|
Тайная вечеря мастера Выставка живописи Александра Мочалова (к его 50-летию)
В 90-е годы Мочалов вываливал на зрителя обильный поток обнаженок, философических картинок, портретов в духе Модильяни. В 2002-м всё осталось - и плодотворность, и обширные размеры полотен, и жанры, но изменился сам дух живописи. Некоторая размытость красок и форм уступила место четкому рисунку, строгой геометризированности линий, предельной светоносности и контрастности палитры. Это очень красиво и ни на кого не похоже. Раньше религиозная тема у Мочалова была малозаметна, а на выставке появилась целая серия датированных 2002 годом полотен с религиозными мотивами. В картине "Хлеб и вино" Христос и Мадонна противостоят многофигурной толпе апостолов во главе с Иудой. Иудеям так же не нужны чудесные дары Христа, как живопись Мочалова - широким народным массам. Золотая чаша с красным вином превращается в чашу с кровью - на холсте "Да будет воля Твоя". Христос засмурел, почернел и уже готов испить горькую чашу Бога-Отца. Распятие готово, народ безмолвствует, Гоголь сжигает рукопись "Мертвых душ" и свою душу (картина "Поэма"). Критики говорят о влиянии на зрелого Мочалова живописи Александра Иванова и Нестерова. В этот перечень я бы еще добавил прошлогоднюю выставку "Южнорусская волна" с жуткими евангельскими личинами (например, "Тайная вечеря" Голосия). "Мочалов - художник думающий, ищущий, сомневающийся, а главное, умеющий проникать в суть вещей, - пишет в каталоге искусствовед Елена Кириченко. - Основополагающая идея в творчестве художника - безусловное приятие жизни во всех ее проявлениях". Это "приятие" выражено у "думающего и ищущего" главным образом в женских ликах. Мастер с любовью пишет "ближний круг": тещу, которая в 1920-е позировала Михаилу Демидову, жену-поэтессу Людмилу Суворову, дочь - заочницу Литинститута Сашу, галеристку и импрессарио Екатерину Тарасову... "Ценой иного измеренья Он превосходит мир", - читала на открытии выставки стихи, посвященные Мочалову, его дочь. И это утверждение на фоне грандиозной экспозиции не выглядело слишком большим преувеличением. Михаил КОКО |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2003 Дизайн. Верстка. : Игорь Полушин, 2002-2003 ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ АНО «ЕДИНСТВО ЖУРНАЛИСТИКИ И КУЛЬТУРЫ» |