Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Я убит под Цхинвалом


В Кировском облдрамтеатре состоялась премьера спектакля "Я солдат, мама!" по пьесе Юлии Ионушайте в режиссуре Владимира Жданова

 

Замполит (В. Севостьянов) склоняет солдата-срочника Жэку (И. Шевелёв) к подписанию контракта. Фото А. Лихачёва

 

Зрителей разместили на сцене большого зала - на трибунах вокруг арены, как в цирке. Пластиковый круг арены разрисовал вятский художник Олег Юрьев: детсад, школа, цирк с прудом, военкомат и яблоки, яблоки, яблоки. Эх, яблочко, куды ты котисся? Попадёшь в детский сад, не воротисся…

Художник Олег Юрьев

За сворованные райские плоды здесь убивают. Двенадцатилетнего Пашку (Михаил Шевелёв) дырявит из дробовика хозяин яблок (Владимир Севостьянов). А главного героя - солдата Женю-Жэку (Иван Шевелёв) - подстреливает на войне 2008 года грузинский снайпер.

Весь спектакль - это монолог мёртвого человека. Жэка вслух вспоминает эпизоды своей короткой жизни, и они разыгрываются актёрами на арене. Беготня группы детсада во главе с воспитательницей, танцы в клубе с девчонками, баскетбол в школьной команде, первая любовь - Наташа (Елена Шевелёва), мечты о несбыточном. И вдруг - призыв в армию, десант в Южную Осетию, 8-ое августа 8-го года, бои в Цхинвале, марш на Тбилиси, отход, последний бой у моста…

Роли Жэки и Наташи исполнили супруги Шевелёвы - Иван и Елена. Фото А. Лихачёва

Самая сильная сцена войны в спектакле - зачистка десантниками грузинского села: после неё остаются груды обуви и перчаток, как после Освенцима. Женщины в чёрном отчаянно бросаются на российских солдат. "На хера мы туда полезли?" - спрашивает Жэка. "Это они полезли", - спорит с ним один из зрителей.

Война представлена как массовое убийство с фальсификацией улик. Убитых солдат-срочников начальство оформляет задним числом как контрактников. На войну благословляет воинов Родина-мать в лице певицы в сарафане и кокошнике, поющей патриотику (костюмы Анны Кривошеевой, музоформление Сергея Юрпалова). В роли певицы - Ирина Стародубцева, сыгравшая и воспитательницу детсада. Начиная с детства, государство выращивает пушечное мясо для странных войн за пределами России. Здесь подошла бы песня "Наутилуса": "Из нас выращивают смену / для того, чтоб бить об стену…", - но это было бы слишком жёстко…

Не все вернулись с той войны. Фото А. Лихачёва

К тому же, анонс на сайте драмтеатра уверяет: "Создатели спектакля не ставят перед собой целью делать глобальные выводы, выносить приговоры, ставить диагнозы. В центре их интереса - частный случай, одна судьба, одна жизнь". Правильно: как нам внушают охранители, главное - не обобщать. Типа: давайте не будем! А не то…

Эта актуальная, антивоенная пьеса Юлии Ионушайте (завлита Кировского драмтеатра, ученицы Николая Коляды) получила в одной из номинаций Гран-при VI драматургического конкурса "Свободный театр" (2011 год). Её ставили театры и студии в Москве, Донецке, Омске, Костроме. Отлично, что и вятский театр решился на постановку, а режиссёр Владимир Жданов нашёл острую, не привычную для этой сцены камерную форму. Актёры играют увлечённо и самоотверженно. По ходу действия они пытаются вовлечь зрителей в разговор и даже дарят им яблоки. Интерактив получился не во всём, но попытка - очень интересная.

Оказывается, и в орденоносном драмтеатре имени С.М. Кирова возможны спектакли-события, достойные попасть в программу "Золотой маски". Всем - спасибо!


Михаил Коковихин


"Вятская особая газета" 20.02.2014, № 6


Иван Шевелёв и Владимир Жданов. newsler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008