Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Город Киров - лучше всех?
Музыкальная атмосфера культурной столицы Поволжья

Если судить по афишам, всё обстоит благополучно. Проводятся фестивали хоров, ансамблей, конкурсы (рок, фолк). Частенько навещают заезжие «легендарные» или просто раскрученные группы и солисты. Но возникает вопрос качества всего этого.

Любители или профи?

Кто принимает участие из вятских? В основном самодеятельность. В жанре легкой музыки есть даже и крупные коллективы: «Вятка-джаз-бэнд», детский «Ретро», эстрадный училища искусств, эстрадно-духовой Дворца культуры «Космос», эстрадный оркестр ДК «Родина». Вот, пожалуй, и всё.

Об их популярности сказать сложно. Публики на редких сольных концертах достаточно, принимают тепло, даже кричат «браво» (хорошо, если это не клакеры), но все-таки исполнителям не хватает профессионализма. Откуда ему взяться, если нет постоянных репетиций, а музыканты, как бабочки, перелетают из одного коллектива в другой в зависимости от значимости мероприятия и оплаты?

Вот выезжал на гастроли в Екатеринбург «Вятка-джаз-бэнд» и, по словам замдиректора нашей филармонии Александра Савина, выступил там неплохо. Выезд оплатил губернатор. То есть Вятский край представляли энтузиасты-любители. Отдавая должное музыкантам за их патриотизм, нужно отметить и аранжировщика - дирижера Анатолия Осокина. Хотя с дирижированием есть проблемы и у него. Джазовый стиль не выдерживается, прорывается духовой оркестр.

В Вятке - два эстрадных коллектива на постоянной основе: один - под управлением Владимира Наговицина, второй - в цирке. Улучшение звучания оркестра в цирке произошло после того, как там обратили внимание на состав и техобеспечение, а главное - на дирижера, и результат не замедлил сказаться.

Музыка на дискотеках оказывает медвежью услугу культуре. Царит словесная абракадабра типа: «Поцелуй меня везде, я ведь взрослая уже», - или: «Я убью тебя, лодочник». В общем, сходите на дискотеку, еще и не такое услышите. О каком духовном развитии можно тут говорить?! Нигилизм проникает во все поры общества со страшной пробивной силой, в корни национальной музыкальной культуры.

На мой вопрос: «Как Вы относитесь к современному музыкальному масскульту?» - председатель Союза композиторов, наш земляк Владислав Казенин ответил: «Это не музыка, это шоу-бизнес, не имеющий с музыкой ничего общего».

А вот что сказал мне преподаватель училища искусств и руководитель эстрадного студенческого оркестра Владимир Фейгин: «В том, что эстрадных и джазовых коллективов у нас почти нет, вина многих. Училище выпускает способных и талантливых музыкантов, многие работают за границами Кировской области - в Нижнем Новгороде, Москве и даже в США. Есть выпускники, работающие в популярных ансамблях, например, Павел Усанов в "Любэ". Почему не в Кирове? Потому что нет перспектив, не находят применения своим способностям. В связи с этим развитие эстрадной и джазовой музыки в Кирове не будет. Работаем на другие города».

Визитные карточки Вятки

В Кирове есть коллективы - как бы официальные визитки города: Вятский муниципальный симфонический оркестр (дирижер и художественный руководитель Валерий Раевский), Вятский муниципальный оркестр русских народных инструментов (худрук Сергей Голушков, дирижер Александр Чубаров), но это тоже, по сути, самодеятельность. Всенародной любви горожан и жителей области они пока не заслужили.

Почему? К примеру, симфонический оркестр отдан на откуп главному дирижеру, который определяет репертуарную политику, концепцию оркестра. Но послушайте его звучание. Уровень звука между группами не соблюдается, аккорды размазаны, духовая группа слаба.

О ярком художественном образе не приходится и говорить. В исполнении Вятского симфонического мне довелось слушать Моцарта, Чайковского, Римского-Корсакова... Музыканты играют технически грамотно, дирижер артистичен. Но каждый сам по себе. Уберите дирижера - оркестр будет играть так же. Да и какое может быть вдохновение, если оркестр расходится с солистом, как это было с заслуженной артисткой России Тамарой Воробьевой!

Дирижер должен интерпретировать произведение, со свежестью чувств, юношеским пылом, а не отнимать лавры у конферансье, объясняя слушателям, что гениально, талантливо или пошло, как это делает господин Раевский. Пусть зритель несведущ, но он приходит не учиться, а насладиться.

В Вятском муниципальном оркестре народных инструментов - по-другому. Главный дирижер Александр Чубаров ничего не объявляет, он созерцает себя внутренним зрением (проигрывая в артистизме Валерию Раевскому). А в исполнении все тех же музыкантов под руководством народного артиста России, профессора Николая Калинина нестройность пропадает, появляются динамика и эмоциональность.

Кто-то скажет: зачем сравнивать профессора, народного артиста и простого преподавателя из провинции? Хорошо, согласен. Но чиновник, замглавы департамента культуры Евгений Деришев дирижирует этим же оркестром с большим внутренним подъемом и эмоциональностью, забывая о себе и наслаждаясь звучанием оркестра, создавая свою концепцию песни.

«Он - очень хороший музыкант», - говорили мне о Чубарове, однако хороший музыкант - еще не дирижер. Задача дирижера - «найти талантливых музыкантов и расставить акценты» (Луи Армстронг).

Но это сложно сделать по нескольким причинам. Музыканты трудятся в двух-трех местах. Зарплата мизерная. Домристки жалуются, что стирают пальцы до крови. Репертуарный план оркестров - рваный, выступления неритмичны, всё в руках двух человек. Несмотря на то, что заслуженный работник культуры Сергей Голушков является вице-президентом Ассоциации дирижеров народных оркестров и художественным руководителем Вятского, фактически не он направляет работу.

Кадры есть, а денег нет

Нужен общегородской худсовет дирижеров духовых, эстрадных, народных оркестров, лучших хоров, которые сообща определяли бы музыкальную и культурную политику города. К ним хорошо бы подключить руководителей культуры администрации города и области. В других центрах существуют губернаторские оркестры, балеты, солисты, а у нас что-то не видно.

Разговаривая с директором филармонии Юрием Махневым и его замом Александром Савиным, слышал только жалобы: «Денег нет! Никто не помогает! Задумали фестиваль "Русские басы", нет финансов». Конечно, сдавать филармонию в аренду проще, но где коллективы в самой филармонии? Почему другие шоумены процветают? Они все время в поиске...

Есть в городе и отделение Союза композиторов России. Хорошие отзывы имеют вятские композиторы Афанасьев и супруги Карпиковы. Однако широкая публика их не знает, как и других.

Замедленная реакция

Кто-то скажет, что я всё очернил. Нет, самодеятельность еще находится на достаточно высоком уровне, еще не развалилась. Есть там и свои звезды, но не они определяют уровень культуры, а массовый зритель. К нему уже относятся с пренебрежением и делают вид, что так и должно быть.

Конечно, мы периферия. Как мне сказал однажды куплетист Вашуков: «Реакция у вас какая-то замедленная...» И слова, часто звучащие от певцов на концертах: «Люблю Киров! Вы - лучшие!» - это просто лесть.

И все же мы имеем право решать, что слушаем, чем живем. Музыка, в переводе с греческого «искусство муз» (всех девяти) - основной критерий культуры вообще.

Михаил СОПОВ, лауреат всесоюзных конкурсов и фестивалей эстрады и цирка, режиссер-постановщик
Дирижирует дирижер Деришев
Дирижирует дирижер Деришев


Следующая статья:
Владимир ШАПОШНИКОВ.
Парфенов и Куржавский на фоне Вятского симфонического
(концерт пианиста из Германии)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz