Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Валерий Раевский: Я нашел бетховенского «Князя Галицына» в вятской библиотеке

Интервью с дирижером Вятского симфонического оркестра

- В связи с чем Вам присвоили звание заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР?

- В 80-м году меня пригласили руководить республиканским симфоническим оркестром в город Грозный. Оркестр был развален. За короткий срок мне удалось его восстановить и с успехом выступить на Днях Чечено-Ингушской АССР в Москве. В 82-м после выступления в столице и было присвоено звание.

- Какими судьбами Вы оказались на Вятке?

- По приглашению директора училища искусств Боева Владимира Григорьевича. Вначале я приезжал сюда «на смотрины». Смотрели-то на самом деле больше на меня: понравится - не понравится человек, который себя предлагает. Видимо, я понравился. Но точку в наших переговорах поставил тогдашний мэр Кирова Михеев Анжелий Михайлович, который пообещал в течение года дать квартиру. Квартиру, правда, пришлось ждать три года: обещанного три года ждут. Но сейчас я вполне устроен.

- Как начиналась Ваша работа с оркестром?

- С ним я встретился в сентябре 1994 года. Оркестр был любительским и к тому же остался без руководителя - Дорфман, как известно, отправился в «родные палестины». По стечению обстоятельств мой поезд прибыл в Киров спустя двадцать минут после того, как отъехал Дорфман. Боев встречал меня не уходя с вокзала после проводов Дорфмана. Музыканты приняли очень хорошо: в моем лице они впервые увидели профессионала. Дорфман при всем том, что он прекрасный музыкант и хороший организатор (ему удалось сколотить коллектив оркестрантов и удерживать их на протяжении многих лет), профессиональным дирижером не был. Его работа с оркестром была достаточно дилетантской. И оркестр, несмотря на то, что в его составе было много высокопрофессиональных музыкантов, оставался слабым. Он собирался на репетиции раз в неделю, концерты давал один-два раза в год. Причем репетиции проходили, видимо, по такому принципу: придем, встретимся, поговорим, а заодно и поиграем. В общем, это походило на кружок по интересам, на клуб.

Музыканты поначалу мне говорили: «Валерий Александрович, Вы работаете так, что нам слово нельзя друг с другом сказать во время репетиции. Всё время - в напряжении». Да, дирижер не может не быть диктатором. Просто формы этой диктатуры разные. В обязанности дирижера входит задача любыми способами объяснить музыканту, что к исполняемой музыке следует подходить именно так и музыкальную фразу нужно играть именно так, а не иначе. Но каким способом он это делает - другое дело. Есть дирижеры, которые откровенно грубы по отношению к музыкантам. У меня нет такой возможности хотя бы потому, что все музыканты работают по совместительству. Их в оркестре ничто не удержит, грубости они просто не потерпят, и поэтому я должен вести себя с ними достаточно корректно. Я уже научился навязывать им свою волю не грубыми методами, а используя методы убеждения. Их убеждает авторитет руководителя, который приобретается от репетиции к репетиции. Мы уже нашли с музыкантами здесь в Вятке общий язык. Поэтому и концерты проходят с огромным успехом.

- Какие крупные музыкальные произведения Вам удалось подготовить и сыграть с оркестром?

- Из наиболее запомнившихся могу назвать сорок пятую симфонию Гайдна («Прощальная»), первую симфонию Бетховена, четвертую симфонию Чайковского, увертюры Бетховена «Эгмонт и Кориолан», симфоническую фантазию Чайковского «Ромео и Джульетта», концерт Чайковского для скрипки с оркестром, концерт Мендельсона для скрипки с оркестром, второй и третий концерты Рахманинова для фортепьяно с оркестром (они были исполнены с местными и с приезжими солистами). Мы исполнили оперу Рахманинова «Алеко» с приехавшими сюда по моему приглашению солистами Большого театра. К юбилею Пушкина исполнили полностью оперу «Евгений Онегин» Чайковского (солировали молодые певцы - солисты Нижегородского оперного театра). В позапрошлом году в зимние каникулы с народным балетом поставили балет Чайковского «Щелкунчик», в этом году - балет «Спящая красавица». Думаю, оставил след в культурной жизни города детский абонемент популярной классической музыки, который исполнялся в зале ДК Шинного завода.

- По мнению многих вятчан, событием стало исполнение оркестром «Реквиема» Верди в 1998 году...

- Несомненно, это так. Причем, когда я предложил музыкантам это произведение, они заявили, что им его не осилить. Однако исполнение действительно оказалось удачным и имело общественный резонанс. А предыстория этого события такова. Когда я познакомился в Москве с руководителем академического русского хора имени Свешникова моим однофамильцем Раевским Игорем Ивановичем и увидел в репертуаре хора «Реквием», я решил пригласить хор в Вятку для его исполнения. А у них вообще-то не было в планах останавливаться в нашем городе во время своих гастролей по Уралу. Но Игорь Иванович заинтересовался Вяткой. Не последнюю роль сыграло совпадение наших фамилий, хотя это и случайность.

«Реквием» - это гигантское полотно, я всю жизнь мечтал его исполнить. Но где возьмешь такой хор! А тут он сам на голову свалился. Это действительно стало музыкальным событием. Во-первых, в Вятке это произведение никогда не звучало. А во вторых, для музыкантов - огромное счастье исполнить произведение такого уровня. Хор Свешникова очень высоко оценил наш оркестр: было заявлено, что концерт, который состоялся здесь, вполне сравним с концертом в Большом зале Московской консерватории. Хотя они признались, что ехали в Вятку с большим скепсисом: поскольку думали, что если оркестр не профессиональный, то и уровень исполнения будет низкий. Но оказалось, что оркестр вполне на уровне московских коллективов.

- Сколько концертов в год вы даете? Бываете ли на гастролях?

- За прошедшие полгода мы дали 24 концерта. На гастроли не ездим из-за отсутствия средств. Но нас приглашают в Кирове на мероприятия. Когда открывали филармонию, мы там выступали. На открытии присутствовал губернатор и очень высоко оценил наш оркестр. Мы были приглашены на инаугурацию губернатора, когда он был избран на второй срок. Он также остался доволен нашим выступлением.

- Где обычно даете концерты?

- В зале музыкального училища. Прежде мы давали концерты в зале ДК Шинного завода. Я считаю, что зал шинников - самый лучший для исполнения симфонических произведений. Часто даем концерты в музее Васнецовых. В зале филармонии хуже акустика, и после ремонта ничего не изменилось. Строители об акустике и не подумали.

- Насколько зал училища бывает заполнен на концертах оркестра?

- Заполнен до отказа всегда. В Вятке присутствует какая-то тяга к музыкальной классике. Именно в Вятке. Потому что я бывал в других городах - там залы пустые на подобных концертах.

- Кто составляет вашу аудиторию?

- В основном - ученики и преподаватели музыкальных школ и других музыкальных заведений. Бывают и врачи, преподаватели вузов... У нас есть постоянные слушатели. Имеется даже список завсегдатаев концертов, и когда планируется выступление, мы просто звоним по телефону и приглашаем. Я специально такие телефоны собираю.

- Вы имеете доход?

- Дохода никакого. Мы не можем устанавливать слишком большую цену на билеты. Если билет стоит 10 рублей и собирается полный зал, то получается 3 тысячи рублей. Три тысячи на семьдесят человек - это мизер. Конечно же, мы ищем бизнесменов, заинтересованных людей для оказания оркестру материальной помощи. Для того, чтобы нормальная музыкальная жизнь в Кирове была, нам необходимо около 5 тысяч рублей в месяц. Эти средства нужны для того, чтобы пригласить солистов из Москвы, Санкт-Петербурга. Да, с 1997 года наш оркестр стал муниципальным, и музыканты получают по полставки, по двести-триста рублей в месяц в зависимости от разряда. Но это очень мало.

- Вопрос о субсидиях ставился где-то во властных структурах?

- Ставился, но денег нет. Я всегда говорю людям в администрациях города и области, что это хорошо, когда там селедка, кальмар или еще какая-то живность в собственном соку варится, а для творческого коллектива - это смертельно. Мы не знаем собственного уровня, теряем ориентиры, кто есть кто, какова наша планка. Вот когда к нам приехала Ирина Бочкова, профессор Московской консерватории, и сыграла концерт Мендельсона для скрипки с оркестром, наши скрипачи поняли, как надо играть, на каком уровне должно быть исполнительское мастерство.

- Есть ли у Вас контакты с подобными коллективами за границей?

- К нам приезжал Берлинский молодежный оркестр. Я, кроме того, руковожу еще и детским симфоническим оркестром. Собираю талантливых детей, и мы разучиваем различные произведения. Часто бывает: родители играют во взрослом оркестре, а их дети - в детском. Родители и преподаватели направляют ко мне детей, потому что понимают, что такого уровня руководителя они могут больше не увидеть. Даже в Москве нет детского симфонического оркестра, а в Вятке есть. Конечно, для детей приходится обрабатывать произведения. Мы с ними подготовили и сыграли фрагменты из «Щелкунчика», «Лебединого озера», антракты из оперы «Кармен», «Славянские танцы» Дворжака, «Венгерские танцы» Брамса. Сыграли симфонию местного композитора Димы Лукьянова. И вот с детским оркестром мы были в Берлине с ответным визитом в 97-м году.

- Есть ли в Вятке почва для развития исполнительства классической музыки или это просто увлечение обособленной группы музыкантов?

- Есть почва и есть корни. Документы свидетельствуют, что любительский симфонический оркестр и хоры имелись в Вятке по меньшей мере сто лет назад. Когда мы готовили к исполнению кантату Чайковского «Москва» с хором музыкального училища, я узнал, что это произведение исполнялось в Вятке еще где-то в 1894-1896 годах. И это вовсе не простая музыка Чайковского, а сложная для исполнения и оркестром, и хором.

- Но Вам, вероятно, приходится подстраиваться под провинциального слушателя, выбирая популярные и не очень сложные произведения?

- Нет, я не подстраиваюсь. При выборе репертуара я исхожу из того, что оркестру под силу сыграть без заметных для произведения потерь.

- Перечисляя сыгранное, Вы не назвали Шостаковича...

- Мы сыграли только «Праздничную увертюру» Шостаковича. Возможно, нам было бы под силу сыграть первую симфонию. Но мы испытываем голод в нотах: в нашей стране не издаются ни партитуры, ни оркестровые голоса. Я достаю их через знакомых в других городах. Нас спасает то, что мэр Киселев Василий Алексеевич недавно подарил нам ксерокс. Безусловно, необходимо, чтобы исполняемое было интересно для публики. Но мы не подстраиваемся под нее, а стараемся вести за собой.

- Вы не «продаетесь»?

- Мы не стремимся «продаться», хотя я не вижу в этом ничего плохого. Если бы вкус массового слушателя достиг того уровня, когда он охотно шел на концерт симфонической музыки, речь могла бы идти о конкуренции с другими музыкальными жанрами. Но пока только для профессионального музыканта понятно, что рок или поп никогда не достигнут уровня симфонической музыки. Только интеллектуалу понятно, что он в принципе может прожить без Пушкина или Достоевского, но при этом невероятно обеднит свою жизнь, украдет у себя прекрасную ее часть.

- Вы не противопоставляете рок и классику?

- Нет. И то, и другое имеет право на жизнь. Есть свои шедевры в рок-музыке и в классической. И наоборот. И то, и другое - музыка. Музыка не может быть плохой только потому, что она «поп», и хорошей только потому, что она симфоническая. Хотя пока больше пропагандируется «поп».

- Что Вам нравится в поп-музыке?

- «АББА», Тина Тернер, Уитни Хьюстон...

- А из современных групп?

- Из современных мне не нравится никто. Как многие выключают приемники, когда слышат симфонию, так я выключаю приемник, когда слышу, например, «Иванушек Интернешнл».

- Многие мировые симфонические оркестры исполняют, скажем, «Битлз», Элтона Джона, увертюру из рок-оперы Уэббера «Иисус Христос - Суперстар»...

- Но мы тоже исполняем симфо-джазовую музыку. В этом году, когда открывали сезон, пианистка Ирина Загоскина сыграла рапсодию Гершвина в стиле блюз. А оркестр сыграл сюиту Бернстайна из мюзикла «Вестсайдская история». И я хочу даже сделать весь концерт из фрагментов знаменитых мюзиклов.

- А как Вы оцениваете опыт Спивакова, его манеру дирижировать, популяризировать классическую музыку? Не удешевляет ли он классику?

- Я с уважением отношусь к Спивакову. Мне не претит, что он делает из концерта классической музыки некое шоу. Слушатель ведь приходит еще и смотреть, у каждого есть глаза. Концерт должен быть еще и зрелищем, что и делает Спиваков. Когда я работал здесь в училище с камерным оркестром, мы исполняли «Деревенскую симфонию» Моцарта. Там есть партии валторн с фальшивыми нотами, так задумал композитор. При исполнении и дирижер, и валторнисты сидели в шляпах с перьями. Я по заранее подготовленному сценарию выгонял валторнистов за фальшь. То есть были театральные приемы. Публика с огромным удовольствием воспринимает такие концерты. Было бы гораздо хуже, если бы мы исполнили эту симфонию, извините, с постными рожами.
Титульный лист «Князя Галицына»
Титульный лист «Князя Галицына»

- Симфонический оркестр занимает определенную нишу в музыкальной жизни Вятки. А остальные ниши заполнены?

- Ну, есть же оркестр народных инструментов, Вятский джаз-бэнд, другие коллективы. На мой взгляд, не хватает приглашенных исполнителей. К нам приезжает кое-кто, но это капля в море. Нужны свежие голоса из-за пределов области. Тогда музыкальная жизнь Вятки будет гораздо богаче.

- В целом как Вы оцениваете культурный уровень Вятки?

- Как низкий, очень низкий. Из-за плохого финансирования культуры. Музыканты получают очень мало. Это заставляет их перебегать из одного коллектива в другой или играть одновременно в нескольких, что, понятно, не идет на пользу самой музыке. Так устроено не во всех городах. Например, в Ярославле губернатор взял симфонический оркестр под свое покровительство и дал оркестрантам хорошие зарплаты, в среднем по полторы тысячи рублей. Профессиональный уровень оркестра сильно вырос, и в Ярославле сейчас, можно сказать, музыкальный расцвет. Хотя Вятская земля рождает очень много музыкальных талантов...

- ...большинство из которых уезжают.

- Уезжают практически все таланты. В Москву, Петербург, Нижний Новгород, Казань. Сейчас у меня из оркестра уехало только струнников десять человек, и все поступили в консерватории.

- Наверное, это судьба любой провинции?

- Во многом - да. Уезжают туда, где консерватории, хорошие филармонии, оперные театры.

- Ваши ближайшие планы?

- Я хочу восстановить абонемент для школьников. Думаю и о будущей программе. Вот новый репертуар лежит у меня на столе. Там, кстати, увертюра Бетховена «Князь Галицын», opus 127, одно из последних произведений композитора. Ноты я совершенно неожиданно нашел здесь в Вятке в библиотеке нашего оркестра. Думаю, в России она почти не исполнялась. Во всяком случае, сам я о ней никогда не слышал.

Записал Александр КОТОВ

P.S. Недавно в Москву направлены документы на присвоение Валерию Раевскому звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

РАЕВСКИЙ В. Александрович. Директор - художественный руководитель и дирижер Вятского муницип. симф. оркестра. Род. 17.02.1938 в п.Княгинькино Тверской обл. Закончил дирижерско-хоровое отделение музучилища в Костроме, Московскую консерваторию по классу дирижера хора, Ленинградскую консерваторию по классу дирижера симф. оркестра и оперы. Работал дирижером симф. оркестров Костромы, Ярославля, Грозного и театров оперы и балета в Челябинске и Улан-Удэ. Засл. деятель иск-в ЧИАССР. С 1994 живет в Кирове. Жена Маргарита, преподаватель муз. школы N 4. Сын Артур (имя дано в честь Тосканини), 34 года, юрист.



Следующая статья:
Вера БУЛДАКОВА. Сны и сказки вятской глубинки (язычество внутри нас)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz