|
Краткое теоретическое обоснование возможности моделирования Сфероидных Звуковых Циклов на основе метода классической Триангуляции В первом номере «Бинокля» было напечатано интервью вятского экспериментатора-минималиста НИКОЛАЯ ЖУРАВЛЕВА-ГИБАРЯНА, выпустившего компакт-диск Mule Cartoon. Сегодня редакция публикует трактат Николая, содержащий теоретическую «подкладку» его аудиоэкспериментов. Моделирование сфероидных звуковых циклов представляет собой комплекс определенных операций, производимых по принципу критической фиксации случайных созвучий, генерируемых нестабильными аудиосистемами (под последними понимается довольно обширный ряд как искусственных, так и природных аудиосистем). Воздействие подобных аудиопостроений на человеческий организм (слух), в отличие от традиционной музыки, в известном смысле определяется принципом нелинейности. Иными словами, должен работать принцип создания ФОРМУЛЫ аудиовоздействия, стремящейся к абсолюту. Назовем ее формулой АУДИОТРИАНГУЛЯЦИИ («Триангуляция - разбиение поверхности на криволинейные треугольники. Обобщением понятия Триангуляции поверхности является понятие многомерной Триангуляции, совпадающее с понятием симплициального комплекса. Топологическое пространство можно считать триангулируемым в том случае, когда оно гомеоморфно некоторому полиэдру». - БСЭ). Измерение искривленных поверхностей методом Триангуляции дает точный результат, в то время как обычные методы не срабатывают вообще. Известно, что одни и те же звуки разными людьми воспринимаются совершенно по-разному. Абстрактно можно соотнести топологические поверхности с разнородной антропосферой. В этом случае Аудиотриангуляция позволила бы относительно точно моделировать такие звуковые конструкции (звукообразы), которые носили бы характер абсолютного воздействия, то есть воспринимались бы разными категориями людей совершенно одинаково, без какой бы то ни было индивидуальной интерпретации. Причем, если рассуждать перспективно, то понятие «разные люди» можно расширить до понятия «живой организм» в целом. Хотя, конечно, на данный период времени это вопрос гипотетический. Попытка создания подобных звуковых схем привела к возникновению необходимости отказа от «конечных», «предельных», «трэковых» звуковых моделей и перехода к конструированию Аудиоциклов, или Аудиопетель, воспроизведение которых на данный момент возможно только в формате CD-ROM. Вышеуказанные циклы, помимо того, что могут служить некоей звуковой моделью бесконечности (ибо они сомкнуты в кольца и длятся, по сути, бесконечно), также должны являть собой не конкретное произведение, а Формулу - набор кодированных созвучий, призванных оказывать определенное воздействие. Здесь нужно отметить два очень важных момента. Первое: эти циклы не должны быть монотонными, они должны бесконечно воспроизводить не Первоформу, положенную в их основание, а принцип ее самовоспроизведения. Иначе говоря, они должны иметь дробную размерность и сохранять подобие, но не идентичность. Быть, так сказать, Антиклонами. В этом случае самовоспроизведение или повторение не будет означать однообразия, напротив, это безграничная возможность развития, создания нечто нового, в основе своей содержащего предшествующее ему (прототип). Вообще само понятие повторения, в некотором роде, может служить синонимом бесконечности. Бесконечности развития. Всё вышеизложенное имеет определенное сходство с формулой Мандельброта*, или «формулой хаоса», как, впрочем, и со всеми процессами, происходящими в природе. Но это отдельная тема для разговора. Второе: необходимо очень осторожно подходить к моделированию Первоформы, дабы при последующей трансформации в звуковой цикл она не производила бы разрушительное воздействие на слух и психику человека. Что, к сожалению, вполне возможно. Также важно стремиться к тому, чтобы придать Первоформе предельно минималистичный характер. В абсолюте это должна быть одна ВИБРИРУЮЩАЯ НОТА. Под вибрацией следует понимать постоянное изменение интенсивности и ритма, эмоционального, тембрального и темпорального характеров звучания, а также ряд вторичных, технических, нойзово-фантомных изменений. Кстати, именно темпоральные изменения могут дать самые поразительные результаты. Если временной цикл разбить на отдельные секции или, пользуясь для наглядности понятием Триангуляции, спроектировать «темпоральный полиэдр» на поверхность условного шара из его центра, получив тем самым дробную сферу, можно попробовать активировать каждую из полученных секций в отдельности с разным уровнем темпорального сжатия, а также при помощи метода «обратной прокрутки». С вторичными изменениями дело обстоит несколько сложнее: так как запрограммировать их невозможно, то рассчитывать приходится только на нестабильные аудиогенераторы. Если представить себе графический эквивалент такой ноты в виде точки (нестатичной), а весь комплекс изменений как некий морфинг объекта и его разнонаправленное вращение, то в итоге получим НЕСТАТИЧНЫЙ СФЕРОИД. Вероятно, эта схема может показаться слишком простой, но именно простые вещи лежат в основе сложных, порой неимоверно сложных, немыслимых конструкций. Рассмотрим следующий абстрактный пример. Если «система» не работает так, как должна работать, то причину следует искать в элементарном. Никакие глобальные меры или титанические усилия не окажут должного воздействия, не приведут к желаемому результату, если не изменить «зерно», положенное в основание этой системы. Изменив малое, можно изменить всё. Это универсальный принцип, имеющий универсальную среду приложения. И не следовать ему - значит, быть в конфликте с самой природой. В заключение можно сказать, что попытка моделирования сфероидных звуковых циклов на основе метода Триангуляции - это попытка создания в пределах конкретной среды (в данном случае звуковой) некоего «универсума», «общего знаменателя», приводящего всё к Гармонии и Единству. Николай ЖУРАВЛЕВ-ГИБАРЯН
*В 1980 г. математик Бенуа Мандельброт открыл множество, которое
может служить геометрической моделью бесконечности и выражается
формулой Z = z2 + C.
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |