|
Сергей Зиновьев: Времячко, когда остановился маятник Интервью художественного руководителя "Гранд ТВ" - Есть ли какая-то сверхзадача у "Гранд ТВ"? - Нет, конечно, никакой сверхзадачи. "Гранд ТВ" - это факт нашей жизни. Телевидение - вещь очень обыденная. Было бы смешно, если бы я назвал сверхзадачу или цель, потому что здесь работают разные люди и каждый утверждает что-то свое. Поэтому просто стараемся делать канал интересным для себя, чтобы свободно дать человеку высказаться, невзирая на то, что это иногда выглядит для кого-то странным. - Чей это канал? - Учредители - АО "Спутник" и несколько общественных фондов. Каких? Я мало этим занимаюсь. Степень участия фондов в нынешней работе компании очень невелика. - Учредители влияют на политику канала? - Это было важно в начале работы "Гранд ТВ", когда мы с учредителями чаще встречались, обсуждали, каким должен быть канал. А сейчас очень редко появляется необходимость с чем-то выступить. - Она появляется в период предвыборных кампаний? - Этот период, видимо, еще не начался. Так что пока у нас всё спокойно. А начнется - это будет везде, эта катавасия. Телевидение - известный механизм воздействия на массы. Если будет нужно - это будет делаться, мы многое умеем на самом деле, скажу без ложной скромности. Хотя масса непредсказуема абсолютно. Если вернуться к прошлым местным выборам, там было очень много неожиданностей, невзирая на то, что пытались какие-то технологии применить к вятскому электорату. Но свойство российского сознания - полагаться на авось. Это Запад рационален, а у нас страна нерациональная, мы живем так: посмотрим, чего там, да поглядим, да и ладно, фиг с ним, доллар упал, ну и ладно, подумаешь, проживем и без кредитов... Видимо, жизнь к этому приучила. Это нормально: элемент непредсказуемости подогревает интерес к жизни в целом. Мы абсолютно и давно уже не теоретизируем, и так всё всем ясно. - Чем занимается худрук на "Гранд ТВ"? - Сейчас всё вошло в стабильное русло. Здесь работают люди достаточно зрелые, и необходимости контролировать их по мелочам нет. Мы даже летучки сейчас отменили. Мы уже хорошо знаем, кто на что способен, и всех нас это устраивает. Но это не значит, что у нас не появляются новые проекты. Кстати, к лету на "Гранд ТВ" начнет выходить "Кировское Времячко" в полном объеме - будет сделана попытка запустить программу, которая стилистически и по остальным показателям ближе к зрителю. Это филиал "Времячка", выходящего на "ТВ-Центр". К нам приезжала московская бригада - оператор-постановщик, художник. Они сделали чертежи нашего маленького павильончика, чтобы применительно к нему сохранить концепцию собственной программы, привезли свои материалы, вплоть до западных методик по информационной журналистике. Сегодня там и здесь уже начали выходить первые сюжеты, они отправляются в Москву и выходят под шапкой "Кировское Времячко" - заставки специально сделаны в Москве. Наш город третий в обойме - Кострома, Самара, Киров, которые будут этот информационный холдинг поддерживать. Москвичи отсмотрели много наших программ, материалов, рекламы и остались довольны нашим уровнем. - Ты уже не очень влияешь на эстетику канала? - Постольку-поскольку. Где-то я вмешиваюсь, но стараюсь это делать в форме пожеланий и советов. Начиная с новых компьютерных заставок, которые мы будем делать, и кончая сюжетами "Времячка". У нас маленький коллектив, и всем приходится делать больше, чем предусмотрено штатным расписанием. - Может ли телевидение быть авторским? - Телевидение - вещь очень структурная. И в рамках своей структуры она может быть авторской. Она технократизирована, хотя это же основа жизни - структурализм, это же не Ролан Барт выдумал и не Менделеев. Сам мир периодичен, и телевидение тоже повторяемо. Всё повторяемо: есть 12 сюжетов, на базе которых существует весь массив мировой литературы. Всегда, конечно, есть выбор. А телевидение очень удобно тем, что оно циклично: каждый вечер ты автоматически включаешь ТВ - и на эти циклы надо рассчитывать, если хочешь быть людьми услышан. Говорить об авторском телевидении можно, но с учетом того, что оно должно быть доступным, я не знаю, бывает ли массовый авторский жанр. Тут какое-то противоречие. Телевидение - это массовая вещь. Если это не массовая, не рейтинговая вещь, она перестает выходить, особенно у нас на канале. У нас же коммерческий канал: мы сами себе зарабатываем деньги, приходится крутиться. - Существует ли рейтинговый список ваших телепрограмм? - Мы пытались сделать какие-то исследования, анкеты. А чтобы специально заказывать, что-то я не припомню такого. Большой необходимости в этом нет, потому что провинциальное телевидение очень сковано материальной стороной дела. Тут ситуация не лучше и не хуже, чем в музыке, в театральной жизни, - точно такая же местечковая политика и на телевидении. Мы же не можем преодолеть реальности, тем более что телевидение с повседневной реальностью завязано гораздо плотнее, чем, допустим, театр. - Какие ваши программы выпали из эфира из-за низкого рейтинга? - У нас был криминальный цикл "Тень" - новости "теневой" жизни города. Программа просуществовала недолго, никто из спонсоров в нее вложиться не захотел. Но тут дело не в рейтинге, ее все равно смотрели, а дело в медиа-планировании, в телевизионном маркетинге. - А почему исчез "Горячий интерактив" с двумя сексуально озабоченными девушками? - Они, наверное, по сути, всё уже обсудили: наш вятский зритель, видимо, не сильно продвинут в этой области, все фантазии оказались исчерпанными. У нас ежегодно запускаются новые и интересные для зрителей проекты, и в этом тоже природа телевидения, а иначе это будет мертвый канал. И тот же "Горячий интерактив", может быть, был для кого-то смешон, но многие смотрели эту передачу, и там эстетика была соответствующая - в духе вятского менталитета. - Каков он, этот вятский менталитет? - Это легче определить на примере себя, ведь я коренной вятский человек. Мне импонирует в наших людях открытость, прямота, незлобивость, добродушие, простодушность. Поэтому к экспериментальным вещам они проявляют интерес не сильно. Вятские люди в массе своей - не слишком продвинуты, не особенно искушены в последних плодах цивилизации и культуры, в декадентствующих явлениях конца тысячелетия. Но, может быть, этого и не нужно. - Как изменилась эстетика "Гранд ТВ" за четыре года существования канала? - Естественно, она стандартизировалась, утратила желаемые поначалу черты индивидуальности, претензии на концептуальность, хотя это всё осталось в тех людях, которые составляют основу нашей компании. У нас очень творческий коллектив. Но реалии, реалии... Усилия, позывы, порывы авторов, к сожалению, не всегда находят благодарный отклик у массового зрителя, поэтому приходится немножко их корректировать. - От элитарной ваша эстетика переходит к массовой? - Видимо, да. Волей-неволей мы попали в некую колею, но это достаточно широкая колея, в которой ты можешь маневрировать. Естественно, мы ориентируемся на вкусы, на рейтинги, на рекламодателей, которые заказывают какие-то ролики. Но мы всегда предлагаем им варианты. Даже когда мы работаем в рекламе с клиентами, особенно с теми, в которых уверены, что это серьезный, не случайный для нас клиент, всегда делается какой-то тендер. Даже если это пишет один человек, предлагаются разные варианты, и, естественно, выбираются какие-то идеи, интересные для самого человека, который это будет делать. - Откуда ты черпаешь эстетические идеи? - Отовсюду. Говорят, смешанные браки приносят наиболее ценные гены. Так и в области культуры желательно искать артефакты, имеющие очень мало отношения к телевидению. Телевидение - это же вообще эклектика, там можно всё смешать. К примеру, я постоянно слушаю много самой разной музыки - какое-то время мне нравилась готическая музыка типа "Баухаус". Всегда интересовала этническая музыка, начиная с африканской и кончая, например, молдавской. Близок минимализм: Филипп Гласс, Сергей Курехин, Найман. Вообще минимализм очень любопытен в плане эстетики: сюда можно и Шостаковича отнести в каких-то вещах, и Наймана. Там остается пространство для достраивания образности. - Какая реклама тебя вдохновляет? - В мире огромное количество рекламных фестивалей. К ним большие рекламные агентства делают специальные ролики, эстетские вещи, которые очень интересны в плане креатива. На российских экранах превалирует реклама на уровне бытового сознания, а я видел, допустим, рекламу тех же прокладок, решенную в жанре триллера: жена в ссоре убивает своего мужа, вот-вот должна приехать полиция, тогда женщина хватает прокладки и моментально стирает ими кровь и все следы преступления. Тут очень хорошо оппозиционированы свойство товара и парадоксальная форма. Иногда попадается интересная реклама и на центральных телеканалах - например, "фантовский" цикл: ролики с пирамидой, с Мариэлой. И профессионально, и с юмором. "Спрайт" - не всё, но в принципе нормально. Юмор в рекламе, кстати, очень желателен, потому что он как бы компенсирует пафос производителя, который себя рекламирует. Я тоже, как и многие в нашей телекомпании, занимаюсь рекламой. К примеру, в Венеции мы сняли ролик о продукции фирмы "Калинка". Там всё просто: гондольер хочет познакомиться с девушкой в норковой шубе и пытается угадать ее имя: "Джованна? Мария? Доничелла?" - и всё мимо, девушка на него ноль внимания. И тут сидящий в гондоле "новый русский" называет правильное имя: "Калинка!" И слоган соответствующий: "Калинка - новое имя в меховой моде!" В этом ролике весело обыгран западный психологический стереотип, что Калинка - это имя русской девушки, как в песне "Катюша"... - Насколько новые технологии влияют на содержание и форму телепрограмм? - Влияют весьма. Появился один пульт, потом появился другой пульт, и Юра Ардашев уже делает новую монтажную редакцию своего известного фильма "Past I... Present I...", и в этом есть резон, потому что появляются новые технические возможности, и если к ним подходить творчески, то это, конечно же, расширяет возможности языка. Хотя опять же возвращаясь к минимализму, средства остаются средствами, и иногда чем лапидарнее язык, тем впечатление сильнее. Я себя не отношу к интеллектуалам, занимающимся исследованиями: очень много текущей работы, и поэтому особого времени для рефлексии нет, но считаю, что в искусстве эмоциональная отдача - это главное. То, что ты делаешь, должно вызывать эмоциональный отклик, цеплять. И тут степень просвещенности человека не столь важна: есть же какие-то архетипы, к которым ты можешь апеллировать. - А в своем новом фильме чем ты будешь эмоционально цеплять зрителя? - Фильм - заказной, премьера состоится в июле. Рабочее название - "Так закалялась сталь". Снимали в Петербурге и Кирове, доснимали в Венеции. Там есть и игровая часть, и документальная. Ну, чем цеплять? Проработав больше десяти лет, приходишь к очень классическим вещам. Большой тяги к формальным экспериментам я не испытываю: по большому счету, это легкий путь, чтобы о себе заявить, как-то выделиться. Работать в классических традициях намного сложнее, для этого требуется зрелость. Чем форма проще, тем легче зрителям воспринять. Это не значит, что должен быть примитив или жанровые схемы типа мелодрам и пр. Возвращаясь к архетипической структуре человека, я считаю, что в людях заложено стремление узнать новое и даже если человек волей судеб не способен что-то испытать в жизни, он с интересом постарается хотя бы это увидеть. Для того и идут в кино или включают телевизор. Все люди независимо от менталитета похожи друг на друга, не зря говорят о влиянии подсознательного. Только святые могли бороться с искушениями, в корне отметая подсознание. В природе человеческого любопытства лежит ключ к тому, что я делаю то, что будет интересно многим. Схемы фильма и рекламного ролика в общем-то одинаковы, они восходят к классической драматургии - к конфликту, который должен быть заложен и как-то разрешен. Чем серьезнее работа, тем меньше наворотов в ней должно быть. Message (послание) коренится в содержании, а не в форме подачи. - "Гранд ТВ" работает с молодежной аудиторией или рассчитывает на разные возрастные категории? Всё как-то просчитывается? - Молодежь - это наиболее благодатная часть аудитории, более открытая, более эмоциональная, время реакции у нее короче. А чтобы специально считать, нет. У нас коллектив молодой, поэтому ориентируемся на свои пристрастия, обсуждаем материалы друг друга. Ну, да, "Гранд ТВ" на бабушек не очень рассчитано, но бабушки и рекламу не воспринимают, это новый для них жанр. Иногда звонят: "Я заклеиваю пол-экрана листком бумаги, чтобы убрать бегущую строку". Ну, что тут скажешь? Смысл не в том, чтобы заклеивать: отключайся, совершенствуй свое восприятие. - Есть ли у вас конкуренция с другими вятскими телеканалами? - Есть. Кроме четырех телеканалов, в городе есть и продакшн-студии (иногда это один человек с компьютером), которые поставляют на рынок телевизионный рекламный продукт. Но, кстати, я с первого взгляда узнаю, кто делал конкретную продукцию - вплоть до фамилии, какими техническими средствами. Все по-разному работают. Например, ГТРК "Вятка" - большая и очень неоднородная организация, но большинство авторов, к сожалению, утратили творческие амбиции. Реклама, сделанная ГТРК "Вятка", - это в чем-то традиционная продукция, некие лобовые решения, это связано, может быть, с их технологическими проблемами. Иногда это хорошо, ведь стереотипы быстрее проникают в сознание. "9 канал" - более легкомысленный канал, они и транслируют ТВ-6 - бульварный канал (и это не мое определение), поэтому и подход у них такой - более незамысловатый. "Луна ТВ" - это компания, которая в эстетическом плане поставила на технократические вещи, но хотелось бы более живой, более эмоционально раскрепощенной продукции. А у "Гранд ТВ" - это все-таки в первую очередь творческий продукт (хотелось бы в это верить). - Практикуется ли контрпрограммирование, то есть "забивание" программ конкурента своими рейтинговыми программами? - Наоборот, стараемся, чтобы не пересечься друг с другом. Телевизионное пространство у нас не такое насыщенное, оно достаточно свободное. Хотя есть зрители, которые отсматривают все информпрограммы, сравнивают, убеждаются в разности или сходстве позиций... - Каким будет "Гранд ТВ" лет через пять-десять? - Я не думаю, что многое изменится, потому что город наш достаточно инертен. Но это и хорошо. Я считаю, что сегодня мы не так уж и плохо смотримся. Из физики известно, что всё стремится к покою, к уравновешиванию: маятник ты запускаешь, какое-то время он качается, а потом останавливается. Значит, будем искать новый импульс. М.К. ЗИНОВЬЕВ С. Анат. род. 15.11.1965 в Кирове. Журфак ЛГУ им. Жданова (1988). Работал на ГТРК "Вятка" и "Стар Плюс". С 1995 - худрук "Гранд ТВ". Режиссер телефильмов: "Граница" (1993, Гран-при Междунар. молодежн. фестиваля телепрограмм и фильмов во Владимире и Суздале), "Трансформации" (1996) и др. Разведен. 12-летняя дочь Ждана (от журналистки "Гранд ТВ" С.Трофимовой). Англ. бульдог Жаклин Бинош. |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |