|
Бесконечность в клеточку «ТРИ СЕСТРЫ» А.Чехова, Ю.Ардашева, Н.Булыги, Д.Лобашева и др.
Собственно, это даже не театр. Это некая инсталляция коллективного творческого духа. Миф, идол, фетиш - вывернутый наизнанку, разобранный по кирпичику, разодранный по ниточке с последующей попыткой собрать всё заново при наивной уверенности, что получится нечто новое и, главное, хорошо продаваемое. Это постоянное балансирование на грани конъюнктуры и культурологического открытия - фирменный знак инфант террибля вятской творческой тусовки Юры Ардашева. Стремление из кусочков одной реальности сделать другую, более интересную для режиссера, ярко проявилось в первой серьезной работе Юры - художественном фильме «Past I... Present I...». «Три сестры» закрепили новый язык общения со зрителем и расширили лексику. Итак, заработать деньги + сделать нечто! Чехова вывернули наизнанку и взяли: 1. Героев, интриги, мизансцены. 2. Вселенскую тоску Чехова от невыносимости бытия, где каждый - раб обстоятельств и некоего высшего смысла, нам не понятного. 3. Фирменную чеховскую игру полутонов, намеков, частую перемену в настроении героев (кстати, последнее - качество, свойственное наркоманам). Этому богатству был придан товарный вид - «звезды», секс, наркотики и «полный абзац»: 1. Имена актеров на слуху у многих - Иван Глухов, Татьяна Рясик, Джекки Перминов и др. 2. Сестры - наркоманки. Чебутыкин ставит над ними эксперимент (чем не современный триллер!). 3. Красивые, слегка шокирующие костюмы. Все герои, согласно Фрейду и Виктюку, имеют «озабоченный» вид (кстати, кажется, еще никто не отваживался так конкретно выпячивать сексуальную подоплеку пьес Чехова). 4. Три сестры и Ко обитают в сумасшедшем доме. а) Дурдом - это всегда смотрибельно. б) Театр как система условностей попадает в аналогичную систему условностей. И здесь происходит интересное культурологическое явление. Театр как средство воспитания и назидания утрачивает свое назначение. Не нужно сеять разумное, доброе, вечное. Нет ни хороших, ни плохих. Все одинаково самодостаточны и суть небожители, Адамы и Евы до грехопадения. Новая система ценностей заключается в ее полном отсутствии. Вот отчего мучился и чего не понимал Чехов. В раю не было пафоса - «человек - это звучит гордо», «быть или не быть», «тварь я дрожащая или право имею». Пафос превратил бы «Сестер» в весьма пошлое зрелище. Итак, главное - нас не заставляют сопереживать героям, а потому те, кто достаточно знаком с творчеством Чехова и мировой драматургией вообще, с интересом лицезрел театральный блокбастер Ардашева. В конечном же итоге блюдо, приготовленное из вышеперечисленных "лакомых" кусочков, понравилось только гурманам, ибо предполагало хорошее знание первоисточника и стойкую отрыжку от традиционного театрального искусства. Кстати, о традициях, правилах и нормах. В традициях отечественного театра - преподносить искусство для масс. В «Сестрах» искусство стало массовым, причем не имеющим ничего общего с народным театром. В народном театре пафоса даже больше, чем в обычном, ибо те же самые клише и штампы преподнесены в более примитивном виде. В «Сестрах» же происходят удивительные вещи. Откровенно топорная игра актеров, напоминающая постановку «Теремка» в детсаде, органично вписывается в эстетику спектакля. Отсутствие пафоса и актерских штампов + детская искренность актеров = это лучше любого искусного притворства профессионала = это нечто большее, чем театр = это новая реальность, частью которой мы становимся. Она сложена из тех самых кусочков (разговор о них был выше), из которых состоит игровая площадка «Сестер», уходящая в бесконечность, и варианты сочетаний которых бесконечное множество. Впрочем, режиссер спектакля, может быть, хотел достигнуть чего-то другого или прежде всего думал о коммерческом успехе. Но за авангард дают большие деньги тогда, когда он становится классикой, а его авторы - мифами. От реального человека остается оболочка, которую всяк набивает новым содержимым на свой манер. Ардашев беспардонно обошелся с Чеховым и сам при жизни стал превращаться в миф: режиссер-авангардист, гениальный клипмейкер и т.п. Настоящая реальность начинает по кусочкам пропадать: какова истинная роль в становлении спектакля Натальи Булыги (помощника реж.), за шесть дней до премьеры изменившей рисунок игры актеров? Сценография и костюмы Дмитрия Лобашева - если бы не было их, состоялись бы «Сестры» как культурологическое явление? Миф об Ардашеве дает благодатную пищу для фантазий и всевозможных изысков местных критиков и искусствоведов. В любом случае игра в кубики полезна: помогает от скуки. А «Три сестры» - это пока не гениально, но интересно, как бесконечность в клеточку. Ольга ЧУРАКОВА |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |