Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


И.Платунов (Киров). Счастливая чета (Пушкин с женой). 1998. Х., м.
И.Платунов (Киров). Счастливая чета (Пушкин с женой). 1998. Х., м.

Слух о Сергеиче прошел по всей Руси наивной

Выставка "ПУШКИНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ" в выставочном зале КХМ им. Васнецовых

"И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал", - сказал поэт. Более полутора веков поэзия Пушкина пробуждает "чувства добрые" в душе каждого человека, знакомящегося в детстве с царями Салтаном и Гвидоном, с Русланом и Людмилой, золотым петушком и котом ученым...

На нашей выставке представлены работы взрослых людей, которые стали художниками по велению сердца, нигде не обучаясь изобразительной грамоте и работая в совершенно индивидуальной, неповторимой манере. Сегодня таких художников специалисты называют "наивными". Подобное определение применимо к языку, к стилистике художественного изображения, но, конечно, не характеризует этих мастеров как людей. Все они имеют богатый жизненный опыт, все (или почти все) - уже в преклонных летах. Но вот живет у них внутри мечта - писать картины, которые тоже могли бы пробуждать "чувства добрые". Здесь всё искренне, радостно, празднично, по-детски непосредственно и по-взрослому мудро.

Пушкин, такой знакомый, такой у каждого из нас "свой", на выставке является новым, может быть, странным, но всегда любимым - поэтом, человеком, собеседником, другом. Около 70 авторов из 30 краев и областей России демонстрируют свои интерпретации личности великого поэта, его жизни, его дум и чаяний, иллюстрируют многие пушкинские произведения.

Последние 20 лет, привлекающие внимание к необычному явлению культуры - наивной живописи, открыли и сделали хорошо знакомыми некоторые имена, которые можно встретить на нашей выставке. Это псковский художник Николай Комолов ("Пушкин на ярмарке"), москвичи Ольга Лобанова ("Качели"), Екатерина Медведева ("Свадьба Пушкина"), Василий Романенков ("Посвящение А.С.Пушкину"), ярославские, оренбургские, владимирские и, конечно, вятские авторы.

Всех разыскал и собрал их работы директор Муниципального музея наивного искусства в Москве Владимир Грозин, человек целеустремленный, верящий в то, что когда-нибудь наивное искусство станет гордостью многих музеев России. Ему удалось выиграть по конкурсу грант Президента РФ на формирование выставки, затем - грант института "Открытое общество" на ее экспонирование в российских городах, удалось заручиться поддержкой Министерства культуры в издании каталога, который должен выйти непосредственно к юбилейным дням, когда выставка будет демонстрироваться в Москве (ЦДХ), а после этого - во Франции. Всюду ей сопутствует успех - это действительно самая интересная художественная выставка к 200-летнему юбилею Пушкина.

Знакомство кировчан с наивной живописью впервые состоялось два года назад, когда в выставочном зале КХМ была показана выставка "Мудрость с наивными глазами" (совместно с московской галереей "Дар"). Что изменилось в нашем восприятии наива с тех пор? К сожалению, немного. По-прежнему среди наших музейных работников и некоторых художников-профессионалов бытует мнение об этом явлении как недостойном внимания, до сих пор встречаются определения его как самодеятельного искусства (то есть "второсортного", порой приравниваемого к кичу), а вятские художники-наивы мало кому известны. Между тем, после "Мудрости с наивными глазами" оказалось, что и в самом Кирове, и в области есть весьма примечательные авторы, которые живут неприметно и так же неприметно создают чудеса на холстах. Достаточно назвать три новых имени, вошедших во Всероссийскую пушкинскую выставку, - Евдокия Селиванова, Иван Платунов и Виталий Соловьев.

Кто знает, что у Е.Селивановой уже есть выставочный опыт за рубежом (в Австрии), а впереди - Москва? Кому известно, что персональная выставка В.Соловьева в Москве (1998) была расценена как сенсация в открытии нового имени? Кто видел, как вырос с первого своего выступления перед зрителем (1997) И.Платунов? Мы по привычке замечаем лишь давно всеми признанных или упорно называем наивными тех, кто к таковым может быть причислен условно, лишь в силу своей самобытности и "неучености"... Мы не хотим и слышать о формировании коллекции наива в художественном музее, ибо это якобы разрушит некие традиции... Мы боимся признаться, что наивное искусство сегодня зачастую чище, целомудреннее того, которое называют "ученым", "профессиональным"...

А ХХ век вот-вот закончится - и уйдет в прошлое уникальное, только этому веку присущее явление в культуре. Но, похоже, знакомство потомков с ним будет происходить по альбомам, изданным в огромном количестве за рубежом, на иностранных языках, воспроизводящим не русское, а их собственное наивное искусство. А мы еще лет пятьдесят будем думать - достойно ли ЭТО быть представленным среди музейных экспонатов...

Интерес к примитиву (и его разновидности - наиву) в России возник параллельно с европейским интересом - в начале ХХ столетия. Русские художники - и мирискусники, и голуборозовцы, а более всего - представители авангарда, - по-разному проявляли внимание к лубку, иконе, народной игрушке, вывеске, народной живописи (тогда эти явления объединяли общим понятием "примитив"). В 1920-х годах при Государственной Академии художественных наук (ГАХН), президентом которой являлся В.Кандинский, примитивом (а также детским творчеством и искусством душевнобольных) занималась комиссия, возглавляемая А.Бакушинским. Исследовались разные стороны этого искусства.

Однако наступили 30-е годы, и ГАХН была закрыта. Примитив более никого не интересовал в течение десятилетий господства тоталитарной идеологии, выразителем содержания которой стал соцреализм. Конечно, появлялись среди профессионалов художники-примитивисты, сознательно использующие приемы гротеска, игры с формой, изобразительной свободы, но их было не особенно-то и много. Среди академистов раздавалось снисходительно-уничижительное: "Да это примитив..." А одаренные самоучки, попавшие в огромную армию "самодеятельных" авторов, долгое время оставались в тени любительского подражания натурализму.

Сегодня многое изменилось. Усилиями энтузиастов в разных городах России сохраняется, изучается, пропагандируется самобытное творчество наивных художников. В Вятке в этом отношении всё спокойно. Отчего так? Оттого ли, что не находит привычных штампов в объяснении внутренняя свобода, свойственная примитиву вообще и наиву в особенности (свобода в выборе сюжетов, тем, в смелости решений)? Не странно ли в век информационного изобилия опасаться внутренней свободы в творчестве и занимать охранительные позиции, спасая от этой самой свободы большое искусство?

То, что создается народом, всегда благодатная почва для искусства. Гений Пушкина и взращен на этой почве. А разрыв связей современного искусства с национальными истоками не идет никому на пользу. Может быть, сегодняшняя выставка станет убедительным свидетельством неугасаемости народной традиции, органично связавшей непосредственное и чистое восприятие мира с самым русским Поэтом, возвестившим, что "к нему не зарастет народная тропа..."

Елена КИРИЧЕНКО, член Ассоциации искусствоведов, зав. выставочным залом КХМ им. Васнецовых

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz