Какой
раскол в кипении весёлом!
До
Нового года в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария
Васнецовых работают выставки "Императорская Россия. Цари и
герои" и "Революция в искусстве" (из фондов ВХМ).
|
Открытие выставок про Империю и Революцию.
Директор ВХМ Татьяна Мазур (слева) и певица с песней про гражданскую
войну (справа). 5.10.2017. Фото музея
|
|
Александр Бенуа. Павел I. Бум., карандаш
|
Обе выставки
связаны единой концепцией. Дескать, до Октября художники большого
(реалистического) стиля воспевали императоров, вельмож и полководцев,
виды имперского Петербурга и окрестностей, а в канун Октября и после
- революция произошла и в изоискусстве: несколько лет формальных поисков,
модернизма (Кандинский, Малевич, Родченко), но потом восстановленная
в виде СССР империя вновь потребовала жизнеподобного и возвышенного
воспроизведения реальности (на этот раз в виде соцреализма).
Две соседствующие
в Мраморном здании выставки - это попытка примирить две России: императорскую
и советскую. Примирить белых и красных. К столетнему юбилею Октября
выполнен спущенный сверху идеологический заказ. Типа: мы - наследники
и прежней великой России, и распавшегося (тоже великого) СССР. Преодоление
"величайшей геополитической катастрофы ХХ века".
При этом выставка
про Империю народу уже малопонятна. Что нам всякие Петры, Павлы и
Александры? На открытии 5 октября одна студентка у портрета Александра
Второго работы Андриолли спросила меня: "А когда его расстреляли?"
Я ответил: "Его не расстреляли, а взорвали бомбой в 1881 году".
Слава Богу, Наталья Поклонская на открытие не явилась. Матильдой и
не пахло.
|
У портретов Александра II и императрицы Марии
работы Эльвиро Андриолли. 5.10.2017. Фото М. К.
|
|
Директор областного краеведческого музея Михаил Судовиков
у акварелей Василия Кандинского 1915 года. 5.10.2017. Фото М.
К.
|
|
Павел Мансуров. Беспредметное. 1917-1918. Картон,
гуашь
|
"Дан приказ:
ему на запад. Ей - в другую сторону. Уходили комсомольцы на гражданскую
войну…", - пела девушка в красном сарафане. Уходили вообще-то
убивать, а не воплощать висящий над сценой фейковый лозунг "Вся
власть Искусству!". Но кое-какой власти над умами молодые формалисты
всё-таки добились.
Многие шли по
стопам супрематиста Казимира Малевича. Например, Павел Мансуров создал
чуть ли не символ революции - "Беспредметное" (1917-18)
с ясно прочитывающимся топором. В 20-е эмигрировал, а в 1983-м умер
во Франции, не изменив абстрактному искусству и русскому авангарду.
У Александра
Родченко - более извилистая судьба. Его ранние "Чёрное на чёрном",
"Линии на зелёном", "Беспредметная композиция на жёлтом
фоне" и тому подобные казались страшно революционными (хотя злые
языки прозвали его "эпигоном Малевича"). В 20-е сотрудничал
с Маяковским и ЛЕФом, новаторствовал в фотографии и коллажах, а в
30-е стал официальным фотографом (пропагандистом) строительства Беломорканала.
Умер в год ХХ съезда (1956).
|
Пиарщик музея Алексей Ульянов между картинами
"Чёрное на чёрном" Александра Родченко (1918) и "Новь"
Надежды Удальцовой (1910-е). 5.10.2017. Фото М. К.
|
На выставке есть
картина его жены и многолетней соратницы Варвары Степановой "Две
фигуры" (1920), где в фигуре слева читается буква R (Rodchenko),
а справа - то ли знак бесконечности, то ли буква B (Варвара). Оба
похоронены на кладбище у Донского монастыря.
|
Слева: А. Родченко. Женщина. 1915-1920. К.,
м. Справа: В. Степанова. Две фигуры. 1920. Картон, масло
|
|
Александр Родченко и Варвара Степанова. 1920
|
Приписанность
к Вятке помешала русскому сезаннисту Михаилу Демидову прославиться
на всесоюзном уровне. Но его портреты очень остры и современны, особенно
"Портрет архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина" (1920).
|
Михаил Демидов. Портрет архитектора Ивана Аполлоновича
Чарушина. 1920. Х., м.
|
Отдельно - русский
космист Василий Чекрыгин. Некоторые считают его лучшим художником
ХХ века, равным Микеланджело и Гойе. В карандашном рисунке с автопортретом
- художника окружают жутковатые персонажи в духе "Капричос".
Он всё понял про большевиков и выразил это в графических циклах "Расстрел",
"Голод в Поволжье", "Воскрешение мёртвых", но
в двадцать пять лет попал под поезд (1922). Неосуществившийся гений.
|
Василий Чекрыгин. Жанровая сцена с автопортретом
в центре. 1918-1920. Бум., карандаш
|
В тридцатые годы
сталинскому режиму понадобился соцреализм - лживый духоподъёмный стиль,
доказывающий, что жить стало лучше, жить стало веселее. На выставке
- изобилие такого искусства: от сравнительно безобидной конъюнктуры
с "Броненосцем ''Потёмкин" до монструозных свиноматок и
богатыря Сталина, поражающего зверей империализма.
|
Алексей Белый. Броненосец "Потёмкин".
1930. Х., м.
|
|
Художник Игорь Сметанин (слева) у картины Петра
Строева " В свиноводческом совхозе" (1932). 5.10.2017.
Фото М. К.
|
|
Алексей Столбов. Аллегорическая композиция.
1931. Х., м.
|
Итак, получилось
ли в наших головах примирение двух империй - России и СССР? Ну, это
не выставками решается. Но, по крайней мере, интеллектуальное усилие
сделано. Галочка поставлена. Спасибо!
Михаил Коковихин
|
А этого эскиза Чекрыгина ("Долой безграмотность",
1920) на выставке нет. И в фондах ВХМ - тоже. Больше всего этот
ликбез смахивает на сожжение книг
|