|
По стопам Родченко и Татлина Выставка художника-архитектора Владимира Шкляева в КХМ На первой персональной выставке Шкляев представил интересные конструкции мебели, размещенные в пространственной среде, а также малую пластику того же стиля. Его работы конструктивны и в большинстве своем функциональны. Художник работает с деревом, стеклом и металлом. Такое сочетание материалов полюбилось создателям мебели еще в начале ХХ века. В объектах Шкляева прослеживаются традиции пионеров советского дизайна 1920-х годов. Новаторы-практики и теоретики А.Родченко, А.Лавинский, В.Татлин и др. утверждали принципы функционального удобства, комплексности, конструктивной и образной лаконичности предметной среды. Сторонники конструктивизма выдвигали задачу "конструирования" окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, целесообразность конструкций, эстетику металла, стекла, дерева. Роскоши "буржуазного быта" конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм. В наше время дизайнеры, обустраивающие жилое пространство, подчас возвращаются к использованию традиционных материалов, освоенных конструктивистами. Но вкладывают в это иной смысл. В предметах мебели и малой пластике Шкляева на первый план выходит форма, которую архитектор строит со всей скрупулезностью. Даже цвет объектов играет важную роль. Выбор черного, темно-коричневого, неокрашенного дерева позволяет создать форму, хорошо читаемую зрителем. Каждый предмет мебели, будь то вешалка или складной стульчик, продуман автором и с точки зрения функциональности. Объекты малой пластики мастерски стилизованы Шкляевым. Автор улавливает самые характерные черты образа - кошки, собаки или змеи. Рыбки показаны зрителю в самых разных интерпретациях. То рыбка целостна по композиции, то она дробится на симметричные части, то где-то прослеживается асимметрия. Удивляют лаконичностью форм и фрукты, выполненные в традициях кубизма. Формально очень интересные, объекты Шкляева несут еще и смысловую нагрузку ("Яйцо кактуса", "Храм рождения мира"). Продолжая идеи дизайнеров начала прошлого века, Владимир Шкляев привносит в них нечто новое, адаптированное к человеку ХХI столетия. Арина МОРОЗОВА, научный сотрудник Кировского художественного музея |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |