Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Взял билет и не поехал

 

Рок-музыкант Сергей "Джекки" Перминов размотал ленту своей жизни до самого конца

 

Сергей Перминов по прозвищу Джекки узнаёт себя на портрете, подаренном ему на 30-летие художником Севой Машковцевым. 4.09.2008. Фото М. К.

 

Джекки - легенда вятской рок-музыки. Он создал с Алексеем Федяковым группу "ЧП", организовал первый на Вятке рок-фестиваль (с участием "Кино" Виктора Цоя), экспериментировал с живым исполнением собственной музыки в спектаклях Александра Клокова и Юрия Ардашева.

Однако все его проекты - даже успешные - не были долговечными. Вятская почва оказалась зыбкой: соратники поуезжали туда, где лучше, - в Москву и Питер. И мотало его, и кидало его - то в Голландию, то в церковные певчие. Джекки пребывал в раздумьях: что же делать, когда "мой костёр на Вятке светит, а искры гаснут на лету"?

 

И был джем-сейшн

 

После седьмого класса он двинул в Ленинград - в физико-математическую школу-интернат при ЛГУ. Позанимался курса три и в самом "универе". Но увлечение музыкой перевесило: ещё в Кирове Сергей научился играть на саксофоне и барабанах (в Доме пионеров на Коммуне) и барабанил потом в самодеятельном ансамбле в старом ДК Шинников, слушая магнитозаписи Deep Purple, Uriah Heep и других хард-роковых групп.

А в Питере конца 70-х собрал группу "Рубиновый дождь" (вскоре распавшуюся), окунулся в атмосферу подпольных рок-концертов: "Аквариум", "Машина времени", "Россияне", "Мифы"… Познакомился с рокерами, которые потом станут знаменитыми. Кто-то прозвал его "Джекки". Менты вязали "подпольщика" Джекки неоднократно.

Созданная им с друзьями новая группа выступала года два - под разными названиями (то "Сахарные палочки", то Spartak). Потом, обновив состав, она прославилась как "Странные игры", но уже без Джекки: в 81-м он по домашним делам вернулся в Киров. И завис на много лет. Женитьба, рождение дочери, квартира в Загарье. Трудился там в клубе худруком.

В 1985-м основал акустическую группу - в неё вошёл и Лёша "Длинный" Федяков, сын спортивного телекомментатора (соло-гитара, вокал). Смешивали мелодии средних веков с психоделическим роком в духе The Velvet Underground. Когда в группу влились бас-гитарист Костя Кремлёв, клавишник Владимир "Пух" Иванищев и барабанщик Игорь "Ррь" Быков, возникло название "ЧП", которое - по ситуации - участники расшифровывали как "частное предпринимательство", "члены правительства", "чрезвычайное происшествие", "честное пионерское" и пр.

Группа "ЧП" во главе с Сергеем "Джекки" Перминовым (в белом) на первом вятском рок-фестивале в ДК Металлургов. Слева от Джекки - Лёша Федяков. Справа - Костя Кремлёв. 1986

"ЧП" дебютировала в сентябре 86-го на первом вятском рок-фестивале, организованном Перминовым в ДК Металлургов, где он работал, замещая порой директора Людмилу Пикову. "Странные игры" приехать не смогли, и Виктор Сологуб привёз группу "Кино". Это был знаменитый сейшн! Помню, кагебешники (типа Юрия Исупова) в чёрной "Волге" отслеживали наплыв "диссидюг" вроде Лёши Безденежных. Виктор Цой - тоже в чёрном - незабываемо пел: "Перемен! Мы ждём перемен!"

В 87-м после выступлений в Питере - в том числе на устроенном Колей Васиным Дне Рождения Джорджа Харрисона - "ЧП" удостоилась скупой похвалы на страницах тамошнего ежемесячника "РИО": "'ЧП" - очень крепкая и сыгранная группа без налёта какой бы то ни было провинциальности - играет жёсткий рок-н-ролл в духе, скажем, "Алисы".

Джекки (слева) и Костя Кремлёв на концерте "ЧП" в Кировском политехническом институте. 1987. Архив В. Головёнкина
Джекки в "Разбойниках" А. Клокова по Шиллеру. Кировский ТЮЗ, 1988

Через год "ЧП" не стало: Федяков, Кремлёв и Быков уехали в Питер и назвались группой "Вино". А Джекки не поехал: "Федякову хотелось играть другую музыку, петь на английском. А я не хотел петь федяковские песни. Просто у меня своя творческая история".

Собрал в Кирове очередную недолгоиграющую группу - "Петров крест": этнический рок-н-ролл (гусли, гобой, флейта, альт, клавиши, барабан) в сочетании с фольклорными обрядами ансамбля "Горенка". В Москве поучаствовал в записях альбомов "Оберманекена". Режиссёр Анатолий Васильев пригласил писать музыку для его спектаклей - Джекки честно пытался, но… "То ли у него не сложилось, то ли у меня".

 

И было шоу

 

Ещё на излёте группы "ЧП" Джекки сочинял музыку для тюзовских спектаклей Александра Клокова "Разбойники" и "Эквус". На "Разбойниках" чепешники музицировали в оркестровой яме (Джекки - на саксофоне) и бродили по сцене как современная ипостась шиллеровских бунтарей-романтиков.

А потом "герои нашего времени" превратились в завсегдатаев тусовки: режиссёр Юрий Ардашев взял Перминова на роль Андрея в антрепризном спектакле "Три сестры" по Чехову (1999), где играли Татьяна Рясик, Иван Глухов, Светлана Вертелецкая (и прочий местный бомонд).

Светлана Вертелецкая (слева) танцует сиртаки над телом барона Тузенбаха. "Три сёстры" Ю. Ардашева. 1999. Архив М. К.

Джекки, бывший лет десять в разводе, сделал Светлане предложение - не по роли, а по жизни. Повенчались. Трижды потом ходили вместе в крестные ходы…

Но лучшая роль Перминова - в пушкинском "Моцарте и Сальери" того же Ардашева (2000). Модернизированный Сальери (Джекки) пьянствовал с Моцартом, импровизируя на саксофоне. "По сути, я играл самого себя: ему много дано, но перед глазами маячат люди, которым всё даётся очень легко, всё у них по жизни случается, а он на шажок, на полшажка всегда отстаёт, и всё дальше эти шажки отделяют его от успешных людей, хотя он не менее талантлив. И ему приходится мстить - не этим людям, а судьбе, жизни. Он понимает, что без Моцарта даже упоминания бы о Сальери не было. У меня по жизни происходили такие же вещи: люди, с которыми я начинал, которые были близкими друзьями, например, Кинчев, сейчас рок-идолы, а кто-то шёл - и не дошёл…"

Моцарт (Гера Перминов) и Сальери (Сергей Перминов) в спектакле Ю. Ардашева. 2000. Фото Е. Самарина

Когда Юрий Ардашев уехал покорять Москву (и, в конце концов, покорил в театре на Таганке), Перминову пришлось режиссировать свою лирическую исповедь самому: в 2005-м он поставил на малой сцене тюза "Последнюю ленту Крэппа" Беккета. Между саксофонными вариациями Джекки Крэпп иронизировал: "А какие были мысли! Какие планы! Например, меньше пить. Ха-ха-ха! Двадцать или сорок процентов всей моей сознательной жизни были посвящены пьянке. А ещё искушения насчёт женщин…"

При отсутствии профессиональной режиссуры "Последняя лента Крэппа" не пошла дальше премьеры.

"Последняя лента Крэппа" в Кировском ТЮЗе. Крэпп (Сергей Перминов) и его альтер эго (Гера Перминов). 2005. Архив М. К.

 

И будет память

Сергей Перминов - паломник Великорецкого крестного хода. 2000-е. Архив С. Перминова

 

После развода со Светланой он вернулся к маме. Подрабатывал шабашками. "То густо, то пусто". Мне он в 2008 году говорил так: "Жизнь не закончилась. Бывают моменты духовного подъёма. Хуже всего, когда не знаешь, что делать. А я знаю. Когда видишь перспективу, не так пакостно на душе, нет депрессухи, поползновений заниматься всякими нехорошими делами. Сейчас у меня всё нормально. Я расставил приоритеты. Та музыка, которую предполагаю делать, это сочетание театра, кино, моего опыта церковного пения и опыта рок-музыканта. Мне самому интересно, во что это выльется".

Сергей исповедовался в ближнем храме - Иоанна Предтечи. Бывало, что постился. Молился, по его словам, перед домашними иконами каждый день - утром и вечером. О чём? "Это личное. Ну, хотя бы о том, чтобы Бог дал столько времени, чтобы я мог максимально себя реализовать".

Ему было отпущено ещё пять лет. Он оцифровывал свою музыку. Делал кавер-версии хитов Дэвида Боуи, Брайана Ферри, Джима Моррисона, Боба Дилана. Играл на саксофоне в концертах с Евгением Калачёвым ("Оберманекен") в Галерее Прогресса. Последнее их выступление прошло в День города у киноцентра "Смена" в июне 2013-го.

Джекки (справа) и Евгений Калачёв отметили Рождество концертом в Галерее Прогресса. 7.01.2013. Фото М. К.

А до того он успел съездить в Москву на свадьбу своей дочери Дарьи. И собирался в июле ехать в Новороссийск на джаз-фестиваль, где его должны были снять в фильме. Пытался занять денег на поездку у одного художника. Тот вызвался купить билеты туда-обратно сам, а Сергею дал пятьсот рублей. Вскоре у Джекки началось кровотечение, которое не смогли остановить в Северной больнице. 8 июля он скончался.

Отпевал его в храме Иоанна Предтечи о. Александр (Коротаев). При погребении на Мурыгинском кладбище присутствовали родные, друзья из Вятки и Питера. Отец Тихон отслужил панихиду. Вечная память!

Сальери (Джекки), Моцарт (Гера) и Чёрный человек (Костя Партыка) в спектакле Ю. Ардашева. 2000. Фото Е. Самарина

 

Михаил Коковихин

 

 

 

Перминов Сергей Александрович род. 20.04.1961 в Кирове в семье служащих. Физматшкола при ЛГУ (1978). Три курса физфака ЛГУ. Три с половиной курса Кировского уч-ща искусств по классу гобоя (1983-87, заочно). Основал рок-группы "ЧП" (1985-88) и "Петров крест" (1988-89). Организатор рок-фестивалей на Вятке: первого (1986) и "Родина русской романтики" (1989, с Владимиром Головёнкиным). Автор музыки к спектаклям "Эквус" и "Разбойники" (1988). Карьера: дворник, плотник, кочегар, сторож, и. о. директора ДК Металлургов, актёр Кировского тюза, музобозреватель газеты "Выбор". Жил в Голландии (1993-94). Окончил Вятское духовное уч-ще (2003, регент церковного хора). Пел в церкви в Радужном и в Спасском соборе (2000-04). Жил в 2-комнатной квартире в р-не "Степашки" с мамой. Сын-продюсер Иван и дочь-менеджер Дарья (от первого брака с Татьяной Борисовой) живут в Москве. 7 лет брака со Светланой Вертелецкой. Пристрастия: Гоголь, Достоевский, Хармс, Сэлинджер, Ремарк, Маркес, Мусоргский, Стравинский, Вагнер, Вебер, King Crimson, Velvet Underground, Том Вэйтс, Врубель, Коровин, Тарковский, Феллини, грузинское домашнее красное сухое, испанское Rioja, текила, Lucky Strike.

 

 

 

"Вятская особая газета" 22.08.2013, № 33

 

 

 

 

 

 

 

 

Джекки-Крэпп (слева) и его альтер эго в спектакле "Последняя лента Крэппа". 2005. Архив М. К.

 

Сергей Перминов с гобоем под иконами у себя дома. 4.09.2008. Фото М. К.

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008