|
Шамбала - культстолица Поволжья «Великий Шёлковый Путь в третье тысячелетие»
С третьего-второго веков до н. э. китайцы начали возить шёлк - культуру тутового шелкопряда - сквозь границы: до западных пределов Азии (а потом и в Европу). Этот Великий Шёлковый Путь попытались повторить сегодня вятчане Владимир Бондарев, Клара Коциенко и Марк Павлов-Опульс - теперь уже в рамках «Культстолицы Поволжья» (ее девиз, по совпадению, тоже «Сквозь границы»). Небесно-горные пейзажи Бондарева, его же скульптуры, изображающие то рысь, то танцующую девушку (с прогалом вместо лица), бронзовые фигурки Коциенко с атрибутами Азии (беркутом, верблюдом, ишаком) - всё это, по замыслу руководителей проекта Нины Мартыновой и Павлова-Опульса, несет нам культуру Востока в синтезе с нашей. Короче, Шамбала, мандала, Тянь-Шань, Гималаи, Рерих и прочая духовность. Сам Марк Павлов-Опульс (с отчеством Маркович еще длиннее) занял целый зальчик. Мастер просил называть его «герр Марк»: по отцу он - немец, жил много лет в Азии, 5 лет назад перебрался на родину жены - в Киров, но чует зов исторической родины - Германии. Фатерланд зовет. Картины герра - это что-то ярко-восточное, орнаментально-примитивистское. На холсте «Великий Шёлковый Путь», ставшем эмблемой выставки, пять верблюдов в цветных халатах тащатся по пустыне - впереди бородатый аксакал в чалме, типа Ходжи Насреддина или Бен Ладена. Тетраптих «Времена года» посвящен символам Японии: «Цветы весной / Кукушка летом / Осенью луна / Чистый и холодный снег зимой» (стихи Догена), но вместо кукушки почему-то летят гуси-лебеди. Задаешься вопросом: действительно ли этой выставкой проложен «великий путь в третье тысячелетие», в новое синтезированное российско-восточное искусство? К сожалению, уровень представленных работ не впечатляет: усредненно-реалистичная, осторожная манера четы Бондарева и Коциенко, размашисто-развесистый стиль Павлова-Опульса... Культура Востока, пропущенная сквозь призму трех россиян, потеряла многое - аутентичность, глубину, самобытность. Попытка стать азиатом не сродни ли «желанию быть испанцем» Козьмы Пруткова? Тихо над Альгамброй. Дремлет вся натура. Дремлет замок Памбра. Спит Эстремадура. Михаил КОКО
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |