Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы

 


Второе пришествие Мастера


Галерея "КРУПИНИН" представляет обширную коллекцию живописи и графики вятского художника второй половины ХХ века Аркадия Лаптева

 

Аркадий Лаптев. Автопортрет. 1961

 

Аркадий Павлович Лаптев начинал в сороковые годы как самодеятельный художник. После окончания Горьковского художественного училища в 1954-м ему доверили руководить художественным кружком (позднее - изостудией) городского Дворца пионеров в Кирове. Параллельно с преподавательской и оформительской работой он писал для души: пейзажи, портреты, натюрморты. По своей манере - реалист, с умеренной дозой импрессионизма, постимпрессионизма (Сезанн) и "сурового стиля" соцреализма. Вождей и успехи социализма не изображал и не был принят в официальный Союз художников.

 

Природы и эпохи соглядатай

 

А. Лаптев. В селе. Не датировано

Больше всего у Лаптева интересны пейзажи маслом - сельские и городские. Если признанный мастер вятского пейзажа Николай Хохряков предельно лиричен, то Аркадий Лаптев по большей части суров и драматичен. К примеру, сидящий на траве колхозник (картина "В селе") изнывает от жары и с нетерпением ждёт спасительного дождя...

Многие сельские пейзажи Лаптева безлюдны, с тревожной атмосферой, с дисгармонией в деталях. Возможно, здесь отразилась собственная нелёгкая судьба художника: ему в результате заработанной в войну на заводе Лепсе болезни ампутировали одно лёгкое. Весьма экспрессивны "Зимняя роща" со сломанными ветками и "Перед грозой" с нашествием туч и взрывом куста…

А. Лаптев. Зимняя роща

 

А. Лаптев. Перед грозой

Впрочем, хватает у Лаптева и солнечных, умиротворяющих пейзажей. В "Речке", например, синева неба перекликается с голубизной воды и создаёт мажорную атмосферу. Рельефные мазки густой краски лепят в некоторых пейзажах антропоморфный (человекоподобный) образ. "Стога в поле" смахивают на две гигантские головы, как какие-нибудь бурдюки с вином на гравюре Доре, которые Дон Кихоту кажутся головами злых великанов.

А. Лаптев. Речка

 

А. Лаптев. Стога в поле

 

Гюстав Доре. Гравюра к "Дон Кихоту"

Большинство картин не датировано, но в городских пейзажах узнаваемые детали помогают установить конкретную эпоху. "На левом берегу Вятки" - вид на крутой берег города Кирова со срезанной - увы! - телевышкой, которая смонтирована в 1957-м, а заработала в следующем году. Судя по некоторым приметам, это написано в начале 60-х. Ценное свидетельство хрущёвской оттепели в нашем областном центре!

А. Лаптев. На левом берегу Вятки

 

А. Лаптев. Парк

Аналогично - картинка "Парк". Скорее всего, Гагаринский, но, может быть, и Халтуринский, как тогда говорили. Размашистая кисть, обобщённые детали, мажорное настроение - вполне в духе импрессионизма. А "Старый мост через Вятку", где соседствуют зеленовато-розоватые кусты, тёмно-серый монолит мостовых конструкций и голубоватые здания посёлка Коминтерн, приятно минималистичен, напоминая о "суровом стиле" соцреализма.

А. Лаптев. Старый мост через Вятку

Особняком у Лаптева - несколько пейзажей города, созданных под влиянием Сезанна. Может быть, лучший из них - "За городом", где, по сути, сезаннизм перерождается в кубизм, как это и было в истории живописи.

А. Лаптев. За городом

 

Ты только будь, пожалуйста, потвёрже, товарищ Грифель

 

Карандашные рисунки уголков города шестидесятых сохранили ауру времени. Как выглядели и чем жили в те годы Комсомольская площадь, Октябрьский проспект, улица Воровского, старый мост через Вятку, телебашня, на этот раз в полную высоту…

Судя по рисункам Лаптева, люди существовали несуетно, рожали детей, сплавляли по реке лес, строили многоэтажки и панельные хрущёвки. Сегодня это уже ностальгия…

Карандаш художника отточен и твёрд, глаз умеет уловить характерные моменты городской жизни. Это было недавно, это было давно…

А. Лаптев. Сплав леса на Вятке. 1961

 

А. Лаптев. Комсомольская площадь. 1965

 

А. Лаптев. Октябрьский проспект. 1966

 

А. Лаптев. Улица Воровского. 1966

 

А. Лаптев. Телебашня на берегу. 1966

 

А. Лаптев. Старый район. 1970

 

Оживляя неодушевлённое

 

В живописных натюрмортах Лаптева можно увидеть влияние французских импрессионистов: то Анри Матисса ("Завтрак"), то Эдуарда Мане ("Цветы в стакане"). Здесь автор по-хорошему традиционен.

А. Лаптев. Завтрак

 

Эдуард Мане. Цветы в хрустальной вазе
Аркадий Лаптев. Цветы в стакане

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер и Маргарита

 

А. Лаптев. Аркадий. 1970
А. Лаптев. Маргарита. 1970

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В портретах - и карандашом, и пастелью - мастер ухватывает настроение и характер модели, не говоря уже о портретном сходстве. В парном, судя по всему, произведении (своеобразном пастельном диптихе) Аркадий изображён как умудрённый, знающий себе цену человек с острым взглядом, а Маргарита - как всё понимающая и прощающая женщина.

 

Возвращение потерянного

 

"Прозёванный гений", - так говорил Игорь Северянин о Лескове. А об Аркадии Лаптеве хочется сказать: "Прозёванный талант". Или: не оценённый вовремя талант, непонятый художник, потаённый мастер. Такая судьба постигла многих. Вспомним Маяковского:

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят - что ж?
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.

И есть высшая справедливость, что через 18 лет после смерти имя и творческое наследие Аркадия Лаптева возвращаются к нам. Встречайте!

 

Аркадий Павлович Лаптев (16.08.1926 - 12.09.2000) - советский художник, преподаватель живописи. Родился в г. Ялуторовске Омской области. Во время Великой Отечественной войны семья переехала в г. Киров. В юности Аркадий участвововал в производстве боевых снарядов на Кировском заводе им. Лепсе. Работал художником-портретистом издательства "Кировский художник" (1945-46), художником клуба завода "ИСКОЖ" (1947-48), комендантом топливно-транспортного цеха "Кировэнерго" (1948). Окончил Горьковское художественное училище (1951-54, преподаватель рисования и черчения средней школы). После окончания училища вернулся в Киров. В ВЛКСМ не состоял, беспартийный, член профсоюза работников культуры. Трудился в городском Дворце пионеров руководителем художественного кружка (1954-59), художником-шрифтовиком Кировской студии телевидения (1959-60), в городском Дворце пионеров руководителем художественной студии (1960-66), в редакции газеты "Кировская правда" художником-ретушёром (1966-73), в Кировском культпросветучилище преподавателем дисциплины "Средства наглядной агитации" (1972-86). Был женат на Маргарите Ивановне Голомидовой (с 1957 года). Дочь и сын. Медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1945-1945 гг.", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Ветеран труда".

 

Михаил Коко

 

Адрес галереи "КРУПИНИН": г. Киров, Ленина, 119-а, ТЦ "Спортмастер", 5-й этаж на лифте. Тел. 75-42-87. Ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме понедельника.

Страница ВКонтакте: https://vk.com/krupiningallery

Страница в ФБ: https://www.facebook.com/krupiningallery

 

А. Лаптев. Небо

 

А. Лаптев. Лодка у берега. 1966

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2019
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2019