Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Н.Крымов. Площадь. 1908. Х., м.
Н.Крымов. Площадь. 1908. Х., м.

Сто лет несвободного падения

В Кировском художественном музее - II Всероссийская выставка Союза художников «Образ Родины» (русский пейзаж ХХ века).

К.Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916. Х., м.
К.Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916. Х., м.

Картин - более полутысячи, концепции нуль. Не считать же ею хронологический принцип экспонирования: вот, мол, русский импрессионизм и модерн, вот соцреализм, «суровый стиль», а вот «усиление лирической интонации». За сто лет, конечно, было всякое. При этом русские художники начала ХХ века Богаевский, Коровин, Крымов, Судейкин смотрятся свежее, чем советские Грицай, Нисский, Оссовский, Пластов, Ткачевы, Щербаковы и прочие - несть им числа.

До Октября и после

Дореволюционный пейзаж - многолюден, красочен, разностилен. Коровин смотрится как типичный французский импрессионист. Мирискусник Богаевский развернул пир итальянистой природы. Судейкин - карнавал плоти. Крымов красиво восходит к примитиву.

Советский пейзаж - малолюден или безлюден, пасмурен, ностальгичен. Секретарь Союза художников России Владимир Щербаков умилился, как лошади пьют из реки, закат отражается в воде - это «Вечер на Волге. Русь». Понятное дело: Волга - это Русь. Стиль - усредненно-умеренный, и полотно удивляет лишь размерами вширь и вдоль, соответствуя величине даже не России-Руси, а СССР.

После распада СССР выяснилось, что советская партийно-разрешенная живопись как бы и не существует вовсе и сегодня годится лишь для госмузеев, а чаще - для их запасников. «Суровый стиль» (Андронов, Нисский, Оссовский) больше уже не оппонирует соцреализму, влился в него как составная часть и попросту скучен. То же самое произошло с минимальными стилевыми поисками в духе репродукций журнала «Юность» 60-70-х.

А.Рылов. Праздник на воде. Без даты. (1920-е?) Х., м.
А.Рылов. Праздник на воде. Без даты. (1920-е?) Х., м.
В.Попов. Проводы иконы Николая Чудотворца в г.Вятке. 2002. Х., м.
В.Попов. Проводы иконы Николая Чудотворца в г.Вятке. 2002. Х., м.

Владимирский декор

С.Судейкин. Арлекинада. Без даты. Х., м. Фрагмент
С.Судейкин. Арлекинада. Без даты. Х., м. Фрагмент
А.Суховецкий. Москва. Бородинский мост. 1997. Х., м.
А.Суховецкий. Москва. Бородинский мост. 1997. Х., м.

Единственное, что на выставке поражает из советской живописи, - это владимирская школа: Бритов, Кокурин, Юкин и др. Бессюжетные, неидеологичные цветовые сочетания пастозных масс краски превращают полотна в подобие абстракции. Хорошо повесить эти радужные коврики не в советском учреждении, а дома в спальне. Но - было и прошло.

Постсоветский пейзаж

Почетное место на выставке заняли картины Виктора Попова (главы Союза вятских художников). В них витает дух соцреализма: выписывать детали нет времени и сил, зато по форме сойдет за некий полуимпрессионизм, идейный по содержанию.

Громадное полотно Попова «Проводы иконы Николая Чудотворца в г.Вятке» смахивает на «Праздник на воде» Аркадия Рылова (1870-1939), висящий этажом ниже. Сюжет один и тот же: начало Великорецкого крестного хода. Композиция обеих картин весьма похожа. Рылов стихийнее и приглушеннее, зато Попов рациональнее и цветнее. Массовки и развевающихся лент у Попова гораздо больше.

Надо только помнить, что Рылов писал этот религиозный сюжет в первые десятилетия Советской власти, а Попов - в постсоветскую эпоху, когда подобные полотна хорошо покупаются - и администрацией, и прочими епархиями.

По сути, постсоветский пейзаж вернулся в исходное советское положение. Он так же идеологичен и ориентирован на вкусы заказчика - чиновника или «нового русского» (впрочем, сегодня грань между ними успешно стирается). Стилистика склоняется или к чисто-конкретной обманке-лакировке, или к привычному полуимпрессионизму-недореализму - нашему «большому стилю» forever. Взгляд художника и зрителя то фокусируется на ближних деталях, то расфокусируется в туманной дали - где плывут корабли, которым не видно земли...

Сергей ФЕДОРЧУК
В.Телин. Песнь вдовца. 2000. Х., м.
В.Телин. Песнь вдовца. 2000. Х., м.


Следующая статья:
Федор ШИРЯЕВ:
Ацтекская свастика на пальце свободы
(интервью с вятским художником, живущим в Москве)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz