Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Край непуганых краеведов


В выставочный зал Вятского художественного музея на улице Либкнехта приехала передвижная выставка "Ниже Нижнего"

 

Вятский координатор проекта Дарья Ткачёва (слева) поприветствовала амнистированного болотного узника Леонида Ковязина. 12.03.2014. Фото М. К.

 

В начале была книга - "Ниже Нижнего" Эдуарда Абубакирова, Евгения Стрелкова и Вадима Филиппова, написанная в жанре псевдокраеведения. Потом шестнадцать художников из Москвы, Нижнего Новгорода, Ижевска, Казани, Екатеринбурга и других городов визуализировали понравившиеся им новеллы. Проект победил в грантовом конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире" благотворительного фонда Владимира Потанина, получив средства на воплощение замысла и передвижные выставки по городам Приволжья.

И вот - экспозиция добралась до Вятки. По сути, это пародия на региональные краеведческие музеи с их местечковым мифотворчеством и возвеличиванием роли конкретного края в мировой истории. В основе каждой инсталляции - некая мистификация.

Афиша фильма о Василии Саратове

Например, авторы придумали, что город Саратов назван так в честь видного большевика-революционера Василия Саратова (1886-1925), военкома этих мест. С ходу "реконструируется" его биография и сочиняется песня, спетая хором на торжествах по случаю 50-летия со дня смерти: "То-ва-рищ Са-ра-тов, над Вол-гой ши-ро-кой Да-лё-ко не-сёт-ся сер-деч-на-я весть, Что в па-мять на-ро-да во-шёл ты глу-бо-ко И весь в ней ос-та-нешь-ся веч-но, как есть. Сла-ву Са-ра-то-ву вмес-те по-ём, И-мя Са-ра-то-ва гор-до не-сём!".

А мы-то, дураки, думали, что название Саратов произошло от татарского "сары тау" (жёлтая гора) или от скифско-иранского гидронима Сарат. Ан нет. Доказательством новейшей версии происхождения имени города - афиша фильма "Красный зверобой" (жизнь комиссара Саратова в 23 клеймах, Углич, Госкино, 1925). Смешно!

Из той же серии - история создания докириллического русского алфавита братьями-первопечатниками Козмой и Дамианом в городе на берегу Волги, названном позже Козьмодемьянск. По мотивам сего московский художник Михаил Волохов сделал видеоинсталляцию "Космодемьянский человек": голова Михаила на видео вверху отрывисто произносит слова типа "цацка", тело состоит из печатных наборных досок с мифическим алфавитом, а внизу опять же на видео - ступни. Разорванное сознание, складывающееся в крест современного негармоничного человека - в противовес "Витрувианскому человеку" Леонардо да Винчи…

Михаил Волохов (вверху) видеоинсталлировал историю создания древнейшего русского алфавита. 12.03.2014. Фото М. К.

А Симбирск (ныне Ульяновск), оказывается, - это родина русских масонов, Углич - родина киноанимации, а Рыбинск - родина шерстистой рыбы. Масоны спроектировали Волго-Донской канал и масонскую икону, угличане рисовали "живые картины" на длинных лентах липовой коры, а Ульянов-Ленин приказал уничтожить всех волжских рыб с шерстью. Чучело ископаемого на рыбьем меху в натуральную величину выставлено здесь же (художник Андрей Митенёв, Москва).

Разворот самодельной книги о волжской шерстистой рыбе в инсталляции Андрея Митенёва "Рыбий мех". 12.03.2014. Фото М. К.

И так далее, и тому п. Не хватает только Вятки с её мифологемами: родина русской романтики и космонавтики, родина вольной Вятской республики, чудотворной иконы Николы Великорецкого, дымковской игрушки, мальчика из Уржума, Чайковского, Шаляпина, Кикиморы, а в негативном смысле - "жопа мира". Но, как обещала координатор проекта Дарья Ткачёва (кировский Молодёжный Творческий центр, нижегородский Государственный Центр современного искусства), вятская тема появится здесь 28 марта в 18-00 на лекции-видеопоказе "Хроники Волго-Вятского андеграунда".

Своими корнями выставка восходит к "Всеобщей истории" в обработке "Сатирикона" (1909), к мистификации Сергея Курёхина и Сергея Шолохова "Ленин - гриб" (1991) и постмодернистскому музыкальному фильму Сергея Дебижева "Два капитана 2" (1992). Никуда нам не скрыться от Ленина, никуда не уйти от гриба!


Михаил Коковихин


"Вятская особая газета" 20.03.2014, № 10


Икона масонов Поволжья с ликом Великого Геометра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008