Второе
пришествие Мастера
Галерея "КРУПИНИН" представляет обширную
коллекцию живописи и графики вятского художника второй половины ХХ века
Аркадия Лаптева
|
Аркадий Лаптев. Автопортрет. 1961
|
Аркадий Павлович
Лаптев начинал в сороковые годы как самодеятельный художник. После
окончания Горьковского художественного училища в 1954-м ему доверили
руководить художественным кружком (позднее - изостудией) городского
Дворца пионеров в Кирове. Параллельно с преподавательской и оформительской
работой он писал для души: пейзажи, портреты, натюрморты. По своей
манере - реалист, с умеренной дозой импрессионизма, постимпрессионизма
(Сезанн) и "сурового стиля" соцреализма. Вождей и успехи
социализма не изображал и не был принят в официальный
Союз художников.
Природы и
эпохи соглядатай
|
А. Лаптев. В селе. Не датировано
|
Больше всего
у Лаптева интересны пейзажи маслом - сельские и городские. Если признанный
мастер вятского пейзажа Николай Хохряков предельно лиричен, то Аркадий
Лаптев по большей части суров и драматичен. К примеру, сидящий на
траве колхозник (картина "В селе") изнывает от жары и с нетерпением ждёт спасительного дождя...
Многие сельские
пейзажи Лаптева безлюдны, с тревожной атмосферой, с дисгармонией в
деталях. Возможно, здесь отразилась собственная нелёгкая судьба художника:
ему в результате заработанной в войну на заводе Лепсе болезни ампутировали
одно лёгкое. Весьма экспрессивны "Зимняя роща" со сломанными
ветками и "Перед грозой" с нашествием туч и взрывом куста…
|
А. Лаптев. Зимняя роща
|
|
А. Лаптев. Перед грозой
|
Впрочем, хватает
у Лаптева и солнечных, умиротворяющих пейзажей. В "Речке",
например, синева неба перекликается с голубизной воды и создаёт мажорную
атмосферу. Рельефные мазки густой краски лепят в некоторых пейзажах антропоморфный
(человекоподобный) образ. "Стога в поле" смахивают на две
гигантские головы, как какие-нибудь бурдюки с вином на гравюре Доре,
которые Дон Кихоту кажутся головами злых великанов.
|
А. Лаптев. Речка
|
|
А. Лаптев. Стога в поле
|
|
Гюстав Доре. Гравюра к "Дон Кихоту"
|
Большинство картин
не датировано, но в городских пейзажах узнаваемые детали помогают
установить конкретную эпоху. "На левом берегу Вятки" - вид
на крутой берег города Кирова со срезанной - увы! - телевышкой,
которая смонтирована в 1957-м, а заработала в следующем году. Судя
по некоторым приметам, это написано в начале 60-х. Ценное свидетельство
хрущёвской оттепели в нашем областном центре!
|
А. Лаптев. На левом берегу Вятки
|
|
А. Лаптев. Парк
|
Аналогично -
картинка "Парк". Скорее всего, Гагаринский, но, может быть,
и Халтуринский, как тогда говорили. Размашистая кисть, обобщённые
детали, мажорное настроение - вполне в духе импрессионизма. А "Старый
мост через Вятку", где соседствуют зеленовато-розоватые кусты,
тёмно-серый монолит мостовых конструкций и голубоватые здания посёлка
Коминтерн, приятно минималистичен, напоминая о "суровом стиле"
соцреализма.
|
А. Лаптев. Старый мост через Вятку
|
Особняком у Лаптева
- несколько пейзажей города, созданных под влиянием Сезанна. Может
быть, лучший из них - "За городом", где, по сути, сезаннизм
перерождается в кубизм, как это и было в истории живописи.
|
А. Лаптев. За городом
|
Ты только
будь, пожалуйста, потвёрже, товарищ Грифель
Карандашные рисунки
уголков города шестидесятых сохранили ауру времени. Как выглядели
и чем жили в те годы Комсомольская площадь, Октябрьский проспект,
улица Воровского, старый мост через Вятку, телебашня, на этот раз в полную
высоту…
Судя по рисункам
Лаптева, люди существовали несуетно, рожали детей, сплавляли по реке
лес, строили многоэтажки и панельные хрущёвки. Сегодня это уже ностальгия…
Карандаш художника
отточен и твёрд, глаз умеет уловить характерные моменты городской
жизни. Это было недавно, это было давно…
|
А. Лаптев. Сплав леса на Вятке. 1961
|
|
А. Лаптев. Комсомольская площадь. 1965
|
|
А. Лаптев. Октябрьский проспект. 1966
|
|
А. Лаптев. Улица Воровского. 1966
|
|
А. Лаптев. Телебашня на берегу. 1966
|
|
А. Лаптев. Старый район. 1970
|
Оживляя неодушевлённое
В живописных
натюрмортах Лаптева можно увидеть влияние французских импрессионистов:
то Анри Матисса ("Завтрак"), то Эдуарда Мане ("Цветы в стакане").
Здесь автор по-хорошему традиционен.
|
А. Лаптев. Завтрак
|
|
Эдуард Мане. Цветы в хрустальной вазе
|
|
Аркадий Лаптев. Цветы в стакане
|
Мастер и Маргарита
|
А. Лаптев. Аркадий. 1970
|
|
А. Лаптев. Маргарита. 1970
|
В портретах -
и карандашом, и пастелью - мастер ухватывает настроение и характер
модели, не говоря уже о портретном сходстве. В парном, судя по всему,
произведении (своеобразном пастельном диптихе) Аркадий изображён как
умудрённый, знающий себе цену человек с острым взглядом, а Маргарита
- как всё понимающая и прощающая женщина.
Возвращение
потерянного
"Прозёванный
гений", - так говорил Игорь Северянин о Лескове. А об Аркадии
Лаптеве хочется сказать: "Прозёванный талант". Или: не оценённый
вовремя талант, непонятый художник, потаённый мастер. Такая судьба
постигла многих. Вспомним Маяковского:
Я хочу быть
понят моей страной,
А не буду понят - что ж?
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.
И есть высшая
справедливость, что через 18 лет после смерти имя и творческое наследие
Аркадия Лаптева возвращаются к нам. Встречайте!
Аркадий Павлович
Лаптев (16.08.1926 - 12.09.2000) - советский художник, преподаватель
живописи. Родился в г. Ялуторовске Омской области. Во время Великой
Отечественной войны семья переехала в г. Киров. В юности Аркадий участвововал
в производстве боевых снарядов на Кировском заводе им. Лепсе. Работал
художником-портретистом издательства "Кировский художник"
(1945-46), художником клуба завода "ИСКОЖ" (1947-48), комендантом
топливно-транспортного цеха "Кировэнерго" (1948). Окончил
Горьковское художественное училище (1951-54, преподаватель рисования
и черчения средней школы). После окончания училища вернулся в Киров.
В ВЛКСМ не состоял, беспартийный, член профсоюза работников культуры.
Трудился в городском Дворце пионеров руководителем художественного кружка
(1954-59), художником-шрифтовиком Кировской студии телевидения (1959-60),
в городском Дворце пионеров руководителем художественной студии (1960-66),
в редакции газеты "Кировская правда" художником-ретушёром
(1966-73), в Кировском культпросветучилище преподавателем дисциплины
"Средства наглядной агитации" (1972-86). Был женат на Маргарите
Ивановне Голомидовой (с 1957 года). Дочь и сын. Медали "За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1945-1945 гг.", "50 лет
Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран
труда".
Михаил Коко
Адрес галереи
"КРУПИНИН": г. Киров, Ленина, 119-а, ТЦ "Спортмастер",
5-й этаж на лифте. Тел. 75-42-87. Ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме
понедельника.
Страница ВКонтакте:
https://vk.com/krupiningallery
Страница в ФБ:
https://www.facebook.com/krupiningallery
|
А. Лаптев. Небо
|
|
А. Лаптев. Лодка у берега. 1966
|