Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


У провинции - женское лицо
Опыт исследования обыденности

Считается, что западная культурная система раскрепостила женщину. Но при этом мир остался мужским. Мир до сих пор управляется с позиции силы, а сила, дух - мужские понятия. Женщина по сравнению с мужчиной всё-таки менее свободна. Свободы какого выбора хочет женщина?

Женский вопрос по-европейски

Проблема феминизма на Западе оформилась в конце XVIII века - связано это было с французской революцией, когда проблема свободы личности решалась с революционным размахом и распространилась даже на женщин.

В 1792 году была опубликована работа англичанки Мери Уоллстоункрафт «Защита прав женщин». Феминистки XIX века боролись за право голосовать, получать образование, владеть имуществом в браке. Расцвет феминизма приходится на 60-е годы XX века в США. Борьба была направлена против доминирования мужчин во всех сферах, против дискриминации по половому признаку.

Переворот в подходе к женскому вопросу - появление в 1949 году книги Симоны де Бовуар «Второй пол». Это самое фундаментальное исследование, в котором автор на все экзистенциальные вопросы пытается дать исчерпывающие ответы. Эту книгу как собственную биографию может читать каждая женщина. Единственное, чего я там не нашла, это как объяснить безысходность обыденности и как избыть эту самую «женскую долю». Книга даёт возможность осознания самоценности, внушает здоровый оптимизм. Но стоит ее закрыть, упираешься в тупик вечных житейских истин, испытывая тошнотворное чувство разочарования.

Женский вопрос по-русски

Более плодотворные результаты могут дать не факты борьбы русских женщин за свои права, а русское осмысление провинциальной жизни, которое в литературе начинается с Островского. Катерина осмелилась задуматься о себе как о творении Божьем, имеющем право мыслить и жить так, как она ощущает, но любой вариант поведения, базирующийся на самостоятельном, независимом от чужого мнения выборе, обречен на провал не только в силу законов корпоративного круга, но и потому, что это провинция.

У Островского есть еще Негина и Кручинина, которые состоялись в творческой и профессиональной жизни. Высока ли плата? Обе знают, что значит жить на содержании, одна отказалась от любви, другая заплатила разлукой с сыном. Стоит ли их творческая жизнь такой цены, неизвестно.

Вариант купеческого томления (деньги есть, забот нет) - Катерина Измайлова, героиня Лескова. Там эта самость (внутренняя сила), лишенная Божественного наполнения, превращается в разрушительную, убийственную в прямом смысле слова.

Пушкинскую Татьяну как не вспомнить? Тоже провинциалка. Тоже пыталась быть. Ее самоосуществление в чем? В любви, в семье? Или в положительной оценке со стороны Пушкина и Достоевского? При всех доказательствах правильности выбора Татьяны найдется ли хоть одна современная женщина, одобрившая ее не кривя душой?

Одна из крупных фигур русской классики - Одинцова из «Отцов и детей» Тургенева. Играть роль светской женщины в провинциальной усадьбе - жалкая судьба. Базаров - лучшее, что могло быть в ее жизни. Она сама от него отказалась, вернее, автор не дал ей возможности женской жизни, наделив дьявольской силы характером.

Можно утверждать, что русская классическая литература - это мужская литература по мировоззренческой позиции.

Женская доля по-вятски

В провинции «женскую долю» определяет множество факторов. 40% работающих в г.Кирове получают зарплату ниже прожиточного уровня. Количество мужчин, которые могут обеспечить безбедное существование семьи, меньше, чем в столичных городах. Провинциальное сознание более традиционно, оно одобряет подчиненное положение женщины.

Любимая сказка провинциальной барышни - «Золушка», вариант - «Алые паруса» Грина. Мечта о принце, сказку превратившем в быль, да еще таким простым способом - были бы деньги, купим тряпочек, нарежем парусов, и нехитрое женское счастье в кармане. Интересный феномен: чем более реалистичные взгляды на жизнь у женщины, тем больше тоскует она по романтической любви. Знакомая рассказывала мне с восхищением, как после хмельной пирушки в рабочей общаге она пришла в свою комнату и обнаружила кровать, заваленную цветами. Ей казалось забавным, что кавалер притащил их от Вечного огня. Поразмыслив, я решила, что это вполне романтическое проявление чувств.

Самым естественным осуществлением женской судьбы считается семейная жизнь. Здесь сегодня происходят заметные сдвиги. Молодые не торопятся жениться, гражданский брак стал явлением обычным для возраста от 18 до 30 лет. Для девушки это варианты: а) люблю, но хочу учиться, б) живу на содержании у богатого, но женатого, в) он не хочет официально оформлять отношения.

Очень выросла популярность жизни «на содержании». Это теперь не стыдно, а даже престижно. Я знаю нескольких симпатичных, воспитанных, умненьких девочек, на внешний взгляд лишенных той стервозности или распущенности, которые, как считалось, необходимы при таком положении. Никакого синдрома Настасьи Филипповны они не испытывают.

Самоощущение женщины во всех трех вариантах вполне нормально, но скрытая цель закрепить отношения остаётся. С общественной точки зрения, все три варианта - не семейная жизнь. Я знаю мать, у которой две дочери живут в гражданском браке, она скрывает это от знакомых.

Особая статья - жены бизнесменов и чиновников, имеющих возможность содержать неработающую жену. С точки зрения феминизма, роль домохозяйки - шаг назад. Однако бывшая советская женщина, измученная совмещением работы на производстве с тяжелым домашним трудом, на первых порах была рада ограничиться только домашними обязанностями. Женщины бросились устраивать семейные гнезда. Потом захотелось подумать о себе. Косметические салоны, тренажерные залы... Но оказалось, что усовершенствованный с помощью заграничной техники быт остаётся бытом. Ежедневные заботы стали физически многократно легче, но не менее утомительны. Жизнь проходит, а ничего интересного не случается. Муж работает день и ночь, у детей своя жизнь, и вопрос «а как же я?» с каждым днем становится всё мучительнее.

Историй на эту тему множество. Мужик за 40 из музыкантов 1970-х, переживший многое: кумир концертных площадок, пил, но бросил, женился неудачно, потерял ребенка, развелся. Научился делать деньги. Построил квартиру, завёл загородный дом, женился по любви на Золушке моложе лет на 20. Вылечил жену от бесплодия, родили ребенка. Живи да радуйся! Не тут-то было. Неожиданно Золушка начала строить свою судьбу. Попыталась получить больше времени мужа - не вышло: слишком занят на работе. Попробовала завести собственное дело - не получилось. Закончилось по-женски: обвинениями в невнимании. На вопрос мужа: какого рожна тебе нужно? - отвечала: любви. Развод, ребенок без отца, теща на стороне зятя, скандалы, единственная цель которых - вернуть всё обратно, но жить иначе. Этого «иначе» не представляют себе ни он, потому что не хочет, ни она, потому что не может смутное чувство неудовлетворенности судьбой облечь в идеи и слова...

Правда, есть примеры успешного решения таких проблем. Например, когда нет детей или есть один ребенок, и жена может немного работать «для души». Учить музыке или английскому, преподавать в лицее, гимназии. Обычному учителю туда устроиться сложно, а по протекции крутого мужа запросто. Попадаются среди таких жен и умные, и красивые. Почти непременное условие - немножко стервозности и много самолюбия. Итак, успех сопутствует тем, кто находит силы и умение не растворяться в другом человеке.

Некоторые при вышеназванных условиях ведут растительный образ жизни, так сказать, «пасутся». Мне рассказали о даме, которая не снимает фланелевого халата, метёт из холодильника всё подряд, едва умещается в кресле и, получая от мужа 12 тысяч в неделю, медленно загибается от скуки.

Нет смысла подробно говорить о женщине, вынужденной работать много за гроши, содержать детей и мужа, который не умеет делать деньги. Известно, какой это каторжный труд, большинство таких жен давно отказались от собственной жизни, заменив ее мечтой о лучшем будущем для детей. Подавленное желание самоосуществиться проявится в скандале на тему «я вам не рабыня Изаура!» или в смоченной ночными слезами подушке. Наконец, в ночь под Новый год можно один раз изменить мужу, потом стыдиться и заключить, что все они (мужики) одинаковы...

Self-made women

Сильно изменившаяся даже в провинции жизнь дает возможность женщине, если она сильно этого хочет, выстроить свою судьбу. Выбирай на вкус: бизнес, политика, власть, творчество. Такие женщины либо переходят на мужской тип поведения, как показала Марлен Дитрих в фильме «Марокко» (надев мужской костюм, она ведёт себя с другой женщиной так, как вёл бы себя мужчина в любовной сцене - с потрясающим напором), либо, напротив, ведут себя подчеркнуто по-женски, пользуясь всем арсеналом средств от невинного кокетства до секса.

В нашем городе немало самостоятельных состоявшихся женщин. Как правило наиболее успешные из них справляются с делом лучше мужчин. Они реже подвержены запойному алкоголизму. Часто им приходится выбирать между семьей и делом. Одинокие заводят любовников, объединяются в клубы бильярдисток, любительниц сауны и пр. Одиночество - их плата за успех. Семейные же вынуждены отрывать время от семьи, дети и муж заброшены: дело требует полной самоотдачи. Но она всё равно жена, и муж требует чистоты в доме, горячего обеда, выстиранной рубашки и ухоженных детей. Сам он этого делать не хочет. А жена испытывает двойственное ощущение: на работе она глава, дома - подчиненная...

Несколько слов о женщинах, осознавших свое одиночество как правильный выбор. Их самодостаточность определила этот выбор, почти по Сартру, основанный на понимании ответственности за создание самой себя. Отчаявшись в поисках спутника, который если не помог бы в этом, то хотя бы не мешал, они поняли, что успех поисков в провинции имеет нулевые шансы. Способные на компромисс терпят кого-нибудь рядом не очень утомительного с хорошей зарплатой и образованием, нонконформистки секс и свою жизнь стараются не смешивать.

Есть еще один выбор. Некоторые продвинутые представительницы интеллигенции, изучившие русскую православную традицию, искренне прониклись духом патриархального домостроя. Они пытаются строить свою жизнь по незыблемым традициям, укрывшись в мифически ясном мире древних истин. Беда в том, что эта незыблемость и ясность вряд ли существует в этом безумном, безумном, безумном мире.

В ожидании свершений

Вот, собственно, и все возможные пути самореализации женщины в провинции. Можно еще уехать, например, в Италию. Это если девушка привлекательна или имеет хореографическое образование. В городе есть люди, поставляющие девушек в ночные клубы Милана и Вероны.

А можно вообще жить, как все. Множество женщин не мудрствуя лукаво ест, пьет, спит, рожает детей, и никакого женского вопроса для них не существует. С «нехитрым женским счастьем», по термину вятского философа Михаила Ненашева, там всё в порядке. Надо только, чтобы мужик не пил да зарплату домой всю до копеечки нёс.

По словам Юрия Лотмана, «женский взгляд» подмечает то, что человек мог бы, но утратил и не совершил: женщина скорбит о несделанном. «Мужской взгляд» видит в человеке его поступки, то, что он совершил, прослеживает сделанное. Провинциальная жизнь - женская жизнь, это не свершение, а надежда на свершение, ожидание свершения. Ожидание замедляет ход времени, ритм жизни.

Проблема - в гармоничном совмещении женского и мужского взглядов. На самом деле не существует никакого отдельного мужского или женского мира, существует определенный перекос в сознании. Феминизм как средство анализа действительности вполне может помочь определить градус этого перекоса - и приблизиться к пониманию обыденности.

Вера БУЛДАКОВА

Женский пол осваивает мужской велосипед
Женский пол осваивает мужской велосипед
Следующая статья:
Кировский электорат
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz