|
Романтика белого савана «W.Shakespeare's Romeo & Juliet» в Театре на Спасской
Как в экранизации «Ромео и Джульетты» Бэза Лурмана (1996), худрук Александр Клоков одел героев в модерновые костюмы и представил вражду семейств Монтекки и Капулетти как разборки молодежных группировок. И тут, как водится на Спасской, не обошлось без драк в постановке В.Оганесяна и танцев в хореографии И.Брежневой - под красивую брутальную музыку (типа «Rammstein»). Жаль, актеры не поют, а чего-то говорят. Половина сверхнасыщенного шекспировского текста - увы - скомкана скороговоркой или музычкой, «подложенной» под некоторые диалоги. Чувствуется, что сегодня Шекспир, как и вся классика, превратился в «слова, слова, слова». Вызревает неизбежность мюзикла - жанра, наиболее удобоваримого для современной аудитории, но он требует... Да много чего он требует - почти непосильного для Театра на Спасской. От классических колонн на сцене осталась лишь проволочная арматура (сценография Е.Авиновой). Балкон Джульетты трансформируется в ложе любви, потом в ложе смерти и в космический «грузовик» с красными огоньками, уносящий героев на небеса. Поехали! Любовь Ромео (А.Штепанов) и Джульетты (Н.Красильникова) смотрится как бегство от всеобщей вражды, как жест отчаяния, как «бунт бессмысленный и беспощадный». Бессмысленный хотя бы потому, что зубчатая механика неотвратимо опускает занавес, как гильотину. От плясок смерти можно укрыться лишь под белым саваном. Самоубийство любовников - это так романтично! В «Ромео и Джульетте» нормальные, еще не вступившие в компромисс с миром подростки, способные чувствовать и страдать, попадают в мир манекенов и симулякров. Традиционный конфликт «любовь-вражда» превращается здесь в конфликт между живыми и неживыми, способными лишь к разрушению и множащими смерть. Крупным планом, на авансцене - про любовь. Хотелось - живых, стремительно развивающихся чувств. Ярких, но обреченных на смерть отношений. Вот если бы актеры смогли это сыграть более заразительно - в противовес пляскам смерти. Михаил КОКО |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |