Край
непуганых краеведов
В выставочный зал Вятского художественного музея на улице Либкнехта
приехала передвижная выставка "Ниже Нижнего"
|
Вятский
координатор проекта Дарья Ткачёва (слева) поприветствовала амнистированного болотного
узника Леонида Ковязина. 12.03.2014. Фото М. К. |
В
начале была книга - "Ниже Нижнего" Эдуарда Абубакирова, Евгения Стрелкова
и Вадима Филиппова, написанная в жанре псевдокраеведения. Потом шестнадцать художников
из Москвы, Нижнего Новгорода, Ижевска, Казани, Екатеринбурга и других городов
визуализировали понравившиеся им новеллы. Проект победил в грантовом конкурсе
"Меняющийся музей в меняющемся мире" благотворительного фонда Владимира
Потанина, получив средства на воплощение замысла и передвижные выставки по городам
Приволжья.
И вот
- экспозиция добралась до Вятки. По сути, это пародия на региональные краеведческие
музеи с их местечковым мифотворчеством и возвеличиванием роли конкретного края
в мировой истории. В основе каждой инсталляции - некая мистификация.
|
Афиша
фильма о Василии Саратове |
Например,
авторы придумали, что город Саратов назван так в честь видного большевика-революционера
Василия Саратова (1886-1925), военкома этих мест. С ходу "реконструируется"
его биография и сочиняется песня, спетая хором на торжествах по случаю 50-летия
со дня смерти: "То-ва-рищ Са-ра-тов, над Вол-гой ши-ро-кой Да-лё-ко не-сёт-ся
сер-деч-на-я весть, Что в па-мять на-ро-да во-шёл ты глу-бо-ко И весь в ней ос-та-нешь-ся
веч-но, как есть. Сла-ву Са-ра-то-ву вмес-те по-ём, И-мя Са-ра-то-ва гор-до не-сём!".
А
мы-то, дураки, думали, что название Саратов произошло от татарского "сары
тау" (жёлтая гора) или от скифско-иранского гидронима Сарат. Ан нет. Доказательством
новейшей версии происхождения имени города - афиша фильма "Красный зверобой"
(жизнь комиссара Саратова в 23 клеймах, Углич, Госкино, 1925). Смешно!
Из
той же серии - история создания докириллического русского алфавита братьями-первопечатниками
Козмой и Дамианом в городе на берегу Волги, названном позже Козьмодемьянск. По
мотивам сего московский художник Михаил Волохов сделал видеоинсталляцию "Космодемьянский
человек": голова Михаила на видео вверху отрывисто произносит слова типа
"цацка", тело состоит из печатных наборных досок с мифическим алфавитом,
а внизу опять же на видео - ступни. Разорванное сознание, складывающееся в крест
современного негармоничного человека - в противовес "Витрувианскому человеку"
Леонардо да Винчи…
|
Михаил
Волохов (вверху) видеоинсталлировал историю создания древнейшего русского алфавита.
12.03.2014. Фото М. К. |
А
Симбирск (ныне Ульяновск), оказывается, - это родина русских масонов, Углич -
родина киноанимации, а Рыбинск - родина шерстистой рыбы. Масоны спроектировали
Волго-Донской канал и масонскую икону, угличане рисовали "живые картины"
на длинных лентах липовой коры, а Ульянов-Ленин приказал уничтожить всех волжских
рыб с шерстью. Чучело ископаемого на рыбьем меху в натуральную величину выставлено
здесь же (художник Андрей Митенёв, Москва).
|
Разворот
самодельной книги о волжской шерстистой рыбе в инсталляции Андрея Митенёва "Рыбий
мех". 12.03.2014. Фото М. К. |
И
так далее, и тому п. Не хватает только Вятки с её мифологемами: родина русской
романтики и космонавтики, родина вольной Вятской республики, чудотворной иконы
Николы Великорецкого, дымковской игрушки, мальчика из Уржума, Чайковского, Шаляпина,
Кикиморы, а в негативном смысле - "жопа мира". Но, как обещала координатор
проекта Дарья Ткачёва (кировский Молодёжный Творческий центр, нижегородский Государственный
Центр современного искусства), вятская тема появится здесь 28 марта в 18-00 на
лекции-видеопоказе "Хроники Волго-Вятского андеграунда".
Своими
корнями выставка восходит к "Всеобщей истории" в обработке "Сатирикона"
(1909), к мистификации Сергея Курёхина и Сергея Шолохова "Ленин - гриб"
(1991) и постмодернистскому музыкальному фильму Сергея Дебижева "Два капитана
2" (1992). Никуда нам не скрыться от Ленина, никуда не уйти от гриба!
Михаил Коковихин
"Вятская
особая газета" 20.03.2014, № 10
|
Икона
масонов Поволжья с ликом Великого Геометра |