Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


По стопам Родченко и Татлина

Выставка художника-архитектора Владимира Шкляева в КХМ

На первой персональной выставке Шкляев представил интересные конструкции мебели, размещенные в пространственной среде, а также малую пластику того же стиля. Его работы конструктивны и в большинстве своем функциональны. Художник работает с деревом, стеклом и металлом. Такое сочетание материалов полюбилось создателям мебели еще в начале ХХ века.

В объектах Шкляева прослеживаются традиции пионеров советского дизайна 1920-х годов. Новаторы-практики и теоретики А.Родченко, А.Лавинский, В.Татлин и др. утверждали принципы функционального удобства, комплексности, конструктивной и образной лаконичности предметной среды.

Сторонники конструктивизма выдвигали задачу "конструирования" окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, целесообразность конструкций, эстетику металла, стекла, дерева. Роскоши "буржуазного быта" конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм.

В наше время дизайнеры, обустраивающие жилое пространство, подчас возвращаются к использованию традиционных материалов, освоенных конструктивистами. Но вкладывают в это иной смысл.

В предметах мебели и малой пластике Шкляева на первый план выходит форма, которую архитектор строит со всей скрупулезностью. Даже цвет объектов играет важную роль. Выбор черного, темно-коричневого, неокрашенного дерева позволяет создать форму, хорошо читаемую зрителем. Каждый предмет мебели, будь то вешалка или складной стульчик, продуман автором и с точки зрения функциональности.

Объекты малой пластики мастерски стилизованы Шкляевым. Автор улавливает самые характерные черты образа - кошки, собаки или змеи. Рыбки показаны зрителю в самых разных интерпретациях. То рыбка целостна по композиции, то она дробится на симметричные части, то где-то прослеживается асимметрия. Удивляют лаконичностью форм и фрукты, выполненные в традициях кубизма.

Формально очень интересные, объекты Шкляева несут еще и смысловую нагрузку ("Яйцо кактуса", "Храм рождения мира"). Продолжая идеи дизайнеров начала прошлого века, Владимир Шкляев привносит в них нечто новое, адаптированное к человеку ХХI столетия.

Арина МОРОЗОВА, научный сотрудник Кировского художественного музея

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz