|
Марина ДОХМАТСКАЯ: Чем тяжелее на пути, тем радостнее Интервью с кинорежиссером «М-студии» КГТРК «Вятка» - За январь-февраль по разным телеканалам прошли шесть новых фильмов режиссера Марины Дохматской. Это 5-серийный цикл «Как устроена Россия» («Культура») и полнометражный телефильм «Обет» (КГТРК «Вятка»). Когда всё это успели сделать?
- Это итог двух лет упорного труда «М-студии», осмысление, накопление: Фильм «Обет» был готов к концу 2002-го. Два года мы его снимали с оператором Валерием Князевым, а осмысливала я его с тех пор, как узнала, что у нас есть такое явление духовное - Великорецкий крестный ход. Но для себя решила: пока сама не пройду, я не имею права делать об этом фильм. Считаю, что это только капля в море - то, что мы сделали. Это может быть делом всей жизни - каждый год ходить и снимать. Но лучше только ходить. Это же огромное событие, мощное, за счет того, что в нем такое количество народу участвует. И вообще для многих счастливых людей крестный ход - самое главное в жизни. Поэтому его всегда будут воспевать, он всегда будет источником вдохновения. Это целая живоносная река. И такую реку в один мах-то не перепрыгнешь. - В чем специфика Вашего взгляда на крестный ход? Ведь любой подход к теме - это лишь один из ракурсов. Какой ракурс выбрали Вы? - В позапрошлом году, когда мы во время съемок двигались параллельно с ходом, подъезжали к стоянкам, километра два-три проходили, снова уезжали. Это был взгляд извне. А во второй раз, в 2002 году, мы старались увидеть происходящее изнутри. Но только когда я сама прошла весь путь, я поняла, что самое главное - то молитвенное состояние, которое там есть. И поэтому для меня было важно попытаться сохранить, передать этот молитвенный ритм, это движение живого тела. Этим и отличается крестный ход от всяких походов: идет церковь, идут люди церкви, они молятся, поклоняются Николаю Чудотворцу. Что меня восхитило, что я посчитала возможным в фильме сделать главным - это присутствие вот этого трепета перед святыней. Это обряд, то есть это - цельное действие, а не просто взять и из одной точки перейти в другую. Наш фильм - это репортажная притча (как недавно кто-то определил, мне кажется, очень удачно). Я пришла к твердому убеждению, что крестный ход невозможно снять так, как он есть. Потому, что он каждый раз разный. И у каждого он свой, и каждый будет видеть то, что именно он переживает в этот момент. И чем больше будет на эту тему сделано, тем лучше. Это же неисчерпаемая тема. Очень многие отметили в фильме эпизод тяжелого перехода после дождя. Каждый крестный ход бывает какое-то испытание: грязь по колено, идти тяжело, но какие лица при этом! Меня поразил вот этот контраст, это сочетание телесного труда и духовной радости. Это для меня вообще определяет весь крестный ход: чем тяжелее, тем радостнее. Там действительно самая высокая степень радости. И еще, в последнем эпизоде, уже возвращается крестный ход по этой пыльной дороге - бетон, гравий, жара. А когда подходят к городу, все женщины переодеваются в белые кофточки, в белые платки. Говорят, что Россия спасется вот этими белыми платочками и кофточками. Это надо видеть, как вдруг всё становится белым, нарядным. Это настоящий праздник. И как все священники идут по этой грязи, а ризы не пачкаются... Я даже не дерзну сказать, что это фильм. Это просто этюд на тему Великорецкого крестного хода, это мое ощущение, впечатление. Как будто глаза промываются после этого, всех видишь другими, и себя грешного. - А взгляд на то, как устроена Россия, сформировался до крестного хода или после? - Проект «Как устроена Россия» начинался со съемок Великорецкого крестного хода. 1 июня 2001 года, когда мы снимали подъем колоколов в селе Великорецком, а дня через три пришло известие о том, что канал «Культура» утверждает этот проект. Мы начинали снимать для себя, но так потом получилось, что с этого был дан отсчет... То есть в течение крестного хода мы рассуждали о том, как устроена Россия. - Ну, и как она устроена? - Ответа нет. Мы сразу решили с моим соавтором и коллегой Еленой Беляевой, что ведь наше дело не внутреннюю структуру показывать - этим занимаются совершенно другие люди. Наше дело - найти взгляд, точку зрения. И мы решили сделать срез современной жизни. Мы снимали весь цикл фильмов четыре месяца, пять месяцев монтировали - это абсолютно современная картина. Главный метод работы - соединение, даже смешение разных персонажей нашей жизни, ситуаций: Мы пытались соединить, даже смешать ситуации, разных персонажей нашей жизни. Нас интересовали не конкретно Иванов, Сидоров, а типы людей. Например, в фильме «Служба» - чиновники разных уровней: глава города, губернии, представитель федеральной власти, но живущие в разное время. А в «Нравах» берем ситуацию до свадьбы, саму свадьбу, и после свадьбы - в их вариантах, наиболее часто встречающихся. Вот эти варианты мы сталкиваем между собой и смотрим, что изменилось, а что не меняется. У режиссера ведь какая задача? Не сказать лишний раз, что, мол, так вот и так: «Волга впадает в Каспийское море». Он должен разбудить мысль, чтобы зритель стал думать: а почему так? И если я начинаю думать об этом, может даже с раздражением или несогласием, но если это заставляет размышлять, значит, кино получилось, именно документальное кино. Почти во всех фильмах цикла мы рассматривали 100-летний отрезок российской истории. Поэтому и получается, что на одной стороне - Степан Халтурин, а на другой - сегодняшние школьники, сформировавшиеся в последние 10 лет. По существу, мы с вами свидетели двух революций. Мы еще в пределах тех поколений, которые это видели, которые это застали. Это огромная дистанция. И многое на этой дистанции произошло. Что сошло с нее и что осталось? Привожу простой пример: вот я иду сегодня по улице Степана Халтурина, там висит мраморная табличка «Здесь в таком-то году революционер Степан Халтурин жил-был, получил задание и совершил покушение на царя». В двух шагах от нее - православная гимназия. Пожалуйста, рядом живут киллер и нравственный закон. И все это существует одновременно или одновременно (как говорил драматург Евгений Гришковец). И есть готовый ответ: это все история, пусть все будет. Но стоит задуматься: а что такое мемориальная доска? Она же ассоциируется с положительным чем-то. С тем, что утверждается, что не хотят забыть, чему хотят подражать. Но он же покушался на царя - помазанника Божия, на царя-освободителя, между прочим. Вот мы и решили посмотреть, насколько это живет, как прорастает сегодня. Если кто видел фильм, тот поймет, насколько прорастает. Прорастает, и еще как. И кто за это отвечает? Кто этим должен заниматься? Школа, городские власти, средства массовой информации? Я не знаю: Я знаю, что когда это поставлено в один видеоряд, это ошеломляет. Сейчас вот так устроена Россия, что всё в кучу, всё это рядом. Замечательные, красивые подростки выходят из гимназии, переходят дорогу и вливаются в безликую толпу, и тут же в ней растворяются. И над толпой, как вы видели в фильме «Уроки», летит воздушный шар, на котором - череп и кости. А монолог прохожего у памятника Халтурину! Диву даешься, что сегодня в головах наших современников. В нашем фильме нет ни одного постановочного кадра. Да и не надо, вы посмотрите кадры на площади, - какие лица, какие персонажи, какой режиссер придумает это? Просто надо внимательно смотреть. Я думаю, что эти лица людей на площади - мы снимали во время Дня города во время выпускного бала - это и есть наша современность. В типах лиц, в костюмах, манерах, нравах. В фильме «Обет» мы сняли длинный-длинный проход, и люди идут кто в чем - в спортивных майках, в «адидасе», но такое впечатление, что это всё лишь костюм, всё шелуха, всё внешнее, это идут те же люди, которые шли сто лет назад, триста. Вообще сегодня сам факт попадания провинциала на ЦТ - явление уникальное. Столица России не знает, а интерес к провинции огромный. Ведь все, что мы показали, это может быть где угодно, не обязательно в Вятке. Зрители отмечали, что наш праздник города на прудах вообще произвел впечатление события. Происходящего в каком-нибудь из американских штатов, а мэра города выглядел как сенатор какого-нибудь штата Иллинойс. - Я знаю, сейчас «М-студия» работает над новым документальным сериалом «Территория». Там у Вас тоже типичные представители России или реальные герои? - Там будет абсолютно по-другому. Почему? Опять-таки жизнь заставляет. Сейчас типично дискретное видение жизни, когда всё свалено в кучу, действительно очень хаотическая жизнь. Все собрано по частям. Связи не прочные и разваливаются. Вот мы в цикле «Как устроена Россия» и попытались монтажным образом создать нечто целое из разных частей. Но в сериале «Территория» (мне кажется, это нормальное явление) срабатывает закон «отрицание отрицания». Уже хочется целого, настоящего, не-симулякра. Хочется подлинного героя, выжившего в этом смутном времени, устоявшего, удержавшего свою территорию. Хочется сказать, что и в наше время это возможно. Это тоже наши люди, тоже Россия: Это огромная территория, где всё разломано, всё разбито, всё это кровоточит. И только усилием отдельных героев эта территория еще удерживается. Герой нашего первого фильма Виктор Петрович Савиных совершил реальный подвиг и сегодня, как титан, ногами стоит на земле и на плечах держит небо - территорию пилотируемого космоса, интернет-образования, вообще много чего делает. Вот такие персонажи, такие люди - могут и реально делают не ради славы, а потому что чувствуют ответственность. Чувство ответственности - это ключевое слово для следующего сериала. - У Вас принципиально другой, чем в телевизоре, герой? - Нормальная реакция на телевизор. Поскольку вся моя жизнь прошла в телевизионном кино, мне страшно, что мы оставили эту территорию. Что реальный герой ее покинул, что его вытеснил этот гламур. Со всех каналов пропал реальный человек, которому мы служили, во имя кого всё это существовало. И сейчас нечего пенять на руководство, народ востребовал этого зрелища. Как сказала журналист и героиня одного из наших фильмов Светлана Шешина: чего будут показывать, то и будут смотреть. И поэтому необходимо вернуть на экран нормального, реально действующего героя. В конце концов, а где человек труда на экране? Ну, ведь действительно его нет. Если человека сейчас закрыть один на один с телевизором, представляете, какой мир нарисуется? Кроме редких вкраплений нормальных документальных фильмов, вообще вся жизненная фактура сейчас сдвинута в информацию и подается только в виде катастроф, а всё остальное - игра, голое развлечение, ставка на досуг. А я хочу положительного героя, которого уважаю, за которым есть реальное дело. Сериал большой, герои только намечены, возможно, что они будут заменяться - все это в пределах наших договоренностей. Жизнь продиктует и скорректирует как надо. Я думаю, что такие люди есть, например, священник, живущий на самой окраине цивилизации. Будет и человек труда. Мы попробуем пройтись, посмотреть, что происходит в местах, где обычно водились герои. Выбор героя определяет та территория, за которую он несет ответственность, значительность этой территории и масштаб его ответственности. - Вы активно сотрудничаете с телеканалом «Культура»? - К сожалению, гостелерадиокомпания <Вятка>, которая в свое время сформировала территорию профессионального документального кино, где были заметные достижения, сегодня вместо того, чтобы сохранять эту территорию, объявила, что не будет давать никаких ассигнований на собственное производство телефильмов, за редким исключением. И если мы хотим делать кино, значит, мы вынуждены искать на это деньги сами. - И где вы их ищете? - Много где. Интерес к настоящей фактуре в документальном кино не пропадает. И есть интересные предложения, и немало. Но почему мы сотрудничаем, в первую очередь, с каналом «Культура»? Они дают наибольшую свободу. Не говорю, что там большие деньги (они как раз минимальные), но есть свобода в выборе тем. И второе, они согласны с нашей установкой очерков провинциальной жизни. То есть мы можем работать на своей территории. Как мне сказал один вятский, живущий в Москве, про Париж нам кто угодно снимет, а ты лучше про Вятку расскажи. А я это делаю с удовольствием, поскольку это моя Родина. Сергей СУНЦОВ |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |