Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


А.Мочалов. Хлеб и вино. 2002. Х., м.
А.Мочалов. Хлеб и вино. 2002. Х., м.

Тайная вечеря мастера

Выставка живописи Александра Мочалова (к его 50-летию)
Мила. 1975. К., м.
Мила. 1975. К., м.
Портрет П.С.Вершигорова. 1995. Орг., м.
Портрет П.С.Вершигорова. 1995. Орг., м.
Зеленый стул. 1994. Х., м.
Зеленый стул. 1994. Х., м.
"Да будет воля Твоя". 2002. Х., м.
"Да будет воля Твоя". 2002. Х., м.

Мочалов Александр Петрович род. 29.01.1952 в Кирове в рабочей семье. Закончил Кировское худ. уч-ще (1972). Ученик Л.Артамощенко. Работал художником-оформителем. Оформил спектакль "Пристанище" в Кир. театре кукол. Член Союза художников с 1996. Пристрастия: Бах, Вивальди, Лист, Рахманинов, Достоевский, Гоголь, Булгаков, Модильяни, Шагал, Рублев, Нестеров, Врубель, Демидов.

В 90-е годы Мочалов вываливал на зрителя обильный поток обнаженок, философических картинок, портретов в духе Модильяни. В 2002-м всё осталось - и плодотворность, и обширные размеры полотен, и жанры, но изменился сам дух живописи. Некоторая размытость красок и форм уступила место четкому рисунку, строгой геометризированности линий, предельной светоносности и контрастности палитры. Это очень красиво и ни на кого не похоже.

Раньше религиозная тема у Мочалова была малозаметна, а на выставке появилась целая серия датированных 2002 годом полотен с религиозными мотивами. В картине "Хлеб и вино" Христос и Мадонна противостоят многофигурной толпе апостолов во главе с Иудой. Иудеям так же не нужны чудесные дары Христа, как живопись Мочалова - широким народным массам.

Золотая чаша с красным вином превращается в чашу с кровью - на холсте "Да будет воля Твоя". Христос засмурел, почернел и уже готов испить горькую чашу Бога-Отца. Распятие готово, народ безмолвствует, Гоголь сжигает рукопись "Мертвых душ" и свою душу (картина "Поэма"). Критики говорят о влиянии на зрелого Мочалова живописи Александра Иванова и Нестерова. В этот перечень я бы еще добавил прошлогоднюю выставку "Южнорусская волна" с жуткими евангельскими личинами (например, "Тайная вечеря" Голосия).

"Мочалов - художник думающий, ищущий, сомневающийся, а главное, умеющий проникать в суть вещей, - пишет в каталоге искусствовед Елена Кириченко. - Основополагающая идея в творчестве художника - безусловное приятие жизни во всех ее проявлениях". Это "приятие" выражено у "думающего и ищущего" главным образом в женских ликах. Мастер с любовью пишет "ближний круг": тещу, которая в 1920-е позировала Михаилу Демидову, жену-поэтессу Людмилу Суворову, дочь - заочницу Литинститута Сашу, галеристку и импрессарио Екатерину Тарасову...

"Ценой иного измеренья Он превосходит мир", - читала на открытии выставки стихи, посвященные Мочалову, его дочь. И это утверждение на фоне грандиозной экспозиции не выглядело слишком большим преувеличением.

Михаил КОКО

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2003
Дизайн. Верстка. : Игорь Полушин, 2002-2003
ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ АНО «ЕДИНСТВО ЖУРНАЛИСТИКИ И КУЛЬТУРЫ»
Хостинг от uCoz
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz