I. Бум., карандаш

Обе выставки связаны единой концепцией. Дескать, до Октября художники большого (реалистического) стиля воспевали императоров, вельмож и полководцев, виды имперского Петербурга и окрестностей, а в канун Октября и после - революция произошла и в изоискусстве: несколько лет формальных поисков, модернизма (Кандинский, Малевич, Родченко), но потом восстановленная в виде СССР империя вновь потребовала жизнеподобного и возвышенного воспроизведения реальности (на этот раз в виде соцреализма).

Две соседствующие в Мраморном здании выставки - это попытка примирить две России: императорскую и советскую. Примирить белых и красных. К столетнему юбилею Октября выполнен спущенный сверху идеологический заказ. Типа: мы - наследники и прежней великой России, и распавшегося (тоже великого) СССР. Преодоление "величайшей геополитической катастрофы ХХ века".

При этом выставка про Империю народу уже малопонятна. Что нам всякие Петры, Павлы и Александры? На открытии 5 октября одна студентка у портрета Александра Второго работы Андриолли спросила меня: "А когда его расстреляли?" Я ответил: "Его не расстреляли, а взорвали бомбой в 1881 году". Слава Богу, Наталья Поклонская на открытие не явилась. Матильдой и не пахло.

У портретов Александра II и императрицы Марии работы Эльвиро Андриолли. 5.10.2017. Фото М. К.

 

Директор областного краеведческого музея Михаил Судовиков у акварелей Василия Кандинского 1915 года. 5.10.2017. Фото М. К.

 

Павел Мансуров. Беспредметное. 1917-1918. Картон, гуашь

"Дан приказ: ему на запад. Ей - в другую сторону. Уходили комсомольцы на гражданскую войну…", - пела девушка в красном сарафане. Уходили вообще-то убивать, а не воплощать висящий над сценой фейковый лозунг "Вся власть Искусству!". Но кое-какой власти над умами молодые формалисты всё-таки добились.

Многие шли по стопам супрематиста Казимира Малевича. Например, Павел Мансуров создал чуть ли не символ революции - "Беспредметное" (1917-18) с ясно прочитывающимся топором. В 20-е эмигрировал, а в 1983-м умер во Франции, не изменив абстрактному искусству и русскому авангарду.

У Александра Родченко - более извилистая судьба. Его ранние "Чёрное на чёрном", "Линии на зелёном", "Беспредметная композиция на жёлтом фоне" и тому подобные казались страшно революционными (хотя злые языки прозвали его "эпигоном Малевича"). В 20-е сотрудничал с Маяковским и ЛЕФом, новаторствовал в фотографии и коллажах, а в 30-е стал официальным фотографом (пропагандистом) строительства Беломорканала. Умер в год ХХ съезда (1956).

Пиарщик музея Алексей Ульянов между картинами "Чёрное на чёрном" Александра Родченко (1918) и "Новь" Надежды Удальцовой (1910-е). 5.10.2017. Фото М. К.

На выставке есть картина его жены и многолетней соратницы Варвары Степановой "Две фигуры" (1920), где в фигуре слева читается буква R (Rodchenko), а справа - то ли знак бесконечности, то ли буква B (Варвара). Оба похоронены на кладбище у Донского монастыря.

Слева: А. Родченко. Женщина. 1915-1920. К., м. Справа: В. Степанова. Две фигуры. 1920. Картон, масло
Александр Родченко и Варвара Степанова. 1920

Приписанность к Вятке помешала русскому сезаннисту Михаилу Демидову прославиться на всесоюзном уровне. Но его портреты очень остры и современны, особенно "Портрет архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина" (1920).

Михаил Демидов. Портрет архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. 1920. Х., м.

Отдельно - русский космист Василий Чекрыгин. Некоторые считают его лучшим художником ХХ века, равным Микеланджело и Гойе. В карандашном рисунке с автопортретом - художника окружают жутковатые персонажи в духе "Капричос". Он всё понял про большевиков и выразил это в графических циклах "Расстрел", "Голод в Поволжье", "Воскрешение мёртвых", но в двадцать пять лет попал под поезд (1922). Неосуществившийся гений.

Василий Чекрыгин. Жанровая сцена с автопортретом в центре. 1918-1920. Бум., карандаш

В тридцатые годы сталинскому режиму понадобился соцреализм - лживый духоподъёмный стиль, доказывающий, что жить стало лучше, жить стало веселее. На выставке - изобилие такого искусства: от сравнительно безобидной конъюнктуры с "Броненосцем ''Потёмкин" до монструозных свиноматок и богатыря Сталина, поражающего зверей империализма.

Алексей Белый. Броненосец "Потёмкин". 1930. Х., м.

 

Художник Игорь Сметанин (слева) у картины Петра Строева " В свиноводческом совхозе" (1932). 5.10.2017. Фото М. К.

 

Алексей Столбов. Аллегорическая композиция. 1931. Х., м.

 

Итак, получилось ли в наших головах примирение двух империй - России и СССР? Ну, это не выставками решается. Но, по крайней мере, интеллектуальное усилие сделано. Галочка поставлена. Спасибо!

 

Михаил Коковихин

 

А этого эскиза Чекрыгина ("Долой безграмотность", 1920) на выставке нет. И в фондах ВХМ - тоже. Больше всего этот ликбез смахивает на сожжение книг

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2017
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008