|
«Реквием» на пустых бутылках «Моцарт и Сальери» в постановке Юрия Ардашева На рекламной афише к спектаклю красуется вопрос: мол, гений или злодейство? Но в постановке Юрия Ардашева, по сути, речь идет вовсе не о завистнике Сальери, рассуждающем на тему: совместны ли гений и злодейство, и сможет ли он - убийца Моцарта - сочинить приличную музыку? Вятский режиссер беззастенчиво прочитал пушкинскую пьесу как современный постмодернистский текст и теперь задается вопросом: насколько талантливый человек - то бишь Моцарт - чудовище? И насколько разрушителен, губителен для человека процесс творения?! После премьеры один разочарованный зритель признался, что ожидал от спектакля про Моцарта классического блеска, погружения в эпоху париков и кринолинов. Словом, он, наивный, вспоминал фильм Формана «Амадей» и хотел повторения. Кстати, спектакль Ардашева - тоже про гибельную силу таланта. Но, знаете ли, Вятка - не Голливуд. Вятские «Моцарт и Сальери» откровенно провинциальны, а спектакль принципиально - любительский. Но именно в провинциальности, в осознанном пребывании ардашевских «Моцарта и Сальери» за чертой классики - главное достоинство постановки. В этом смысле третья по счету («Мышеловка», «Три сестры») театральная работа Ардашева получилась наиболее цельной.
Вятский режиссер сумел убедить меня в том, что Пушкин написал свою маленькую трагедию конкретно про нас и наше время. Здесь и сейчас два талантливых мужика - два местных музыканта - спьяну затеяли разборку, и один отравил другого алкогольным суррогатом, который разливали из саксофона. И это «ЧП районного масштаба» - пародия или трагедия? - уверенно разворачивается в атмосфере тупой и зловещей провинциальной обыденности, среди деталей алкогольного быта. «Эти слезы / Впервые лью: и больно, и приятно...» Это пьяные слезы, пьяная разборка. То ли Пушкин сочинил сюжет, то ли Веничка Ерофеев?! Вместо эпиграфа Ардашев использовал мелькание любительских кинокадров. Проектор установлен на сцене среди прочих реквизитов, свисают какие-то падуги и пр. Понятно, что это - смешение искусств, постмодернисткая свалка. Но с тем же успехом актеры могли бы сыграть на голой черной сцене, когда все внимание сосредоточено на героях, когда разительнее контраст между символикой и натурализмом. Так, если Сальери (известный местный музыкант-саксофонист Сергей «Джекки» Перминов) облачен в пожарный скафандр, - читай: цивилизованный малый защищен от окружающего мира броней своей «алгебры». Сальери - этот философствующий провинциал - выступает с кухонными откровениями типа: «Что пользы, если Моцарт будет жив / И новой высоты еще достигнет? / Поднимет ли он тем искусство?» Моцарт (шофер-турист, актер-любитель Георгий Перминов) и вправду дремуч, темен, нотной грамоты не знает. Он появляется на сцене почти голый, с головы до ног покрытый татуировкой, как растительным орнаментом, - абсолютное дитя природы, варвар, монстр вроде Гришки Распутина. Главное открытие режиссера состоит в том, что сегодня Моцарт для нас - лишь только имя. Музыка Вольфганга Амадея гениальна априори, и потому в спектакле она не звучит. Здесь играют что-то современное и талантливое, но из серии, в которой гениальность недоказуема. И зритель невольно лишний раз осознает, что классическая эпоха давно закончилась. Что больше нет никакой иерархии, нет классического искусства, нет искусствоведения. Сегодня всё поставлено под сомнение, все спорно и относительно. Вот говорят, что Моцарт Геры Перминова - тоже гений, но так ли это на самом деле? И где критерии? Впрочем, нынче, как известно, в искусстве важен вовсе не результат, а само состояние творческого кайфа. Юрий Ардашев как последовательный постмодернист, забавляясь, дает своим героям в руки кальян - источник вдохновения многих художников. Словом, истина в травке, в дурмане, в вине. В итоге понимаешь, что процесс творчества внешне просто отвратителен. Моцарт, извергающий утробные звуки, вызывает в зрителях содрогание. Он произносит пушкинские строки, не понимая, как это с ним происходит. На самом деле вначале хочется убить это пьяное чудовище, которое не сознает, что творит. Типа «ты, Моцарт, недостоин сам себя!» Третий полноправный герой спектакля - Черный человек (охранник Киса - КИрилл САмойлов). «За мною всюду он гонится, - признается Моцарт. - Вот и теперь / Мне кажется, он с нами сам-третей / Сидит». И эта видимость, этот глюк успешно материализуется на сцене. Черный человек буквально ходит за музыкантами по пятам, отбирает принадлежащие им реплики. Издевается над убийцей: «Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?» Наконец, он спаивает художников. Кстати, факт, что Сальери отравил Моцарта, не так уж и важен. Исход был близок: день-два, и Моцарт спился бы сам. В спектакле много иллюстративного, самодеятельного. Поначалу кажется, что режиссер так и застрянет в лабиринте бесконечной и оттого теряющей смысл пародии. Но постепенно современная «маленькая трагедия» набирает драматические обороты. Ардашев обнаруживает редкую в нашем провинциальном театре способность говорить на уровне сценических метафор. Вот со словами: «Обед хороший, славное вино!» - Моцарт и Сальери преломили на двоих буханку черного хлеба. Вот Черный человек, отбивая стеклотарой в авоське ритм уходящей человеческой жизни, просвистел на пустых бутылках что-то вроде моцартовского «Реквиема». Финал получился по-настоящему драматическим, неотвратимым и пугающим своей жуткой неприглядностью. Сегодня богоборческий пафос завистника Сальери («Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!») потерял актуальность. Подразумевается, что нынче Бога нет и потому никто не бог. Добро и зло, гений и злодейство перестают восприниматься как противоборствующие альтернативы. Черный человек гнездится в каждом из нас - и в Моцарте, и в Сальери. Черный человек - это Хайд нашего звериного подсознания, который неотвязно преследует внутри нас цивилизованного Джекила. Нельзя сказать, что Моцарт это осознает, но он предчувствует победу злобного Хайда и содрогается всем существом, и страдает. Спектакль фиксирует традиционную для культуры ХХ века мысль, но... Бог его знает, может, этот самый Моцарт и впрямь был гений. И вообще, кто гений, кто не гений? - не берусь судить, как и все, потому что больше не знаю критериев. Да это и не важно. Просто после ардашевского спектакля острее чувствуешь, что человека жаль, художника жаль. Он неподсуден как ребенок. Елена БЕЛЯЕВА |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |