Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


«Не хочу учиться, а хочу напиться»
«Не хочу учиться, а хочу напиться»


«Абразавание» и «энтелегенцыя»
Глобальный кризис обучения

Кто читал «Кысь» Татьяны Толстой, понимает, о чем речь. Для остальных поясняю: графическое и фонетическое изменение облика слова означает и коренное изменение сути понятий. Кто знает, какие глубинные качественные изменения означает сегодняшняя потрясающая безграмотность (факт её существования не требует подтверждения)? Как говорили Стругацкие, просверлить взглядом дырку в стене может каждый, попробуйте найти связь между сверлящим свойством взгляда и фонетическими характеристиками слова «бетон».

Очень хочется найти эту связь. Вопрос в том, превратилось ли сегодня «ОБРАЗОВАНИЕ» в «АБРАЗАВАНИЕ»?

Кто к нам с мечом, тот от меча...

Германский мальчик расстрелял своих учителей за то, что был подвергнут переэкзаменовке и исключен из престижного учебного заведения. Мир ужаснулся, а немцы, ввергнутые в траур, принялись анализировать: это аномалия или конфликт, который загнали так глубоко внутрь, что очевидность его перестала волновать?

Развитие современной демократической школы привело к синдрому отвращения. Учителя и ученики в большинстве своем превратились в противостоящие армии, а школа - в поле битвы. Ведется позиционная война, есть жертвы с обеих сторон. Сражение идет с переменным успехом: одни выпускаются, чтобы забыть напрочь то, чему учились; другие покидают поле битвы с инфарктами и инсультами. Неважно, о какой школе идет речь.

В чем же суть проблемы? Откуда этот неразрешимый конфликт? На каком этапе возникает полное неприятие того, чему человека пытаются научить? Вечные вопросы со времени возникновения процесса сознательной передачи знаний: ЧЕМУ, КОГО, КАК УЧИТЬ?

Аристократы духа

Как прекрасна в нашем восприятии античная школа (Сократ, Платон), все эти лицеи, академии... Как бишь? «Кто не философ, тот не человек!» Гармоничное создание, подобное богам и Космосу - может ли быть цель благороднее?

Не достигнута. Ведь иначе не разрушился бы Рим. Вы же помните, что Нерон сделал с Сенекой!

Педагогический принцип воспроизведения, замкнутый на Библии, был доведен до совершенства в эпоху средневековья. Ремесло стало искусством, потому что принцип обучения работал на это. «Богу -богово, кесарю - кесарево».

Искусственно отделенному от тела духу захотелось обратно, Ренессанс примирил плоть и дух. Образование стало радостным и естественным, как у Рабле, но духовно и материально элитарным.

Вот чего ни в коем случае не может себе позволить общество цивилизованное - элитарности. Развитие цивилизации требует армии работников определенного уровня образования. В эпоху Просвещения в образовании превалировала идея ценности суммы знаний. Образование окончательно разделилось на рациональное демократическое и элитарное эзотерическое. XIX век - век инженеров, дорог, электростанций, связи. Пример одной из самых лучших систем образования - тенишевская школа, та самая, в которой учился Николай Гумилев.

Старая марка с афоризмом Ильи Эренбурга: «Наши книги могут изменить жизнь»
Старая марка с афоризмом Ильи Эренбурга: «Наши книги могут изменить жизнь»

Лавка древностей

Индустриально-информационное общество, сформировавшееся в прошлом веке, чем дальше, тем больше становится зависимым от достижений науки и техники. Мы на своем опыте убедились, насколько страшно даже в небольшом городе, не говоря уже о мегаполисе, разрушение коммуникаций или простое отключение воды или телевидения.

Следовательно, общество не может существовать без специалистов, а их требуется все больше, разного профиля, лучше всего, если они будут самообучающимися. Человечество явно строит глобальное общество потребления, то есть общество товаров и услуг, продавцов и покупателей. Всё есть товар, и всё можно продать и купить. Покупатели производят то, что покупают потом у продавцов.

Образование на Западе давно развивается в этих условиях. Наше положение уникально: зная историю развития западной школы, теперь испытываем на себе все прелести превращения сакрального по православному менталитету процесса образования в обыкновенную лавочную процедуру.

В этом случае лучше всего продаются те знания и умения, на которые есть спрос, то есть ученик платит за знания, которые потом сможет продать на рынке труда. Поскольку рынок как таковой в стране не сформирован (то, что есть сейчас, скорее базар, нежели рынок), сектор образования не исключение, и в нем такая же неразбериха, как везде.

Однако образование - специфическая область человеческих отношений. Оно часть того, что мы называем культурой, здесь нельзя технологически воспользоваться чужими достижениями как в производстве, скажем, шампуня, кетчупа или пива. Евроремонт здесь не поможет. Тем более, что и западная система образования явно переживает кризис.

Кроме того, многие до сих пор убеждены, что НАШЕ образование - самое лучшее в мире.

В.Песков

Постмодернизм и образование

Совершенно очевидна связь педагогических систем и систем образования с мировоззрением человека. Эпоха постмодернизма предъявляет свои требования к сущности и форме образования. Примером может служить способ преподавания Р.Барта, который пытается разрушить дискурс, вводя в устную речь отступления, примечания, разрушая логику речевания, пытаясь достигнуть новизны, которая возможна только при опыте забвения. Картина сложившегося мира ломается.

Таким образом, любая из прежних систем образования вступает в противоречие с постмодернизмом, как господствующим в философии отношением к миру. Это трудно исследовать, но думаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу, что и сегодня процентов 90 в обучении занимают репродуктивные методы, типа «повторяй за мной» или «делай, как я». А самым большим достоинством преподавателя считается умение структурировать материал и излагать его в ясной последовательности, что опять-таки не совпадает с идеей постмодернизма.

Постмодернизм признает равноправие любых подходов к познанию мира, так как монополии на истину нет ни у кого, а целостную картину мира вряд ли кто-нибудь может сложить. Рациональное и мистическое соседствуют теперь и в образовании, этого никто не может игнорировать, ни математик, ни философ.

Итак, проблемы нашего образования, очевидные, так сказать, при первом приближении:

  • несовпадение образования как процесса передачи знаний с господствующим направлением философии;
  • замена идеологического образования на коммерческое;
  • смешение форм образования;
  • слом существовавшей структуры;
  • отсутствие идей для кардинальной перестройки системы образования;
  • отсутствие кадров, способных такую структуру выстроить;
  • как следствие, отсутствие инвестиций для этих целей.

Налево вуз, направо вуз

Что же мы сегодня имеем на фронте образования у нас на Вятке? Показательна картина высшего образования.

Интересно, какой процент молодых людей в возрасте от 18 до 35 может обучаться в вузе, так сказать, в принципе. Не менее интересно, какой процент может вообще обучаться? Мечта советского обывателя дать высшее образование отпрыску сбылась. Деньги за обучение берут смешные (по сравнению со столицей), посещаемость никого, в том числе и родителей, не интересует. Конечно, найдутся преподаватели, ставящие тройку за разумную мзду. Родители почти стопроцентно готовы платить за обучение любимого чада.

За короткий срок в небольшом провинциальном городке (полмиллиона жителей вместе с областью), по некоторым данным, открылось 28 вузов, почти все - филиалы столичных. Большинство дает экономическое и юридическое образование. Причем открыты они были за последние 8-10 лет. Вряд ли можно предположить, что организаторы бредят идеей образования нации.

По данным центра занятости, в Кировской области переизбыток экономистов, юристов, психологов, бухгалтеров. Качество подготовки вызывает большие сомнения. Причины объективные: у всех филиалов и негосударственных вузов одинаковые трудности:

  • недостаток площадей, трудности с арендаторами, дорогая аренда;
  • преподаватели-совместители, недостаток штатных преподавателей, совместитель - это шабашник, его мало интересует качество;
  • студенты, которым нужен диплом, а не образование;
  • начальство, не имеющее опыта строительства вуза (не в смысле здание построить), не имеющее опыта управления вузом, наконец, просто желающее «сорвать деньжат».

В городе создалась ситуация, когда бизнес в образовании стал одним из самых прибыльных и сравнительно надежных. Поэтому в эту нишу бросились более-менее удачливые менеджеры и бизнесмены. Дело это дает гарантированный доход, причем достаточно долговременный. Да и громких криминальных дел в образовании нет на слуху: хорошая репутация для учебного заведения равнозначна успешному существованию, опять же основной контингент - интеллигенция.

Учитель, перед именем твоим...

Но нет престижа знаний. Есть престиж аккредитованного государственного диплома о высшем образовании. Преподаватель в жутком положении. Количество вузов таково, что преподавательский состав кочует из одного в другой, перелетая стаей перелетных птиц, присаживаясь на минуту и собирая нектар и пыльцу с расцветающих и увядающих институтов и филиалов, число которых достигло цифры, запредельной для заштатного губернского города, чудом превратившегося в культурную столицу Приволжского региона.

Потратить массу времени, усилий и денег для получения ученой степени и потом, язык за пояс, носиться по городу в поисках приработка, при этом, испытывая отношение, мягко говоря, не самое уважительное... А когда заниматься тем, что мы называем наукой? Невесело!

Когда я смотрю на не отмеченные печатью интеллекта в большинстве своем лица студентов многочисленных вузов даже в рекламных роликах, то есть там, куда людей специально отбирали, мне становится страшновато.

Чрезвычайно популярны среди народа сокращенные сроки обучения, тесты вместо экзаменов, контрольные, курсовые, «скачанные» из Интернета, и прочие способы экономии средств на обучение.

Как на базаре! То есть я хочу сказать на рынке образовательных услуг.

Камо грядеши?*

Новое поколение не успевает подрасти для того, чтобы обеспечить доход всех вузов, то есть наступит время, когда процент имеющих высшее образование превысит допустимые нормы и некому будет работать «на производстве». В Москве и Питере этот дефицит покрывали «лимитчики», сейчас - нелегальные рабочие. Какой вариант выберет Вятка? Что нас ждет? Нашествие китайцев, вьетнамцев или кого-то ещё?

Грядет демографический кризис, уже в этом году число выпускников заметно сократилось. Экономическое развитие области не обещает чудес, молодые талантливые люди, вероятно, будут уезжать в другие регионы. Значит, не создадутся семьи, не родятся дети. Ситуация в школах кардинально изменилась: идёт борьба за количество педагогической нагрузки, и это в условиях несвоевременной выплаты зарплаты. Конкурентная борьба обострится.

Государство укрепляет свои позиции, предъявляя одинаковые по жесткости требования, как к государственным, так и к негосударственным вузам. За последние 2-3 года ситуация резко изменилась, и сегодня открыть и выстроить учебное заведение многократно сложнее.

Самое сложное - формирование вуза. Высшая школа это не только и не столько здание, студенты и преподаватели. Это академики, научные школы, библиотека, подчеркиваю - многофункциональная научная библиотека, выполняющая задачи информационного центра в том числе. Я хочу сказать, что следущий этап развития новых учебных заведений потребует больших инвестиций, как на содержание научных кадров, так и на научные исследования.

Вне конкуренции - государственные вузы, которые могут себе позволить бесплатное обучение. Но, вероятно, количество бесплатных мест будет сокращаться с ростом доходов населения, тогда как поддержка научных кадров государством будет увеличиваться, во всяком случае, такая тенденция сегодня просматривается. Таким образом, между государственными и негосударственными вузами обострится экономическая борьба за научные кадры.

Итого

Мы вступаем в фазу неблагоприятную для развития бизнеса в образовании, потому что с объективным сокращением числа обучающихся совпал кризис сути процесса обучения. Но это кризис общемировой.

С другой стороны, нет ничего более постоянного, чем образование, а любой кризис чреват принципиальными изменениями.

Государство в новых условиях не сможет содержать всё профессиональное образование. Негосударственные вузы более мобильны, быстрее меняются, учитывая спрос.

Тем, кто хочет остаться, придется выполнить невероятно сложную задачу: продвигать товар на рынок, то есть заниматься пиаром, развивать материальную базу, привлекать научные кадры, то есть платить за это, менять структуру и направления развития и при этом удерживать плату за обучение в пределах уровня доходов местного населения.

Вера БУЛДАКОВА

* Куда идешь? [Старославянский эквивалент латинского Quo vadis? - из Евангелия от Иоанна]

Следующая статья:
Культурная столица Поволжья 2002

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz