Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Титан эпохи Разложения

 

Композитор-минималист и художник Николай Журавлёв-Гибарян вызывает Бога из машины

 

Журавлёв-Гибарян и его инсталляция "Женщина-аквариум". 2005

 

Н. Журавлёв-Гибарян. RADIO-DANCE. 2002

К своей вятской фамилии он присоединил фамилию предка с Кавказа. Гибарян - так звали, по совпадению, и астронавта-самоубийцу в "Солярисе" Тарковского. Николай давно мыслит себя не в местечковых координатах, а в глобальных - за пределами "человеческого, слишком человеческого". И создаёт вещи на универсальном языке, который, по идее, должен быть понятен нашим братьям по разуму в макро- и микрокосме: внеземным цивилизациям и земным микробам.

При этом, естественно, среднее звено - масса человеков (народ) - выпадает. Неформат - как много в этом звуке! Но если неформатных титанов эпохи Возрождения (типа Микеланджело) вставляли в формат высокопоставленные заказчики (вроде римских пап и флорентийских герцогов), то сегодня на титана эпохи Разложения спрос только в небогатых эстетских кругах.


Н. Журавлёв-Гибарян. Lab-621. 2002

Нечеловеческая музыка!

 

В конце 80-х он жил в Ленинграде, в районе керамического завода, где Олег Тепцов (автор "Господина оформителя") снимал свой второй фильм "Посвящённый". А Николай в это время в нескольких метрах от съёмочной площадки Тепцова делал музыку к своему концепт-фильму "Кастель", предложенному потом "Ленфильму", но отвергнутому из-за чрезмерной, по мнению редактора, мрачности. Музыка эта вошла в первый магнитоальбом питерской группы Carton Beach ("Картонный пляж") во главе с Николаем.

Вернувшись в 94-м на вятскую родину, Журавлёв устроил в Доме Витберга с "картонными бичами" нашумевшую гитарную "постконцептуальную акцию" Flugstellgammuth (непереводимая игра немецких лексем). Вот мои тогдашние впечатления (из репортажа в "ТДТ"):

"Монотонный повтор трёх нот вводил в странный мир механистичности, детерминированности, фатальности. Электроны, позитроны, мю-мезоны неслись по предначертанным орбитам. Безысходность бесконечного энтропийного полёта равнялась болезненной галлюцинации. Слушалось - и исполнялось - с остекленелым взглядом и сжатыми губами. Двое слушателей впали в сон, остальные - в транс. В отдельные моменты пронзительность музыки достигала такой силы, что невольно цитировалось шекспирово "о ужас, ужас, ужас!"…

Шоковые акции Журавлёва вылились в диск Mule Cartoon ("Бульдозерная анимация", 1997). "Звуковые конструкции" (термин их автора) делались так: нестабильно работавший самодельный синтезатор выдавал набор случайных звуков, и, когда Николай чувствовал, что их диктуют свыше, он фиксировал это на аналоговый магнитофон, компоновал, оцифровывал на компьютере и сбрасывал на компакт. Получались этакие закодированные диалоги с Космосом (с помощью "генератора случайности"). А роль дешифровщика доставалась слушателям.

Журавлёв: "У Тарковского в "Ностальгии" один из персонажей говорит о китайской музыке, что это разговор с Богом, никакой тебе аранжировки, оркестровки. Думаю, мелодический и аранжировочный аскетизм - это единственно правильное в наше время направление: нужно уходить от всего лишнего. В абсолюте это должна быть одна вибрирующая нота". Эту божественную ноту композитор пока ищет.

 

Н. Журавлёв-Гибарян. Zwei. Проект "Арт-порно". 2007

Гибарян и глюки

 

На музыку минималиста Филиппа Гласса кинорежиссёр Годфри Реджио смонтировал знаменитый фильм "Коянискацци". А у Журавлёва с видеорядом не сложилось: его музыку рвались использовать местные режиссёры Марина Дохматская (в фильме) и Александр Клоков (в спектакле), но до дела так и не дошло.

Зато Николай, рисовавший с детства, с головой погрузился в компьютерную графику. В новом веке у него родился цикл футурологических картинок: девицы с имплантантами вместо рук, грудей и прочих членов ("Z-7911", "Z-700-2"), пляшущие получеловечки, распадающиеся в условиях радиации ("RADIO-DANCE"), или что-то типа Верховного Мирового Разума - чешуистый шар с огромным зрачком и ртом в виде ануса ("JJJJJ"). Будущее рисуется Гибаряну предельно жёстко: сплошной ужас гомосапиенса в ситуации конца света. Антиутопия почище видений Сальвадора Дали…

В последнее время он увлёкся эротическими фотографиями в духе Гюнтера Блюма и Жиля Берке. Приглашает моделей с улицы - для съёмок выставочного проекта "Арт-порно". Идею объяснил мне так: "Привлекает женщина как кибернетическая (управляемая) sex-machine. Мой идеальный образ секс-машины - Чесси Мур и Карин Шуберт".

Н. Журавлёв-Гибарян. Inga und Dietrich. Проект "Арт-порно". 2007

По его сведениям, в США уже делают секс-кукол, имитирующих движения и речь человека, - по образцу хоть Мэрилин Монро, хоть принцессы Дианы, хоть Гитлера (по выбору заказчика). Конец семье, натуральному сексу и размножению человечества!

 

Во всём мне хочется дойти до крайней точки

 

У Николая - мания арт-совершенства (перфекционизм). Если он делает картинки, то чтоб без сучка и задоринки, с максимальным количеством пикселей. Если смотрит старые немецкие фильмы (вроде "Кабинета доктора Калигари"), то только отличные копии. Если ремонтирует свою квартиру, то чтоб всё было в белом цвете - и потолок, и стены, и компьютер, с минимумом мебели (в тон полу). "Не жалею времени на результат, близкий к идеалу. А идеал, к сожалению, недостижим".

До дефолта 1998 года Николай был вольным художником, жил на случайные заработки и помощь родителей. Потом пришлось продаться фирме. Но вёрстку рекламы или проектирование фонтанной скульптуры "девицы с крыльями" принимает не очень близко к сердцу, а скорее - как компьютерный тренинг. Он говорит: "Свободный художник - это утопия, но стремиться к ней нужно".

Мечты его - экзотичны. Страхи - катастрофичны. Надеюсь, Гибарян не повторит судьбу своего однофамильца со станции "Солярис"?

 

Михаил Коковихин

 

Автопортрет. 2001

 

Журавлёв-Гибарян Николай Анатольевич род. 21.01.1967 в Вятке в рабочей семье. Кировская ДХШ (1982). Армейская служба в г. Пушкине (1986-88). В 1986-94 жил в СПб. С 1994 - в Вятке. Занятия: реклама, дизайн интерьера и экстерьера. Провёл акции: в Доме Витберга - акустический гитарный проект Flugstellgammuth и электронный перформанс Urban IV (1994); в Театре на Спасской - Flugstellgammuth-2 (2001); и др. Участник фестивалей медиа-арта: "Поклонение Сфероиду" (Пермь, 2002), Pixxelpoint (Нова Горика, Словения, 2002), "Машиниста" (Пермь, 2003), "Волгатроника" (Ульяновск, 2005). CD: Urban IV (1994), Mule Cartoon (1997). Холост. Пристрастия: Евг. Чарушин, Дали, Магритт, Мерет Оппенгейм, Дэвид Льюис, Филипп Старк, Гюнтер Блюм, Жиль Берке, Алекс де Грасси, Билл Аккерман, Дэвид Сильвиан, Residents, Kraftwerk, Duran Duran, "Моральный кодекс", Фриц Ланг, Лени Рифеншталь, Тарковский, кошки. Интервью: "Бинокль" № 1, статья Н. Журавлёва-Гибаряна о музыке: "Бинокль" № 2. См. также последнюю часть "Мастеров актуальной вятской живописи" ("Бинокль" № 23). Персональные сайты: www.z-gibarian.com и www.myspace.com/nickzgibarian

 

"Вятская особая газета" 20.09.2007, № 37

 

Н. Журавлёв-Гибарян. 1, 2, 3, 4, 5, я иду искать. 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz