Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
???????N 25
???????N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
???????N 21
???????N 20
???????N 19
???????N 18
???????N 17
???????N 16
???????N 15
???????N 14
???????N 13
???????N 12
???????N 11
???????N 10
???????N 9
???????N 8
???????N 7
???????N 6
???????N 5
???????N 4
???????N 3
???????N 2
???????N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Синяя Яма

 

Кто смотрит худшие фильмы современности, типа "Зелёный слоник" и "Муви 43"? Журналистское расследование

 

Светлана Шабалина. Синяя яма. 2016. Орг., смеш. тех.

 

В места не столь отдалённые вёз меня подполковник спецназа. Несколько часов мы ехали молча. Рунической тайнописью тянул ветки борщевик на пустых полях, сквозь новенький лес просвечивали бывшие деревни. Ещё через пару часов мы пересекли какую-то невидимую границу, и сразу пропали сосны, остро запахло гиблой болотной водой. Проскочили "проклятые рудники", немецкое кладбище, колонию. Мертворождённые советские пятиэтажки сочились темнотой пустых окон. По остаткам дороги, переваливаясь с боку на бок, пробирался автозак. В общем, обычный постсоветский мир, антимир, "балабановская атмосфЭра", как говорят в нашем Вятском киноклубе "Сталкер". Жгучий борщевик по непонятной причине не заносится ветром в пределы Зоны, поэтому теперь растопыривали небо корявые и тощие болотные ёлки.

Я непроизвольно ощутил себя не журналистом, а сталкером в советской зоне, отыскивающим в ней то, что ещё пока имеет смысл. Мы ведь до сих пор питаемся запасами артефактов, накопленных в советское время. Есть даже маленькая надежда на Золотой шар Исполнения Желаний. Но Стругацкие предупреждали, что путь к Золотому шару лежит только через "мясорубку". А путь через "мясорубку" ведёт не к исполнению желаний, а к необратимой деградации.

Цивилизация отпустила свой поводок, и подполковник расслабился:

- Почти дома. Надолго к нам?

- Нет, на пару дней, - ответил я, - говорят, у вас здесь киноклуб есть, хотелось бы посетить. Я вот интересуюсь.

- С какой целью интересуетесь? - нахмурился подполковник и с подозрением посмотрел на меня.

- С целью познания, - ответил я с самым серьёзным видом и замер, потому что не был уверен, что информатор дал правильный отзыв.

Светлана Шабалина. Утренняя порция Апокалипсиса. 2016. Орг., смеш. тех.

Подполковник молчал.

- Эх, и спать охота, и Родину жалко! - внезапно сказал он. - Мне ещё в тюрьму забежать надо, обстакановку проверить.

В посёлок въезжали уже по темноте. Зона освещала только свой собственный периметр, и пришлось пробираться до подъезда осторожно ступая и вытягивая вперёд руку, ощупывая воздух и прислушиваясь к каждому шороху.

Киноклуб "Синяя Яма", как объяснил подполковник, собирался по средам. Женщин брать нельзя. Только водку. Задание редакции подготовить материал о киноклубе в глубинке казалось странным. Последний фильм на большом экране в местном клубе показывали ещё при советской власти, а на маленьком экране пузатой видеодвойки - в столыпинском вагончике железнодорожного тупика ("Удачный трах 2"). Интернет в посёлке - с перерывами, и связь не всегда бывает. На все аргументы главный редактор, закатив глаза, процитировал Бодрийяра: "Мир находится под контролем мира парадоксального, где всё, что показывают, не является тем, что оно есть на самом деле". С Бодрийяром не поспоришь. Пришлось идти за командировочными.

А завтра была среда. Утром вышел за водкой. Провожал меня на этот раз Майор. Странно было думать, что в этом месте живёт несколько тысяч человек. Где они прячутся?

- На работе все. Или за забором. Но они есть, - словно услышал мои мысли Майор.

У администрации громко работало радио. Молодой задорный голос пел:

ВладиМир, исполнитель песни "Письмо Президенту"

Товарищ Президент!

И всем моим друзьям,

И даже девушке моей

Не надо вовсе перемен!

Дорогой мой Президент,

Прошли с тобой 15 лет,

Пою тебе я этот рэп!

Товарищ Президент!

Я присягнуть готов вождю

За то, что подняли страну с колен!

Я посмотрел по сторонам. Ни души. Рупор громкоговорителя на столбе был направлен в небо, и вся конструкция напоминала шамана, который произносит заклинания и благодарит духов племени.

"Мы входим в эру фильмов, которые сами по себе уже не имеют смысла, - вещал Майор, осторожно обходя зловонную лужу, проступавшую сквозь кафель посреди торгового зала магазина "Авангард", - в эру синтезирующих машин. Кино приближается к абсолютному совпадению с самим собой - это и есть определение гиперреального. Кино самокопируется, возрождает свои мифы, переснимает немое кино таким образом, что оно становится более совершенным, нежели оригинал. Кино заворожено самим собой как утраченным объектом. Любовная связь без страсти…"

- Ящик водки, пожалуйста, - Майор расплатился картой Сбербанка и отточенными движениями уложил бутылки в дорожную сумку, - мы переходим от фазы высвобождения энергии к фазе схлопывания. Страх разрушения возникает из ощущения пустоты, бессмысленности и чувства, что любая действительность, заполняющая этот вакуум, может уничтожить хрупкое ощущение реальности...

Только что пустая улица внезапно стала оживлённой. Объезжали ямы иномарки, женщины и мужчины в камуфляжной форме рассредоточились по пространству и заполнили магазинчики, устроенные в квартирах домов, построенных пленными немцами.

- Обед, - пояснил Майор, - надо торопиться.

Радио после неясного шуршания вдруг громко запело голосом Лёвы из "Би 2": "Полковнику никто не пишет, полковника никто не ждет…"

- Полковник! Здравия желаю! "Синяя Яма" готова к приёму, - Майор отключил телефон и продолжил: - Звёздные системы также сжимаются, пока не становятся ямами, где мир, каким мы его знаем, перестаёт существовать. Города превратились в очаги сжатия. Социальное резко деградирует в поле инертности. И этот процесс "неделания" непредсказуем по своим последствиям.

По дороге к нам присоединился Капитан.

- А какой фильм сегодня в прокате? - поинтересовался я.

- Классику глянем. "Муви 43". Три премии в номинациях "Худший фильм", "Худший режиссёр" и "Худший сценарий", - с гордостью пояснил Капитан.

Базировался киноклуб в обычной угловой хрущёвской полуторке. В проходной комнате стояла большая плазма, диван и стенка по бартеру из 90-х. "Похоже, им всем надо бы к психологу", - подумал я.

- Психолог сейчас подтянется, - крикнул из кухни Полковник.

На маленьком столике уже стояли сковорода с картошкой и мясом, огурцы в тарелке и хлеб, который жулики пекли в тюрьме в целях экономии бюджетных средств.

Капитан выгрузил водку в холодильник.

- В современном мире всё больше информации и всё меньше смысла, - попробовал прояснить я суть происходящего самому себе.

- В связи с этим возможны три гипотезы, - откликнулся Полковник, - либо информация продуцирует смысл, но не способна компенсировать его потерю. Либо сфера информации как техническая среда не предполагает никакого смысла. Либо утрата смысла напрямую связана с разлагающим действием информации.

- Господа! Еле выбрался до вас с этой командировки! - в дверях появился Психолог. Чёрное кашемировое пальто, трость и кепку он держал в руках.

- Лепень куда можно кинуть? Собрались тут Фома да Ерёма, да Колупай с братом, а у меня утром - чай, в обед - газета. Майор! Не в кипише дело, я имею желание знать насчёт хавки, а то Моисеевне цинканули, что у нас сходняк сегодня, она и в отказ пошла насчёт грева…

- Да садись уже, не фармазонь, - Майор нежно держал запотевшую бутылку одной рукой, а второй сгребал стаканы в кучу, - всё белками хлопаешь да ширинкой трясёшь, а тут вона - пиндос взлететь хочет, а яйца не пускают.

Хью Джекмен в фильме "Муви 43"

На экране Хью Джекман с головой вместо члена пил водку "Русский стандарт", приговаривая: "Эти русские своё дело знают!" Я попытался проанализировать происходящее в фильме. Болтающиеся под подбородком яйца, видимо, отсылали либо к Гоголю, где у персонажа разгуливал Нос отдельно от тела, либо это был американский вариант русского фильма "Счастливый конец".

- Вот и подвели муде к бороде, - замахивая рюмку, сказал Полковник.

Так мой дед отзывался о постановлениях Партии и Правительства СССР. Остатки смысловой нагрузки происходящего окончательно растаяли уже со следующим комментарием.

- Не зае@ёт, так яйцами захлопает! - Майор опрокинул свою стопочку и с ожиданием посмотрел на меня. Молча выпив свою рюмку, я не выдержал:

- Зачем вы это смотрите? Какой в этом смысл?

- И свой вроде, а в карман серет, - с сожалением посмотрел на меня Подполковник и опрокинул ещё рюмашку.

- Господин журналист! Слушайте меня ушами, - Психолог налил ещё по одной. - Я имею вам сказать пару слов, таки если Вы не вкуриваете. Дело прошлое, ещё мой дедушка Моисей наставлял законников в 37-м году. Так вот, любезный, Система не замечает перепроизводства смысла. Система делает ставки на сознательность фраеров. Вы, любезный, терпила Системы. Прикуп не сечёте. Не удивлюсь, если Вы провозглашаете без устали: "Я голосую, я участвую, я присутствую, я проявляю заинтересованность!" А тут ваши не пляшут. Тут сопротивление, милейший. Отвергай или поглощай без ответа все сообщения Системы. Это контрстратегия, чтобы вернуть Системе её собственную логику и смысл, - словно отражение в зеркале безразличности всякой общественной значимости, - не поглотив его.

- Это Вам не печеньки с могилок п@@@ить! - подытожил Майор, одним глотком выпив свою порцию.

Ричард Гир тестирует IT-Тёлку, функционирующую как mp3-плеер

На экране Ричард Гир совал свои пальцы в вагину Тёлки, имитируя пенис подростка. Вагина чавкнула, и Ричард Гир еле успел спасти свой звёздный палец.

- Плохому Иванушке и в п@@@е камушки, - хохотнул Полковник.

Фильм фонтанировал фантазиями фекальных тем. Один из героев залил говнищем машину, дорогу и свою дорогую (как доказательство великой любви). - В Петров день на льдине разорвало! - поднимал очередную рюмку Майор.

- Каждую бздинку - всё на гвоздинку! - щурился Капитан.

Поддавшись очарованию абсурда, и я выкрикнул с какой-то новой для меня формой азарта: - На рубль съешь, а на два - высрешь!

Сцена туннельной вагины супергёрлз вызвала целый шквал комментариев:

- Сама - с вершок, да п@@@а с горшок!

- Ноги ещё будешь таскать, а на блядки не потянет!

- Ещё мал и глуп и не видал больших залуп!

Финальная сцена трэшевого шедевра после буйства психопатических извращений, как ни странно, оказалась логичной: мир сгорел в огне ядерной войны. Герой нашёл причину такого закономерного конца: "СССР больше нет. Поэтому все стали нападать друг на друга. И страна теперь лежит в руинах, Китай сгинул, Россия сгинула, Амстердам, который по-прежнему не страна, - сгинул!"

Последняя попытка вернуть всё с помощью интернета тоже оказалась провальной. На экране одна за другой выскакивали таблички с алгоритмом "да/нет". Наш герой выбирал "да":

Да или нет? Кадр из фильма"Муви 43"

- Откатить мир до нормального?

- Вы уверены?

- Точно уверены??

- На сто процентов РЕАЛЬНО уверены???

- Что ж, очень жаль, потому что это невозможно. Как насчёт ПРОСТО КИНО посмотреть?

Герой в безнадёге снова и снова смотрел это дурное кино реальности.

- Одна нога в гробу, другая на берегу, - вздохнул Полковник.

- Осталось только щёлкнуть п@@@ой, и лапти в сторону! - ухмыльнулся Майор.

- Да уж. Поднять хвост да пойти на погост, - поддакнул Психолог и налил по последней.

И тут накатила на нас бодрийяровская меланхолия, перемешанная с русской тоской. Неотъемлемая черта исчезновения смысла, испарения смысла. Мы погрузились в Синюю Яму. Надежда уравновесить добро и зло, истинное и ложное, надежда на какую-то цель исчезла без следа. Система слишком сильна. Она и властвует. Везде и всегда.

На обратном пути в голове вертелась странная песенка: "Домойвернулсяяневесь... Вотдушамоя,нагвоздьеёповесь!" Что нам до Чили, беженцев, до терактов или польского вопроса? Мы живём в эпоху событий, которые не имеют последствий. Нет больше надежды для смысла. И, без сомнения, это действительно так: смысл смертен. Но я чувствовал, знал, ощущал этот артефакт очевидности, что-то бессмертное и неуловимое даже для самого нигилизма смысла или бессмыслицы.

Я приоткрыл окно в машине и выбросил монетку. Подполковник подмигнул и развеселился:

- Одна у волка песня, и ту перенял. Не доживём только мы до конца этой песни...

А за окном мужики пилили дрова…

 

Степан Ежов

 

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2016
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008